СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьное самоуправление в Екатеринбурге (отрывок из работы моего ученика Провоторова Виктора, 9кл)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 20-е гг. XX века в Екатеринбурге, в прочем, как и во всем Советском Союзе, сложилась действенная система ученического самоуправления. Все ее элементы сыграли значительную роль в становлении и развитии как советской, так и российской школы.

Одним из важнейших принципов организации детского коллектива и его деятельности, становится участие детей в управлении и руководстве делами своего коллектива. Все это осуществляется в рамках, существовавших в то время пионерской и комсомольской организации.

1920-х гг. практика детского самоуправления получает широкое распространение в единой трудовой школе. «ЕДИНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА» создана в процессе реорганизации российской системы народного образования на основе Положения ВЦИК РСФСР «О единой трудовой школе» и Декларации ВЦИК об «Основных принципах единой трудовой школы» (16 октября 1918 г.). Упразднялась прежняя система народного образования, включавшая около 30 типов школ, и создавалась единая трудовая школа, делившаяся на две ступени: первая (пять лет обучения) для детей от 8 до 13 лет и вторая (четыре года обучения) для детей от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. В национальных районах вводилось преподавание на родном языке. Обучение становилось бесплатным; детям из малообеспеченных семей государственные органы обязаны были выдавать бесплатные завтраки, учебные пособия, одежду и обувь».

С середины 1930-х гг. начинается упадок ученического самоуправления, обусловленный значительными нарушениями демократических принципов в руководстве школой и сведением воспитательной работы к «учебной деятельности». Другими словами учащимся не предоставлялись возможности участия в ученическом самоуправлении, деятельность школы была направлена только на учебный процесс. В это время Н.К. Крупская говорила о самоуправлении: «ученическое самоуправление должно охватывать всех школьников и, таким образом, не сводиться только к работам одних выборных комиссий. Необходимо чтобы на общих собраниях обсуждались все важные, интересующие школьника вопросы».

В середине 1950-х гг. появляются новые формы работы в ученическом самоуправлении, они связаны с сельской школой: производственные бригады, школьные подсобные хозяйства, которыми руководят общие собрания трудовых объединений и др.

С 1960-х гг. начинается расширение сферы деятельности органов детского самоуправления. Каждый учащийся привлекается к участию в мероприятиях ученического коллектива. Учащийся может выступать в роли ответственного организатора или консультанта в сфере тех дел, в которых он является сведущим и опытным.

В 1970–1980-х гг. широкое применение получает «коммунарская методика». «Коммунарская методика» – система приёмов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых». Эта методика обеспечивала включение всех детей в активную неформальную деятельность и предлагала чередование руководства и подчинения в процессе самоуправления, а так же учет опыта проведения ключевых дел.

В 1990-е гг. ученическое самоуправление переходит на качественно новый уровень, меняется как структура самоуправления, так и его принципы. На месте «разрушенных» пионерии и комсомола возникают новые управленческие структуры, носящие демократический, добровольный характер и стремящиеся защищать права учащихся, а не надзирать за их поступками. В ученическое самоуправление вновь приходят такие понятия, как «Школьный совет», «Школьная дума» и т.п.

На современном этапе в начале XXI в. происходит моделирование ученического самоуправления в контексте Концепции модернизации Российского образования, его включения в модели государственно-общественного управления образованием, а так же в рамках молодежной политики Российской Федерации.

В.В. Путин в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 г. сказал: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». На сегодняшний день это и является главной задачей ученического самоуправления, как во всей стране, так и в Екатеринбурге.

История ученического самоуправления города Екатеринбурга прошла весь этот серьезный путь становления. И на сегодняшний день ученическое самоуправление в городе Екатеринбурге развито довольно обширно. Оно состоит из советов старшеклассников школ города, районных советов старшеклассников (РСС) и городского союза районных советов старшеклассников (ГС РСС).

Развитие «современного» ученического самоуправления в городе Екатеринбурге начинается с появления в школах города советов старшеклассников. В каждой школе это происходит по-разному и в разное время, поэтому активное взаимодействие советов старшеклассников школ между собой долго не складывалось.

Совет старшеклассников – это ученический орган самоуправления, осуществляющий свою деятельность в рамках школы. Такие советы существуют в большинстве школ города. Совет старшеклассников – представительный орган коллективного самоуправления учащихся 5–11 классов (в некоторых школах 9–11 классов). Все решения совет принимает коллегиально, все представители имеют равные права.

История создания и развития каждого совета старшеклассников индивидуальна. Первые советы старшеклассников начали появляться в школах Екатеринбурга в 1990-х гг. и медленно распространялись на все школы города. На сегодняшний день советы старшеклассников существуют или когда-либо существовали практически во всех школах города. Советы старшеклассников ставят своей главной целью развитие детского движения, действующего в интересах детей и общества.

Районный совет старшеклассников – орган ученического самоуправления, осуществляющий свою деятельность в рамках района города. В состав районного совета старшеклассников входят представители всех школ района (советов старшеклассников).

История создания и развития каждого районного совета старшеклассников так же индивидуальна. В городе Екатеринбурге действует 7 районных советов старшеклассников, созданных по инициативе учащихся образовательных учреждений района для совместного решения общих проблем и достижения целей и задач.

Первый районный совет старшеклассников был создан в Орджоникидзевском районе. САМ «Лидер» (Союз Активной Молодежи «Лидер») был создан в 2005 г., на его примере создавались советы старшеклассников в других районах города.

Районные Советы старшеклассников принимают участие во множестве акций и осуществляют различные проекты, такие как: форум лидеров Районных Советов старшеклассников, семинары-практикумы по социальному проектированию, конфликтологии и различные тренинги; районный конкурс «Ученик года»; дружба с воспитанниками Детского дома (проведение праздников, субботники на территории Детского дама); акция «Ветеран живет рядом»; участие в экологических акциях; выездные сборы лидеров ученического самоуправления; помощь приюту для животных и многое другое.

Это только один пример деятельности районного Совета старшеклассников. В действительности каждый совет преследует свои цели и реализует различные направления деятельности.

Городской Союз Районных Советов Старшеклассников – орган ученического самоуправления, осуществляющий свою деятельность в рамках города.

Для координации совместных действий представители из школьных советов старшеклассников объединяются в одну организацию под названием Районный Совет старшеклассников. Таких советов в нашем городе семь. Для организации совместной работы районные советы путем голосования выбирают членов Городского Союза.

В Городской Союз Районных Советов Старшеклассников входят председатели и секретари районных советов старшеклассников, а так же один выборный представитель из каждого совета.

Городской Союз Районных Советов Старшеклассников был создан в 2007 г. по инициативе районных советов старшеклассников и при поддержке Управления образования Администрации города Екатеринбурга для обсуждения и решения проблем ученического самоуправления, координации деятельности районных советов старшеклассников, других органов ученического самоуправления города Екатеринбурга.

Целью деятельности Союза является распространение эффективного опыта в сфере ученического самоуправления, а также создание условий для развития социальной активности, ответственности и компетентности актива старшеклассников образовательных организаций города Екатеринбурга.

Городской Союз – это площадка для создания единого информационного пространства активных школьников города, что позволяет организовывать мероприятия на разных уровнях, начиная со школьных линеек и заканчивая масштабными городскими социальными проектами.

Говоря об истории возникновения и развития ученического самоуправления в городе Екатеринбурге, можно сделать вывод, что оно формировалось стихийно и часто зависело от инициативности отдельных лиц. Но, несмотря на все это, сегодня ученическое самоуправление в городе Екатеринбурге обладает четкой структурой и иерархией. Оно стремительно развивается и является эффективным элементом управления.

Категория: История
05.02.2017 20:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!