СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы.
Организация самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы – это ответственная и сложная работа. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности, потому что самостоятельная работа формирует личностное отношение к материалу, способствует становлению личности. Говоря о формировании у школьников самостоятельности на уроках русского языка и литературы, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. У многих самостоятельная работа ассоциируется с разными видами домашних заданий или как синоним контрольных работ. Но это не так.
Возможности самостоятельной работы разнообразны. Чтобы закрепить знания и умения недостаточно просто дать задание. Б.П.Есипов писал: «Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально отведённое для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели…»
Так мы на уроках русского языка и литературы используем исследовательский метод, который осуществляется в таких приёмах работы как сопоставление героев художественных произведений, написание рецензий на прочитанную книгу, сочинение сказки на лингвистическую тему, сообщение – презентация, например, о жизни и творчестве какого-либо писателя или поэта. Выполнение реконструктивных самостоятельных работ тоже заставляет проявить исследовательские умения. Толчком к этому является ситуация затруднения, когда, не найдя прямого ответа в учебнике или в художественном произведении, ученик вынужден сам дать ответ на вопрос. Например, каким вы представляете себе человека, написавшего следующие строки…
Самостоятельная работа по образцу означает воспроизводящую деятельность. Уже само задание указывает на это. Например, выпиши, найди в тексте и т.д. Такая работа не предполагает творчества, зато экономит время и помогает накопить знания и умения для дальнейшей творческой деятельности. В качестве такой работы ученикам предлагается, например, составить план к собственному устному ответу или план к пересказу. Таким образом, в задания по образцу вводятся элементы творчества.
Самая высокая активность и самостоятельность учеников обнаруживается в творческих работах: в сочинениях и изложениях разных типов. При этом они обнаруживают понимание данной темы и понимание художественного своеобразия произведения.
Кроме того на уроках русского языка, мы проводим творческие диктанты. В среднем звене обучения это вид упражнений, при выполнении которого ученики по указанию учителя вносят изменения в текст. А в старших классах самостоятельно находят и исправляют речевые ошибки. Особенно хорош данный вид работы при подготовке к ЕГЭ. При написании творческого диктанта ученики самостоятельно расставляют знаки препинания в изменённом или исправленном ими тексте, что в определенной мере приближает данный вид работы к произвольному письму. Творческая работа учит самостоятельности: учит ставить цель, формулировать выводы и т.п.
В определённых ситуациях ученик может разделить с учителем некоторые его функции, проявляя самостоятельность. С появлением в нашей жизни сети Internet эти возможности расширились. Реализовать творчество и самостоятельность на этапе изучения нового важно. Ведь человек склонен больше доверять своим собственным наблюдениям, чем тем, которые ему предлагаются в готовом виде. К материалу, который преподносит учитель, ребята добавляют своё. Так на вводном уроке по изучению поэтов «Серебряного века» в 11 классе, после обозначения «временных рамок» по нятия можно дать следующее задание: Вспомните и запишите даты и события, характеризующие это время. Свой ответ аргументируйте. (время выполнения 4-5 минут.)
Учат самостоятельности и развивают творческие задания на составление вопросов по определённой теме или составление карточек. Например, при изучении жизненного и творческого пути какого-либо писателя, предлагается составить по пять вопросов по данной теме. Или написание отзыва на прочитанную книгу. Сначала по образцу, а потом самостоятельно. Наряду с учебной деятельностью важным средством организации самостоятельного обучения является игра, которая используется для повышения мотивации обучения и позволяет в доступной и форме повторить сложный материал. На уроках русского языка и литературы можно использовать такие моменты игры как:
· четвёртое лишнее
· найди ошибку
· продолжи предложение
· подскажи словечко
· разгадывание и составление кроссвордов
· узнай героя
Итак, самостоятельная работа служит важным средством развития у учеников познавательных способностей. А целями и задачами самостоятельной работы являются:
© 2015, Потёмкина Галина Григорьевна 1105