СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Самостоятельное устное изложение на литературоведческую тему в жанре научного сообщения. (Об А. П. Чехове)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание учащимся. Подготовьте сообщение на тему «В чём секрет поразительного знания людей А. П. Чеховым?».

Проведите в классе викторину с использованием существи­тельных текста, называющих людей России по их занятиям – героев чеховских рассказов, на тему «Кто больше всех назовёт произведений А. П. Чехова, в которых изображены упомянутые (в тексте) люди?».

Страстная любовь к многолюдству сохранилась у Чехова до конца его дней. Уже в последней стадии чахотки, когда, «полу­разрушенный, полужилец могилы», он приехал на короткое время в Москву, к нему на квартиру стало стекаться так много народу, что с утра до ночи у него не было минуты свободной. «У него непременно в течение дня кто-нибудь бывал», – вспоминает Владимир Иванович Немирович-Данченко* и тут же отмечает невероятную странность: «Это его почти не утомляло, во всяком случае, он охот­но мирился со своим утомлением».

Если даже тогда, когда туберкулёз окончательно подточил его силы, он «почти не утомлялся» от этой нескончаемой вере­ницы гостей, которые, сменяя друг друга, каждый день с утра до вечера приходили к нему со своими докуками, то что же сказать о его юных годах, когда он с жадностью нестерпимого голода набрасывался на новых и новых людей, обнаруживая при этом такую общительность, какой, кажется, не бывало ни у одного человека.

Необыкновенно скорый на знакомства и дружбу, он в первые же годы своей жизни в Москве перезнакомился буквально со всею Москвою, со всеми слоями московского общества, а заодно изучил и Бабкино, и Чикино, и Воскресенск, и Звенигород и с гигантским аппетитом глотал все впечатления окружающей, жизни.

И поэтому в молодых его письмах мы постоянно читаем:

«Был сейчас на скачках…», «Ел, спал и пил с овицерией…», «Хожу в гости к монахам…», «Уеду на стеклянный завод…», «Буду всё лето кружиться по Украине и на манер Ноздрёва ездить по ярмаркам…», «Пил и пел с двумя оперными басами…», «Бываю в камере мирового судьи…», «Был в поганом трактире, где видел, как в битком набитой бильярдной два жулика отлично играли в бильярд…», «Был шафером у одного доктора…», «Богем­ский… ухаживает слегка за Яденькой, бывает у Людмилочки… Левитан закружился в вихре. Ольга жалеет, что не вышла за Матвея, и т. д. Нелли приехала и голодает. У баронессы ро­дилось дитё…»

Без этой его феноменальной общительности, без этой по­стоянной охоты якшаться с любым человеком, без этого жгучего его интереса к биографиям, нравам, разговорам, профессиям сотен и тысяч людей он, конечно, никогда не создал бы той грандиозной энциклопедии русского быта восьмидесятых и девяностых годов, которая называется мелкими рассказами Чехова.

Если бы из всех этих мелких рассказов, из многотомного собрания его сочинений вдруг каким-нибудь чудом на московскую улицу хлынули все люди, изображённые там, все эти полицей­ские, акушерки, актёры, портные, арестанты, повара, богомолки, педагоги, помещики, архиереи, циркачи (или, как они тогда на­зывались, циркисты), чиновники всех рангов и ведомств, крестья­не северных и южных губерний, генералы, банщики, инженеры, конокрады, монастырские служки, купцы, певчие, солдаты, свахи, фортепьянные настройщики, пожарные, судебные следователи, дьяконы, профессора, пастухи, адвокаты, произошла бы ужасная свалка, ибо столь густого многолюдства не могла бы вместить и самая широкая площадь. Другие книги – например, Гончарова – рядом с чеховскими кажутся буквально пустынями, так мало обитателей приходится в них на каждую сотню страниц.

Не верится, что все эти толпы людей, кишащие в чеховских книгах, созданы одним человеком, что только два глаза, а не тысяча глаз с такою нечеловеческой зоркостью подсмотрели, за­помнили и запечатлели навек всё это множество жестов, по­ходок, улыбок, физиономий, одежд и что не тысяча сердец, а всего лишь одно вместило в себе боли и радости этой громады людей.

505 слов

К. Чуковский. Чехов

* Немирóвич-Дáнченко Владимир Иванович (1858–1943) – выдаю­щийся режиссёр, критик, драматург; известен как реформатор рус­ского театра, вместе с К. С. Станиславским основал в 1898 году Московский Художественный театр.

Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 176–177.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Литература

https://multiurok.ru/blog/literatura.html

Развитие речи. 8 класс

https://multiurok.ru/blog/razvitiie-riechi-8-klass.html

Чехов А. П.

https://multiurok.ru/blog/chekhov-a-p.html

Категория: Русский язык
01.04.2017 22:50


© 2017 1662

Рекомендуем курсы ПК и ПП