СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
7
Но одно дело — как надо заниматься в школе социализацией, а другое — как это нередко бывает в жизни. Об этом тоже стоит сказать, чтобы родители понимали, с чем можно столкнуться.
Прежде всего, поясню: формальной обязанности заниматься социализацией у массовой школы нет. От учителя требуется давать детям знания в объеме обязательной программы, от классного руководителя требуется, чтобы дети соблюдали школьный устав, то есть элементарные правила дисциплины: не дрались, не курили, не пили, не ломали мебель и так далее. От учителей-предметников к тому же требуют, чтобы дети участвовали в различных конкурсах и олимпиадах. Не стоит думать, будто какие-то высшие образовательные инстанции спускают в каждую школу некий план мероприятий по социализации.
Поэтому, когда учителя что-то такое с детьми делают, они это делают по собственной инициативе и в меру собственного понимания, что такое социализация и каков должен быть итоговый результат. И вот тут может встретиться всякое, в том числе и крайне неприятное.
Например, представление, будто социализация — это изготовление людей-винтиков для государства. Людей, знающих свой шесток, слепо повинующихся любым приказам начальства, не имеющих своего мнения. В 80-е годы прошлого века, на волне разных педагогических новаций, появился такой термин: «УУ». Расшифровывался он как «угадать и угодить» — именно это воспитывала в детях авторитарная советская «педагогика требований». С этим должна была бороться ожидаемая новая школа, но дело заглохло и новая школа оказалась еще хуже, чем старая. Принцип «угадать и угодить» жив до сих пор и подается как нечто положительное. Его приверженцы (среди которых, кстати, есть не только педагоги, но и родители) исходят из того, что ребенку предстоит всю жизнь прожить в обществе, где нельзя высовываться, где опасно говорить, что думаешь, где самая безопасная стратегия — быть «как все». И что приучать к этому нужно с младых ногтей, иначе ребенку потом будет трудно жить.
В чем это проявляется? Ребенку в школе внушают, что общественное выше личного, а значит, ради участия в каких-то отчетных школьных мероприятиях он должен пожертвовать всеми своими делами — то есть теми самыми кружками, секциями, студиями, о которых говорилось выше. Иначе угрожают снижением оценок, угрожают испортить характеристику.
Еще бывает, что посреди урока учитель может внезапно разразиться длинной речью о том, что вы, дети, должны быть достойными членами общества, должны приносить пользу государству, и так далее. Я одного не могу понять: как ему времени-то не жалко? Ему что, по своей географии или русскому языку нечего сказать? А такое, увы, бывает не так уж редко.
Или, стоит детям высказать свое мнение, не совпадающее с учительским, тот с той или иной степенью грубости затыкает им рты. Диапазон от «засунь свое мнение в…» до «никому не интересно, что ты там себе думаешь, нужно отвечать так, как требуется! Тебе же ЕГЭ сдавать!»
© 2019, Горбенко Екатерина Александровна 373