СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема самообразования
"Методика сбора, оформления и использования натуральных наглядных пособий, коллекций и отдельных композиций при изучении биологических дисциплин"
ЦЕЛИ: 1. Подобрать материально-доступные и соответствующие возрастным возможностям обучающихся методики сбора и оформления натуральных наглядных пособий, коллекций, композиций.
2. Оформлять натуральные наглядные пособия, коллекции и композиции с учётом дальнейшего их использования при изучении биологических дисциплин.
3. Изучить и разработать методики использования натуральных наглядных пособий, коллекций и композиций при изучении биологических дисциплин.
4. Проводить занятия таким образом, чтобы обучающиеся могли не только знакомиться с натуральными объектами, но и могли правильно с ними обращаться и работать.
Для реализации целей мною поставлены следующие задачи:
— собирать природные объекты и оформлять натуральные пособия, коллекции и композиции с учётом научно-обоснованных методических рекомендаций.
— использовать местный природный материал в качестве натуральных пособий, коллекций и композиций при изучении биологических дисциплин, а при отсутствии необходимых – природные объекты, собранные на территории Крыма.
— целенаправленно активизировать познавательную и творческую деятельность обучающихся путем привлечения их к процессам сбора природных объектов и создания натуральных пособий, коллекций и композиций.
— использовать готовые и самостоятельно разработанные методики при изучении биологических дисциплин
Общая характеристика работы
Актуальность темы самообразования.
Проблема подготовки экологически грамотного человека, имеющего достаточно высокий уровень базового биологического образования, является одной из важнейших на современном этапе развития общества и во многом зависит от уровня преподавания естественных дисциплин.
В настоящее время большинство городских школ (в том числе гимназий и лицеев) не имеют полного комплекта натуральных наглядных пособий по биологическим дисциплинам, не говоря уже о сельских учебных заведениях, где ситуация еще хуже. Даже при наличии больших финансовых возможностей школы не могут приобретать в специализированных магазинах в достаточном объеме необходимые наглядные пособия из-за их малого ассортимента или невысокого качества выполнения.
Кроме этого краеведческий принцип обучения биологическим дисциплинам требует от учителей опоры на природные объекты местной флоры и фауны, а это значит, что учителям биологии и руководителям учебных объединений эколого-натуралистического направления необходимо иметь в наличии местный природный материал.
Недостаточное использование при изучении многообразия органического мира натуральных природных объектов не позволяет получить максимально возможный эффект от проводимых с обучающимися занятий.
Кроме того, как показывает практика, в ходе изучения школьных предметов биологического цикла у обучающихся не всегда формируется верное представление о взаимосвязях и взаимодействиях различных компонентов природы, что не позволяет им увидеть целостную картину природы, а значит, и окружающего мира.
Наблюдаемая в последнее время тенденция снижения количества учебных часов на изучение естественных дисциплин требует от учителя биологии и руководителей учебных объединений эколого-натуралистического направления поиска возможных путей интенсификации учебного процесса, использования' новых современных методик, позволяющих при минимальных затратах времени обучения демонстрировать максимально возможное количество природных объектов. Поэтому желательно использовать на занятиях не отдельные наглядные пособия, а их целые комплексы, сформированные в единую композицию.
В связи с этим необходимо их самостоятельно собирать, оформлять и использовать в своей работе.
Проведенный анализ проблемы позволяет выделить ряд противоречий:
— между необходимостью формирования у обучающихся целостного взгляда на природу и разделением наук, ее изучающих, на отдельные учебные курсы;
— между необходимостью опираться в преподавании биологии на средства натуральной наглядности для достижения максимальной эффективности результатов учебного процесса и неподготовленностью учителей биологии и руководителей учебных объединений эколого-натуралистических направлений к их самостоятельному сбору, оформлению и использованию в своей работе;
— между необходимостью опоры в преподавании биологи на краеведческий материал и комплекс местных средств натуральной наглядности при изучении регионального компонента школьной программы и недостатком соответствующей литературы, не раскрывающей в полной мере методики включения его в общий учебный процесс.
Актуальность и недостаточная разработанность в методике биологии вышеуказанных противоречий определили выбор моей темы самообразования.
Методические рекомендации, необходимые при использовании натуральных наглядных пособий, коллекций и композиций при изучении биологических дисциплин
При наличии свободного помещения, самостоятельно оформленные природные натуральные пособия, коллекции и композиции можно расставить по принципу школьного музея природы. Такая комната — это овеществленный источник информации о природных объектах, используемый в учебно-воспитательном процессе, при изучении естественно-географических дисциплин. Работы, оформленные в экспозиции, являются ее важнейшими структурными элементами, так как благодаря своей «подлинности» они становятся полноправными субъектам образовательного процесса. Поэтому при отборе будущих экспонатов в состав экспозиции необходимо учитывать следующие факторы:
1) Объекты природы должны быть представлены типичными для рассматриваемых природных ландшафтов видами.
2) Желательно демонстрировать представителей массовых или обычных видов местных природных сообществ.
3) Объекты природы не должны требовать очень больших усилий и затрат при их сборе или изготовлении из них экспонатов.
4) Готовые к демонстрации природные объекты должны сохранять свои характерные морфологические признаки и не разрушаться при хранении в условиях школьного музея или отдельно выделенной для этой цели комнаты.
5) Из природной среды недопустимо изымать (даже для фондов музея) представителей редких и охраняемых видов растений и животных.
Благодаря стройной экспозиции решается проблема объединения общим замыслом в единое целое, как натуральных природных объектов, так и дополняющего их научно-вспомогательного материала, что позволяет более эффективно и полноценно использовать ее возможности при обучении обучающихся биологическим дисциплинам. Кроме этого, во многом решается и проблема дефицита комплекса средств натуральной наглядности, характеризующих природу родного края (для реализации регионального компонента школьной программы по биологии), так как музейная экспозиция помогает достоверно и многоаспектно отразить различные компоненты природных сообществ родного края.
При планировании и подготовке проведения максимально эффективных занятий необходимо учитывать их тематику, охват изучаемого материала (обзорные или тематические экскурсии), целевую направленность (общепросветительские или учебные), возрастной состав обучающихся, их общий уровень развития и предварительной подготовленности.
Во многом на эффективность занятий, с использованием натуральных пособий, коллекций и композиций, оказывает влияние степень участия в их организации и проведении, как самого учителя биологии, так и непосредственно обучающихся. Как показывает опыт, наиболее оптимальными вариантами являются такие уроки и экскурсии, в которых равноправными и активными участниками будут сами школьники, выступающие в роли ведущих или их помощников. Кроме этого, целесообразно применять в ходе проведения занятий индивидуальные инструктивные карточки-задания, для выполнения которых учащимся необходимо использовать материалы различных разделов экспозиции, композиций и коллекций.
При проведении уроков, необходимо применять и интерактивные способы изучения натуральных природных объектов, когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно получать информацию о них, используя все органы чувств.
Во время проведения экскурсий учителю биологии или руководителю учебного объединения следует больше использовать диалогическую речь (например, эвристическую беседу и др.), способствующую долговременному сохранению интереса и внимания к темам занятий.
Моя коллекция растений и животных
Коллекция животных непохожа на любую другую коллекцию. Разница прежде всего вот в чем. Марки или спичечные этикетки, например, вы покупаете в магазине, вымениваете у знакомых. Богатая ли получилась коллекция, зависит часто не от самого собирателя, а от того, что есть в продаже, какой суммой денег он располагает. Иное дело коллекция животных. Тут уж всё зависит только от вас, от ваших знаний и умения.
Животных собирают не только потому, что всякое коллекционирование — интересное, увлекательное занятие. Конечно, если у коллекционера нет хорошего охотничьего азарта, он никогда не соберет богатой интересной коллекции. Следует, однако, помнить, что собирание животных — не только увлекательное, но и очень нужное занятие. Коллекции животных очень нужны в школах. Не секрет, что редкая школа может похвастать хорошим собранием насекомых или раковин моллюсков.
А между тем хорошие коллекции — незаменимое наглядное пособие на уроке, они помогают лучше узнать природу родного края. Обычно в учебных заведениях имеются гербарии растений, чучела птиц и зверей. А вот коллекций насекомых, моллюсков, червей, пауков часто нет.
Чтобы собранная коллекция имела научную ценность, важно уметь не только собрать животных и оформить сборы, но, самое главное, необходимо правильно документировать собранный материал.
Еще точнее и прочнее становятся эти знания, когда приводишь в порядок свои сборы, оформляешь их в виде интересных препаратов и коллекций, делаешь экспонатами, – предметами для показа и поучения в классе, в музее, на выставке.
Эти коллекции будут нагляднее, чем записи, зарисовки и фотоснимки.
И каждый юннат должен уметь производить подобные сборы в природе и сохранять их для коллекций. Ведь легко может случиться, что вам придется быть участниками краеведческой экспедиции. Вас охотно примут в сотрудники, если уже юннатом вы научитесь хорошо собирать и умело засушить растения и насекомых, проэтикетировать и сохранить сухие и формалиновые коллекции.
Темы сборов и коллекций могут быть очень разнообразными. После работ ваших в природе они покажут, каких насекомых-вредителей или какие растения-сорняки вы истребляли, какие собирали кормовые травы, какие лекарственные растения изучили, какие разводили растения, какие новые формы их получили и многое другое.
Работа первая ГЕРБАРИЙ
Возьмите листы плотной бумаги для большого гербария– размером 45х30 см, для малого – 30х20 см. Делать гербарий в сшитой тетради не следует, – он должен состоять из отдельных листов. Важно, чтобы листы одного гербария, которые будут храниться в общей папке, все были одинакового размера.
Приготовьте нитку с иголкой. Нитки можно окрасить в зеленый цвет (акварелью или зеленой тушью) и высушить. Тогда нитка, которой вы пришьете растение к листу, не будет заметна и это придаст гербарию более аккуратный вид.
Приготовив листы для гербария и нитку, приступите к укладке растений. Укладывайте их так, чтобы на листе в правом нижнем углу осталось место для этикетки. Уложив растение, пришейте его на лист. Начните со стежка при основании стебля. Наколите иголкой сверху две дырочки с двух сторон у самого стебля, затем вденьте иглу с ниткой с нижней стороны листа, охватите стебель ниткой, завяжите узелком. Так же пришивайте и дальше. Если растение ветвистое, пришивайте и ствол и боковые веточки.
Этикетку сделайте из плотной бумаги и наклейте ее внизу листа справа. Придайте ей красивый, аккуратный вид, обведите рамочкой. На этикетке напишите название школы, общее название гербария (хлебные растения, лекарственные растения, формы стеблей или другое), название растения, где, когда и кто собрал.
Если гербарий содержит в себе ценные растения и хорошо сделан, желательно приклеить к каждому гербарному листу листок тонкой бумаги, который защищал бы растение от поломок. Листок этот делается такой же величины, как гербарный лист, но с одного края он имеет добавочную загнутую полоску в 2 см шириной. Полоску эту надо смазать клеем и приклеить к левому краю гербарного листа с нижней стороны. При рассматривании растения она подгибается назад, а при укладке листа в пачку накрывает растение.
Из плотной бумаги сделайте к каждому гербарию папку. Для гербариев небольшого формата лучше всего приобрести в магазине канцелярских товаров папку для бумаг и наклеить на нее этикетку с названием гербария, названием школы и обозначением, когда, где и кто его делал.
Работа вторая КАНТОВАНИЕ ПОД ЦЕЛЛОФАН
Кантовать под целлофан можно маленькие препаратики. Возьмите квадратик гладкого, немятого целлофана (какой кладется в коробки с конфетами) и квадратик тонкого картона. Размер может быть различный: если квадрат картона имеет сторону в 6 см, то квадрат целлофана должен быть в 8 см; если картонный квадрат – 8 см, то целлофановый – 10 см. Препарат может и не быть строго квадратным. Например, из картона вырежьте прямоугольник 7х5 см, а целлофан к нему будет иметь формат 9 х 7 см.
На картон, если он не белый, положите без приклейки листок белой бумаги, на него – расплющенный в тонкий слой клочок ваты; на вату положите заклеиваемый предмет – какой-нибудь цветочек, мелкие семечки; после этого покройте препарат целлофаном так, чтобы одинаковой ширины кантики со всех сторон выдавались за картон. Уголки этих кантиков срежьте – не у самых углов картона, а немного отступя. Смажьте кантики снизу горячим столярным клеем и подверните под картон. На полчаса препарат положите под пресс или зажмите края канцелярскими скрепками на то время, пока твердеет остывающий клей.
Обычно такой препаратик не является самостоятельным учебным пособием, а только частью пособия. Такие целлофановые препаратики приклеивают на гербарный лист или кладут в коллекцию насекомых.
Работа третья ОТКРЫТЫЕ КОРОБОЧКИ – ПОДНОСЫ
В школьных ботанических коллекциях бывают такие прочные грубые предметы, как куски и отпилы древесных стволов, куски торфа и каменного угля, древесные шишки, череп кролика или гуся, зубы коровы и подобное другое, что не нужно ни заклеивать под стекло, ни нашивать на экран, ни прятать в коробки. Но нехорошо, если они просто валяются на полках шкафа. Для них сделайте открытые плоские коробки – подносы. Таким подносиком может служить любая коробка из – под конфет, если срезать с нее крышку. Коробка даст один поднос, а перевернутая крышка – другой; иногда подойдет даже спичечная коробочка, вынутая из футляра.
© 2015, Беспалая Эльвира Александровна 555