СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шилов И. М., Шилова С. А. Газ. Свойства воздуха // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 104-107.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воздух есть повсюду вокруг нас, хотя мы его и не видим. Он заполняет все пустоты, щели и поры под землей и на поверхности. Есть воздух и в воде, поэтому в водоемах могут обитать рыбы, которые, как и все живое, дышат кислородом. Он окутывает всю планету.

Цель работы: развитие способности установить причинно- следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи: — уточнить понятие о том, что воздух — это не «невидимка», а реально существующий газ; — расширить представления о значимости воздуха в жизни человека; — сформировать представления о кислороде и углекислом газе; — уточнить представления о значении растений в жизни планеты, развивать экологическое сознание.

Материал и оборудование: веер, пустая бутылочка с узким горлом, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой — с газированной), небольшие кусочки пластилина, бутылочка с воздушным шаром, две ванночки с теплой и холодной водой, стакан с прикрепленным пластилином к его дну листочком бумаги, воздушный шар, игра мыльные пузыри. Эксперименты: 1. Помахать веером около лица, почувствовать движение воздуха. Выводы: воздух не «невидимка». Его движение можно почувствовать, обмахиваясь в жару веером. 2. Опустить пустую бутылочку в таз с водой — из бутылочки выходят пузырьки. Выводы: пустая бутылка оказывается не пустая — в ней воздух. Когда бутылку опускают в таз с водой, то воздушные пузырьки поднимаются к поверхности, потому что газ легче жидкости. 3. Накачать спущенный футбольный мяч. Выводы: футбольный мяч накачивается воздухом, именно он делает его упругим. 4.Опыт «Пузырьки — спасатели». На три четверти наполнить стакан газированной водой и сразу же бросить туда пять маленьких кусочков пластилина (все сразу). Кусочки должны быть величиной с рисовые зернышки. Подождать и понаблюдать. Выводы: на пластилине образуются пузырьки. Кусочки пластилина поднимаются к поверхности, переворачиваются и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве. Газировка содержит углекислый газ, который и образует пузырьки. Вначале пластилиновые шарики тонут, потому что их вес больше выталкивающей силы. Пузырьки газа напоминают маленькие воздушные шарики. Они уменьшают вес пластилина настолько, чтобы он смог всплыть на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, углекислый газ смешивается с окружающим воздухом, а пластилиновые шарики снова идут ко дну, где к ним прилипает большое количество пузырьков. 5.Почему круг для плавания наполняют воздухом? Выводы: потому что газ легче жидкости, а значит, будет поддерживать круг, а с ним и человека на поверхности воды. 6. Поставить пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она охладится, надеть на ее горлышко воздушный шарик. Поставить бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шариком и почему? Выводы: шарик начинает надуваться, потому что газ в шарике согревается и расширяется, воздуху становится в шарике тесно. При нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.7. На дно стакана прикрепить кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Перевернуть стакан, опустить его в таз с водой. Лист бумаги остался сухим. Почему? Выводы: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить лист бумаги. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.8. Игры с воздушными шарами и мыльными пузырями. Вывод: игры доказывают, что воздух легкий. Шарики легко подпрыгивают в верх, а пузыри можно перемещать даже просто дыханием.

Итак, воздух — это не «невидимка», а реально существующий газ. Он находится везде. Воздух необходим человеку и всему живому на земле. Человек должен охранять природу и не загрязнять воздух.

Литература: Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80 с. Ромодина М., Ромодин В. 100 опытов, фокусов, экспериментов и удивительных фактов? Почему ветер дует, сердце стучит, а ботинки летают? — СПб.: Питер, 2015. — 224 с. Ола Ф. и др. Занимательные эксперименты и опыты. — М.: АЙРИС-пресс, 2014. — 128 с.

02.06.2017 09:23


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!