СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школа и общество

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа и общество

 

Белкина   Надежда  Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ-Лицея №2 г. Саратова

 

         Работая в школе не первый год, я не перестаю задавать себе на протяжении длительного времени вопросы. Каким должно быть взаимодействие школы и общества, чтобы социальный заказ на модель выпускника отвечал всем требованиям современности? Как сократить разрыв между знаниями, умениями и навыками, а также ценностями,   формирующимися в школе, и теми, которые необходимы вчерашнему школьнику в жизни? Наконец, какова моя роль, как учителя, в этом взаимодействии в свете образовательных потребностей общества?

В этом творческом сочинении я постараюсь кратко представить свой взгляд на существующие в данной сфере проблемы и предложить некоторые пути их решения.

         Уровень и качество образования в России до сих пор  являются одним из важнейших конкурентных её преимуществ в мировой экономике. Не случайно президент РФ В.В.Путин отметил, что  «высокий уровень российского образования - это один из немногих факторов, которые позволяют нам находиться в числе ведущих государств мира».

         Правительством Российской Федерации роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности её отставания от мировых тенденций экономического и социального развития. Поэтому, на мой взгляд, должен быть изменён  сам подход к образованию, которое в свете сегодняшнего дня не следует воспринимать только как социальную сферу. «Это вложение средств в будущее страны,» – так считает президент В.В. Путин, и с этим сложно не согласиться.

Экономика, основанная на знаниях, предполагает, что главный фактор её развития – это человек, способный творчески применять полученные знания и сформированные в ходе обучения способы деятельности. Он может также участвовать в процессе создания и использования новых знаний и технологий. А подготовлен такой человек может быть только эффективной системой образования, ориентированной в будущее.

Таким образом, подготовка молодого поколения к жизни в обществе выдвигает новые педагогические задачи, описание которых можно найти в разработке системы популярного сегодня компетентностного подхода. Речь идёт о модели выпускника, способного решать новые жизненные, социальные, экономические и политические задачи в условиях быстрого обновления информационных массивов, стремительного устаревания сведений, полученных входе общего образования.

Социальный заказ общества на модель выпускника, который реализует школа, ориентируется  на реальную жизнь, на проблемы, которые решает наша страна. Всё содержание образования в школе направлено на воспитание личности, работающей на гуманизацию общества, подъём его культуры, на развитие личности, готовой к различным видам деятельности.

 Выпускники последних лет отличаются от своих предшественников творческой активностью, самостоятельностью, культурой общения, информационной грамотностью, владением коммуникационными  технологиями. Это люди, преобразующие себя и мир, являющиеся  носителями общечеловеческих ценностей, способные к самореализации. Согласно новой школьной модели, всем ученикам предоставлены одинаковые стартовые возможности.

Любой педагогический коллектив школы видит своего выпускника физически и психологически здоровой личностью, ответственной за поведение в обществе, культурным гражданином, готовым к самореализации в жизни. Государство создаёт общество определённого типа и требует от его членов соответствия этому обществу, которому нужны «нравственные предприимчивые люди, …способные к сотрудничеству, отличающиеся  мобильностью, динамизмом,  конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Но как же привести желаемое и действительное к общему знаменателю? Для этого субъекты образовательного процесса – ученик, учитель, родитель и образовательное учреждение – должны иметь общие цели, что, к сожалению, не всегда наблюдается в современной практике. Существует разрыв между теми знаниями, умениями и навыками, которые даёт школа, ценностями, которые она развивает в учениках, и теми, которые на деле нужны обществу и человеку для жизни в нём.

Поэтому перед школой, перед каждым учителем конкретно стоит сложная задача: не только учить, но и воспитывать юных граждан, уважающих права других, не подавляющих других своей инициативностью. Мы должны дать ребёнку такое образование, которое поможет ему  в достижении собственных целей, а не станет лишь суммой знаний, ни к чему не прилагаемых.

Поэтому настала пора менять стереотипы! И этот процесс наконец-то начал интенсивно набирать обороты. И на первом месте, на мой взгляд, должен оказаться личностно-ориентированный подход к каждому ученику, когда ребёнок перестанет бояться шаблонов и штампов, не будет  чувствовать себя неуютно в сравнении с более сильными, когда для каждого будет создана «ситуация успеха», которая в конечном итоге покажет положительные результаты.

Отсюда, я считаю, неизбежно вытекает и потребность в профилизации обучения. И чем раньше определится ребёнок, тем быстрее начнут развиваться новые качества личности. Поэтому я приветствую путь углублённого изучения предметов с 8 класса, по которому, на мой взгляд, очень успешно идёт МОУ - Лицей № 2, где я имею честь работать.

В настоящей школе всегда уважают личность ребёнка, которую стараются развивать в системе. Отсюда, как следствие, серьёзное изменение роли школы и учителя. Учитель на современном этапе – это не только кладезь знаний. Он,  прежде всего, постоянно продолжая учиться сам, должен научить своих учеников самостоятельно добывать знания с помощью различных источников. Иначе говоря, мы должны научить ребёнка учиться, сделать так, чтобы учение стало для него не мучением, а увлечением, связанным с радостью открытий. Для этого каждый учитель должен выработать систему умений и навыков, необходимых для дальнейшей жизни.

 Для учителя русского языка и литературы это умения ясно и логично выражать свои мысли в устной и письменной форме, сжато или подробно, используя при этом сложившуюся речевую ситуацию. Как следствие этого – необходимость грамотно писать, умение составлять тексты разных типов и жанров, воспитание читательских вкусов и пристрастий. И если школа будет учитывать потребности современного общества, следовать требованиям, которые предъявляет стремительно меняющийся мир, то она обязательно сохранит свой авторитет.

В чём же залог успеха?  Несомненно, в общении с настоящим мастером, талантом, профессионалом. Речь идёт о личности учителя, способной к экспериментальной, организаторской, научной, воспитательной деятельности, способной не останавливаться на достигнутом, постоянно находиться в творческом поиске.

А ещё он должен быть артистом и волшебником, другом и судьёй, слову которого веришь, награждённым судьбой необыкновенным даром быть счастливым оттого, что ежедневно что-то отдаёшь другим. Поэтому именно сейчас в качестве одного из ведущих компонентов педагогической культуры учителя выделяют артистизм. Определение понятия «педагогический артистизм» весьма неоднозначно, мне же близка формулировка О.С. Булатовой, которая считает, что это не только сотворчество ученика и учителя, но и способность красиво, впечатляюще, убедительно что-то передать, при этом эмоционально воздействуя на воспитанника.

В настоящее время в обществе всё больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида  должно превратиться в механизм развития творческой личности, её индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать себя, определять  и изменять свою жизненную позицию.

Поэтому я считаю, что творческий  стиль индивидуальной деятельности педагога несёт в себе как общее, так и специфическое, во многом неповторимое. Отсюда и один из современных подходов к пониманию сути педагогики, который заключается в рассмотрении её как триединства – науки, искусства и любви. Ведь только от учителя зависит,  дойдут ли его идеи до ума и сердца ученика без искажений или будут перевёрнуты, принося прямо противоположные результаты.

И здесь невозможно обойти одну  очень  насущную  тему – социальный  статус учителя в обществе. Благодаря многим факторам  сегодня сложился стереотип учителя как человека, задавленного нуждой, больного, нервного и издёрганного, постоянно занятого, не умеющего радоваться жизни, одним словом, в воображении сразу рисуется образ неудачника. Многое зависит от нас самих.

Нельзя, например, забывать о здоровье, как о здоровье своих учеников, так и своём собственном. Ведь это одна и приоритетных человеческих ценностей, так как плохо чувствующий себя человек не сможет с полной отдачей выполнять свои обязанности. Да и многие бытовые проблемы (в частности, жилищные или материальные) играют в этом не лучшую роль. Поэтому данные проблемы требуют  незамедлительного решения, и первые шаги уже сделаны.

Меры по поднятию социального статуса учителя  названы «одной из приоритетных задач образовательной политики». Она предусматривает самые разнообразные направления, например, первоочередное ипотечное кредитование, повышение заработной платы, введение различных доплат в целях стимулирования качества работы и т.д..

Но мы должны, прежде всего, думать о том, что учитель всегда был и остаётся в обществе примером для подражания, несмотря ни на что. Меняются времена и нравы, но по-прежнему высоко почётное звание «учитель». А раз так, нужно постоянно стремиться соответствовать ему. А меры, предпринимаемые государством, пусть нам в этом помогут.

Изменения, происходящие в образовании сегодня, не оставляют равнодушными не только участников образовательного процесса, они привлекают внимание широких кругов общественности. Именно общественность, на мой взгляд, выдвигает требования, направленные на скорейшее и эффективное разрешение накопившихся в образовании проблем. Как отмечено, «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели (показной предпринимательской «благотворительности» в целях создания иллюзии заботы) к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия».

Отсюда следует, что образовательные потребности общества расширяются. Этому способствует рост возможностей населения, повышение его благосостояния, желание получить дополнительное образование. Причём как второе, а нередко третье высшее, так и какое-либо специальное, необходимое для смены сферы деятельности или получения возможности дополнительного заработка.

Радует и тот факт, что образование становится доступным людям разного возраста и уровня, да и формы его достаточно различны. Следуя образовательным потребностям общества, российская система образования способствует не только приобретению базового уровня знаний,  но и стремительно доказывает свою состоятельность на европейском и мировом уровне, что позволяет нашим гражданам успешно проходить стажировку за границей, а иностранные граждане, в свою очередь, стремится попасть на обучение в наши вузы.

Кроме того, нельзя забывать о существовании различных центров переподготовки населения в случае сокращения на рабочем месте или какой-либо необходимости.

Стремление начать зарабатывать со школьной скамьи сегодня поощряется многими. Но нельзя забывать о том, в какие сферы деятельности порою вовлечены подростки. А вот если эта сфера будет способствовать его карьерному росту, да ещё и на законных, документальных основаниях, тогда, конечно же, будет польза не только молодёжи, но и обществу. Хочется привести пример из практической деятельности МОУ - Лицей № 2.

Наш лицей вот уже на протяжении ряда лет заключает договор с медицинским колледжем при СГМУ, на основании которого учащиеся10-11 химико-биологических классов в течение двух лет обучаются по специальности «Сестринское дело». При успешном завершении обучения вместе с аттестатом о среднем (полном) общем образовании они  получают свидетельство об окончании курсов с присвоением квалификации «младший медицинский персонал», что позволяет выпускникам, став студентами колледжа или СГМУ, уже с первых дней обучения работать по данной специальности в медицинских учреждениях города, постигая азы будущей профессии врача. Думаю, нет смысла подробно объяснять, насколько наше здравоохранение, а, следовательно, и общество нуждается именно в младшем медицинском персонале. Как классный воспитатель, в своё время выпустивший именно химико-биологический класс, могу сказать, что этот путь прошли многие мои выпускники, которые  в настоящее время стали уже дипломированными специалистами.

В связи с изучением проблемы образовательной потребности общества, несомненно, возникает вопрос: как помочь её сформулировать? Какая наука может этому способствовать? Считаю, что в данном случае очень важна роль социологии. Опрос общественного мнения, сбор необходимой информации, составление прогнозов совместно с политологами и психологами – всё это, конечно же, поможет выявить образовательные потребности общества и сформулировать их. А роль социально-гуманитарного образования, таким образом,  станет достаточно высокой. Это тоже одна из потребностей. МОУ - Лицей № 2 всегда стремится идти в ногу со временем, поэтому с 2007 года внедрено социально-гуманитарное направление, что, по мнению многих моих коллег, достаточно актуально.

И вновь логически вытекает из всего выше сказанного  вопрос: как помочь найти пути реализации образовательной потребности? Настало время серьёзной смены стереотипов, когда каждому понятно, что школа не может вариться в собственном соку. Необходим новый взгляд на эту проблему. И если школа в этой ситуации останется одна, она, к сожалению, не сможет удовлетворить эти потребности. Один из путей их реализации – это общественное управление образованием.

Закон РФ «Об образовании» гласит, что управление образованием в России имеет «демократический, государственно-общественный характер». Но что мы наблюдаем на практике? Ещё недавно участие общественности в образовательной деятельности сводилось лишь к финансированию дополнительных платных образовательных услуг, привлечению спонсорских средств и контролю над их распределением.

В настоящее время многое в этой области меняется. Происходит переход от понимания роли ответственности как спонсоров к пониманию необходимости деятельного общественного участия в управлении образованием. Но этот механизм ещё не отработан до конца. Практически полностью отсутствует законодательная нормативно-правовая база, регламентирующая и раскрывающая правовые механизмы создания и развития государственной системы управления образованием.

Также, с моей точки зрения, недостаточно разработаны научные основы организации и развития государственно-общественного управления образованием.

В сфере интересов общественности возникают вопросы образовательной политики, решение которых становится возможным лишь на более высоких по сравнению со школой уровнях управления образованием: осуществление территориальных инвестиционных проектов; поддержка прав и интересов учреждений образования; формирование партнёрских отношений с некоммерческими организациями; поддержка программ дополнительного образования.

 Но для каждого образовательного учреждения могут быть приемлемы разные модели управления. Какую  выбрать? Считаю, что выбор остаётся за школой. Итак, наиболее перспективными, на мой взгляд, будут четыре модели:

  1. Попечительский совет;
  2. Общественный управляющий;
  3. Попечительский совет, возглавляемый общественным управляющим;
  4. Совет школы.

Под попечительским советом следует понимать некоммерческую организацию попечителей, имеющую ряд полномочий по экспертизе, консультированию, согласованию, принятию решений в области образовательной политики муниципального или регионального уровня.

Деятельность общественных управляющих также должна быть направлена на актуальные вопросы образовательной политики в области содержания образования, нормативно-правового регулирования, поддержки образования, экономики образования, поддержки инновационных образовательных практик.

Согласно потребности времени, возрастает необходимость подготовки консультантов в области общественного управления. Они должны являться носителями инновационных образовательных технологий, использование, понимание и частичное освоение которых – задача программы обучения общественных управляющих.

Среди перечня проблем, которые должны решать общественные управляющие в учебном режиме, определена проблема попечительского совета и управления школой. В качестве пути решения таковой я вижу использование модели  «попечительский совет, возглавляемый общественным управляющим».

По мнению педагогов, демократические преобразования в школе – это появление школьных советов, коллегиальное планирование деятельности школы, внесение творческих элементов в организацию педагогических советов, выборы руководителей, расширение перечня совместных дел с учениками, более гибкий режим работы и предоставление инициативы в отборе содержания и методов обучения и воспитания.

Несомненно, внедрение данных моделей и механизмов требует изменения привычных методов управления образовательными учреждениями. Поэтому необходима  большая работа с коллективами – учительским, ученическим и родительским - по подготовке к новому типу деятельности.

Таким образом, перед российским образованием поставлено много задач. И современные жизненные ритмы требуют их незамедлительного рассмотрения и решения. Школа должна стать другой! Но как бы она не менялась, она,  несомненно,  сохранит всё лучшее, что было накоплено веками. А дети… пусть они в такой школе растут разными, остаются естественными. Главное, чтобы они были здоровы, умны, обаятельны и активны. И пусть они возьмут с собой во взрослую жизнь всё лучшее, что поможет им стать полезными и необходимыми обществу. А задача учителей – принимать их такими, какие они есть, стараться понять их  и помочь им стать лучше. Общество будет нам за это благодарно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Литература
18.02.2015 01:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!