СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Человек - существо познающее...» Должна ли школа будущего «учить»?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая современная школа

«Человек - существо познающее.» Должна ли школа будущего «учить»? Сейчас человечество на пути поиска ответов (в очередной раз для периода нового общественного обустройства) на вечные вопросы: • Что такое образовательная деятельность? • Должна ли школа будущего «учить»? • Кто «я» как субъект образования? • Каково отношение между «я» и этой деятельностью? В новой школе, в новой системе образования, в школе будущего целью образования должно стать воспитание субъекта культуры, деятеля, творца, где личность будет формироваться через знания, компетенции, смыслы, размышления, когнитивные компетенции, идеи. Субъект обучения будет заинтересован в саморазвитии, а не общество и государство. В «Обществе знаний» должна применяться постнеклассическая методология. «Общество знаний - общество, в котором знания определяют все остальные жизненные измерения».

Так какой же я вижу новую школу? Цель: развитие человека как когнитивного или креативного субъекта общества, обладающего когнитивными и общекультурными компетенциями. Проблемы: построение модели образования, адекватной информационному обществу, основанному на знаниях Человечество перешло от индустриального общества к информационному так стремительно, что на сегодняшний день образование в школах несколько отстает от общественных потребностей. Сознание многих учителей еще не до конца перестроилось для принятия новой реальности. Поэтому и у современных учащихся постепенно пропадает мотивация к обучению, так же как и сотни лет назад. Наша задача сегодня - вернуть стремление детей к обучению информатики. Видится школа, где главное - дети, а не бумаги и доктрины. Где царят спокойствие и взаимопонимание, где содержание образования с умением самостоятельного добывания, переработки, хранения и предоставления информации и знаний неразрывно связано с воспитанием доброты, человечности, патриотизма с опорой на веками складывавшуюся многонациональную культуру и традиции. Мы живем в эпоху цифровой революции, и для того, чтобы разговаривать с учащимися на одном языке, нам нужно понимать, что они родились и живут в цифровой среде. То, что для нас является новой технологией, для них совершенно естественная, привычная часть жизни. Новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения уроков. Часто мы, учителя, убеждены, что самое главное - это передача содержания данного учебного предмета, при этом форма подачи материала вторична и не столь существенна. В этом случае мы исходим из того, что учащиеся обязаны учиться, но, к сожалению, современные дети нечасто разделяют эту точку зрения с нами, и тогда сам процесс обучения становится скучным для них и теряет свою актуальность

Дети познают мир с младенчества. Поддержать эти познавательные способности. Найти тот путь развития для ребенка, когда ему захочется каждый день для себя самого осуществлять поиск знаний, т. е. познавать. Сказано (вспомним заповедь дельфийского оракула), что «Человек - существо познающее…» Но что означает «познать»? Что для нашего ребенка (любого возраста) означает познавать? Почему мы на уроках постоянно слышим - «мне это неинтересно, никогда не пригодится, и знать я этого не желаю». Детей, которые готовы слушать и при этом слышат, - 1-2 %. Новая школа - это школа мотивированных детей, испытывающих радость познания, общения, и вытекающие отсюда добродетели. Для меня новая школа - это школа детей, желающих учиться. Новая школа делает акцент на воспитании как на деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Обучение сводится к тому, чтобы помочь ребенку «родить» знания, так как они являются внутренним состоянием человека! Процесс обучения должен быть построен так, чтобы ребенок учился думать! Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на взаимодействие с ним. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают сами учащиеся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Учителю нужно прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации. Когда внутреннее желание к саморазвитию начнет преобладать, можно будет приступать к обучению. В моем видении активнейшее участие в образовательном процессе должны принимать опытные психологи, а может быть, даже и коучеры. Одним из обязательных курсов в старшей школе должен быть курс целеполагания. Также необходимо проводить семинары и тренинги по методикам и подходам решения проблем. Современным подросткам просто необходимо обратить внимание на самих себя, и в этом им тоже нужно помогать в школе. Только после того как они осознают себя личностями, поймут свою значимость и сделают определенные выводы, они смогут самоорганизоваться и сфокусироваться на необходимости познания. Такой психологически подготовленный учащийся с легкостью будет усваивать материал не только от учителя, но и находить его самостоятельно в необходимом объеме. Такая концепция позволит воплотить в жизнь неплохие идеи, заложенные в новых стандартах. Размышляя над проектом «Моя новая школа», я пришла к мысли, что большинство проблем и задач, возможно, решить, построив школу для всех в условиях дополнительного образования. Уже сегодня учреждения дополнительного образования имеют огромный потенциал для осуществления главной цели образования - воспитания человека как субъекта культуры. Убеждена, что система дополнительного образования может обеспечить доступность и качество образования. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного процесса. Оно исповедует личностную философию образования, ориентированную на интересы ребенка и его адаптацию в среде. Оно социально востребовано в обществе, так как органично сочетает в себе обучающие, воспитательные и развивающие функции общего образования. А главное: заказчик системы образования - субъект, заинтересованный в саморазвитии. В дополнительном образовании говорят: «За педагога голосуют ногами». Чем больше детей пришло в твое творческое объединение, тем более ты интересен ученику и востребована твоя образовательная программа. Необходимо создать единое образовательное пространство, основываясь на принципе равноценности всех ветвей образования: основного и дополнительного, коррекционно-развивающего и углубленного; на принципе педагогической инверсии, который заключается в том, что на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование непрерывно меняются местами, отражая подвижность, изменчивость, нелинейность развития ребенка. Стратегической целью новой школы обязана стать самореализация ее выпускников. На выходе из школы человек должен знать, как выстроить траекторию жизни, рассчитать нужные ресурсы и суметь наиболее эффективно использовать их для достижения поставленной цели. Выпускнику необходимо владеть алгоритмами самостоятельного целеполагания и саморазвития - всего того, что на выходе, собственно, и дает самореализацию. Очевидно, в учебные планы педвузов и школ следует ввести новые предметы, предполагающие изучение этих алгоритмов. Что-то, я думаю, можно взять из британской системы образования, которая как раз и отличается ориентацией на общение и выживание в человеческом сообществе, практикуя свободные обсуждения и деловую активность. Дистанционные технологии не должны быть чем-то сверхъестественным - ученику надо дать возможность самому решать, где и как он будет сотрудничать с учителем, где ему сегодня это удобнее сделать: в школе, дома на диване, в походе, на море и т. д. Материалы, которые учитель наработал за время своей практики, должны быть открыты и доступны любому ученику в любой момент времени. В новой школе ученик и учитель должны именно плодотворно сотрудничать, а плодотворное сотрудничество, по моему мнению, - это такое, от которого обе стороны данного процесса получают пользу и которое способствует развитию интереса к данной деятельности и в дальнейшей жизни.

В наше время такие понятия, как патриотизм, человеческое достоинство, уважение к культурным и религиозным традициям, в достаточной степени нивелированы, поскольку вокруг давно искусственно создано общество потребительского толка. В человеке воспитывается, прежде всего, его личное эго и делается акцент на собственную значимость и уникальность в ущерб традиционным ценностям, значение которых в наше время считается минимальным, а упоминание о них - проявлением консерватизма и неумением современно мыслить. В результате мы получаем совершенно оторванное от реальной жизни молодое поколение, которое в принципе отличается от всех тех, что были раньше: эгоизм, бездушие, отсутствие собственного мнения, углубленность в виртуальный мир - таковы его основные черты. Это прямо противоречит принципам построения гражданского общества, поскольку множество разобщенных людей, не объединенных никакой общей целью, культурой, идеологией, никогда не может стать полноценным обществом. Поэтому задачей школы является воспитание не того человека, который видит в окружающем врага и конкурента, а прежде всего другого человека, другую личность, которую нужно уважать. Патриотизм, воспитываемый в детях с младых ногтей, не должен быть показным, насаждаемым, он должен слиться с сердцем молодежи, как неотъемлемая часть их жизни, как часть их «я». Индивидуальный маршрут развития ребенка в информационном обществе, основанном на знаниях. Для каждого ребенка нужно постараться выстроить систему целей, включающую в себя ближние, средние и на перспективу, и анализ достижения этих целей. Он поможет ребенку увидеть свой путь творческого развития. Роль педагога заключается в том, чтобы умело помочь учащемуся в прохождении этого пути. Очень важна совместная работа ученика и педагога, они являются соавторами в составлении и реализации плана развития. Основополагающими в совместной работе являются: умение работать в паре с взрослым, сотрудничество, желание ребенка получать знания и развиваться в выбранном направлении, профессионализм педагога, заключающийся в умении грамотно и доступно преподать материал, учесть индивидуальные и типологические особенности ребенка. От внешних стимулов деятельности к внутренней мотивации деятельности. Формирование устойчивой мотивации к учению. От обучающих практик к воспитательным практикам. От воспроизведения навыков к их приобретению. От использования знаний к добыванию знаний через их осмысление и социально значимую деятельность. Воспитание в реальной деятельности - реализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущается ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение. Активное социальное взаимодействие - реальная возможность смены социальных сред как одно из условий креативного развития личности. От «возможного субъекта» через «второе рождение» к «креативному субъекту». Развитие творческой среды и системы поддержки талантливых детей. Итак, что же делать с образованием и школой в частности? На мой взгляд, в своей статье о смене парадигмы образования Кен Робинсон верно отметил два момента: «наличие образования ничего не гарантирует в современном мире» и «нужно перестать мерить успехи обучающихся с точки зрения академической науки». Дать людям самостоятельность и вместе с ней - осознание ответственности. И тогда новая школа будет выпускать из своих стен людей творческих, способных к принятию решений, приспособленных к жизни в новом обществе. Каждый найдет свое место в жизни. Главное - правильно выбрать свой путь, полный доброты и сострадания.

Новая современная школа

«Человек - существо познающее.» Должна ли школа будущего «учить»? Сейчас человечество на пути поиска ответов (в очередной раз для периода нового общественного обустройства) на вечные вопросы: • Что такое образовательная деятельность? • Должна ли школа будущего «учить»? • Кто «я» как субъект образования? • Каково отношение между «я» и этой деятельностью? В новой школе, в новой системе образования, в школе будущего целью образования должно стать воспитание субъекта культуры, деятеля, творца, где личность будет формироваться через знания, компетенции, смыслы, размышления, когнитивные компетенции, идеи. Субъект обучения будет заинтересован в саморазвитии, а не общество и государство. В «Обществе знаний» должна применяться постнеклассическая методология. «Общество знаний - общество, в котором знания определяют все остальные жизненные измерения».

Так какой же я вижу новую школу? Цель: развитие человека как когнитивного или креативного субъекта общества, обладающего когнитивными и общекультурными компетенциями. Проблемы: построение модели образования, адекватной информационному обществу, основанному на знаниях Человечество перешло от индустриального общества к информационному так стремительно, что на сегодняшний день образование в школах несколько отстает от общественных потребностей. Сознание многих учителей еще не до конца перестроилось для принятия новой реальности. Поэтому и у современных учащихся постепенно пропадает мотивация к обучению, так же как и сотни лет назад. Наша задача сегодня - вернуть стремление детей к обучению информатики. Видится школа, где главное - дети, а не бумаги и доктрины. Где царят спокойствие и взаимопонимание, где содержание образования с умением самостоятельного добывания, переработки, хранения и предоставления информации и знаний неразрывно связано с воспитанием доброты, человечности, патриотизма с опорой на веками складывавшуюся многонациональную культуру и традиции. Мы живем в эпоху цифровой революции, и для того, чтобы разговаривать с учащимися на одном языке, нам нужно понимать, что они родились и живут в цифровой среде. То, что для нас является новой технологией, для них совершенно естественная, привычная часть жизни. Новые цифровые технологии позволяют переосмыслить процесс обучения и разработать новые формы организации и проведения уроков. Часто мы, учителя, убеждены, что самое главное - это передача содержания данного учебного предмета, при этом форма подачи материала вторична и не столь существенна. В этом случае мы исходим из того, что учащиеся обязаны учиться, но, к сожалению, современные дети нечасто разделяют эту точку зрения с нами, и тогда сам процесс обучения становится скучным для них и теряет свою актуальность

Дети познают мир с младенчества. Поддержать эти познавательные способности. Найти тот путь развития для ребенка, когда ему захочется каждый день для себя самого осуществлять поиск знаний, т. е. познавать. Сказано (вспомним заповедь дельфийского оракула), что «Человек - существо познающее…» Но что означает «познать»? Что для нашего ребенка (любого возраста) означает познавать? Почему мы на уроках постоянно слышим - «мне это неинтересно, никогда не пригодится, и знать я этого не желаю». Детей, которые готовы слушать и при этом слышат, - 1-2 %. Новая школа - это школа мотивированных детей, испытывающих радость познания, общения, и вытекающие отсюда добродетели. Для меня новая школа - это школа детей, желающих учиться. Новая школа делает акцент на воспитании как на деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося. Обучение сводится к тому, чтобы помочь ребенку «родить» знания, так как они являются внутренним состоянием человека! Процесс обучения должен быть построен так, чтобы ребенок учился думать! Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на взаимодействие с ним. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают сами учащиеся, минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества. Учителю нужно прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации. Когда внутреннее желание к саморазвитию начнет преобладать, можно будет приступать к обучению. В моем видении активнейшее участие в образовательном процессе должны принимать опытные психологи, а может быть, даже и коучеры. Одним из обязательных курсов в старшей школе должен быть курс целеполагания. Также необходимо проводить семинары и тренинги по методикам и подходам решения проблем. Современным подросткам просто необходимо обратить внимание на самих себя, и в этом им тоже нужно помогать в школе. Только после того как они осознают себя личностями, поймут свою значимость и сделают определенные выводы, они смогут самоорганизоваться и сфокусироваться на необходимости познания. Такой психологически подготовленный учащийся с легкостью будет усваивать материал не только от учителя, но и находить его самостоятельно в необходимом объеме. Такая концепция позволит воплотить в жизнь неплохие идеи, заложенные в новых стандартах. Размышляя над проектом «Моя новая школа», я пришла к мысли, что большинство проблем и задач, возможно, решить, построив школу для всех в условиях дополнительного образования. Уже сегодня учреждения дополнительного образования имеют огромный потенциал для осуществления главной цели образования - воспитания человека как субъекта культуры. Убеждена, что система дополнительного образования может обеспечить доступность и качество образования. Доступность, качество, эффективность образования определяют общий вектор его развития. Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного процесса. Оно исповедует личностную философию образования, ориентированную на интересы ребенка и его адаптацию в среде. Оно социально востребовано в обществе, так как органично сочетает в себе обучающие, воспитательные и развивающие функции общего образования. А главное: заказчик системы образования - субъект, заинтересованный в саморазвитии. В дополнительном образовании говорят: «За педагога голосуют ногами». Чем больше детей пришло в твое творческое объединение, тем более ты интересен ученику и востребована твоя образовательная программа. Необходимо создать единое образовательное пространство, основываясь на принципе равноценности всех ветвей образования: основного и дополнительного, коррекционно-развивающего и углубленного; на принципе педагогической инверсии, который заключается в том, что на разных этапах развития ребенка основное и дополнительное образование непрерывно меняются местами, отражая подвижность, изменчивость, нелинейность развития ребенка. Стратегической целью новой школы обязана стать самореализация ее выпускников. На выходе из школы человек должен знать, как выстроить траекторию жизни, рассчитать нужные ресурсы и суметь наиболее эффективно использовать их для достижения поставленной цели. Выпускнику необходимо владеть алгоритмами самостоятельного целеполагания и саморазвития - всего того, что на выходе, собственно, и дает самореализацию. Очевидно, в учебные планы педвузов и школ следует ввести новые предметы, предполагающие изучение этих алгоритмов. Что-то, я думаю, можно взять из британской системы образования, которая как раз и отличается ориентацией на общение и выживание в человеческом сообществе, практикуя свободные обсуждения и деловую активность. Дистанционные технологии не должны быть чем-то сверхъестественным - ученику надо дать возможность самому решать, где и как он будет сотрудничать с учителем, где ему сегодня это удобнее сделать: в школе, дома на диване, в походе, на море и т. д. Материалы, которые учитель наработал за время своей практики, должны быть открыты и доступны любому ученику в любой момент времени. В новой школе ученик и учитель должны именно плодотворно сотрудничать, а плодотворное сотрудничество, по моему мнению, - это такое, от которого обе стороны данного процесса получают пользу и которое способствует развитию интереса к данной деятельности и в дальнейшей жизни.

В наше время такие понятия, как патриотизм, человеческое достоинство, уважение к культурным и религиозным традициям, в достаточной степени нивелированы, поскольку вокруг давно искусственно создано общество потребительского толка. В человеке воспитывается, прежде всего, его личное эго и делается акцент на собственную значимость и уникальность в ущерб традиционным ценностям, значение которых в наше время считается минимальным, а упоминание о них - проявлением консерватизма и неумением современно мыслить. В результате мы получаем совершенно оторванное от реальной жизни молодое поколение, которое в принципе отличается от всех тех, что были раньше: эгоизм, бездушие, отсутствие собственного мнения, углубленность в виртуальный мир - таковы его основные черты. Это прямо противоречит принципам построения гражданского общества, поскольку множество разобщенных людей, не объединенных никакой общей целью, культурой, идеологией, никогда не может стать полноценным обществом. Поэтому задачей школы является воспитание не того человека, который видит в окружающем врага и конкурента, а прежде всего другого человека, другую личность, которую нужно уважать. Патриотизм, воспитываемый в детях с младых ногтей, не должен быть показным, насаждаемым, он должен слиться с сердцем молодежи, как неотъемлемая часть их жизни, как часть их «я». Индивидуальный маршрут развития ребенка в информационном обществе, основанном на знаниях. Для каждого ребенка нужно постараться выстроить систему целей, включающую в себя ближние, средние и на перспективу, и анализ достижения этих целей. Он поможет ребенку увидеть свой путь творческого развития. Роль педагога заключается в том, чтобы умело помочь учащемуся в прохождении этого пути. Очень важна совместная работа ученика и педагога, они являются соавторами в составлении и реализации плана развития. Основополагающими в совместной работе являются: умение работать в паре с взрослым, сотрудничество, желание ребенка получать знания и развиваться в выбранном направлении, профессионализм педагога, заключающийся в умении грамотно и доступно преподать материал, учесть индивидуальные и типологические особенности ребенка. От внешних стимулов деятельности к внутренней мотивации деятельности. Формирование устойчивой мотивации к учению. От обучающих практик к воспитательным практикам. От воспроизведения навыков к их приобретению. От использования знаний к добыванию знаний через их осмысление и социально значимую деятельность. Воспитание в реальной деятельности - реализация этого принципа требует такого построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей ощущается ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное удовлетворение. Активное социальное взаимодействие - реальная возможность смены социальных сред как одно из условий креативного развития личности. От «возможного субъекта» через «второе рождение» к «креативному субъекту». Развитие творческой среды и системы поддержки талантливых детей. Итак, что же делать с образованием и школой в частности? На мой взгляд, в своей статье о смене парадигмы образования Кен Робинсон верно отметил два момента: «наличие образования ничего не гарантирует в современном мире» и «нужно перестать мерить успехи обучающихся с точки зрения академической науки». Дать людям самостоятельность и вместе с ней - осознание ответственности. И тогда новая школа будет выпускать из своих стен людей творческих, способных к принятию решений, приспособленных к жизни в новом обществе. Каждый найдет свое место в жизни. Главное - правильно выбрать свой путь, полный доброты и сострадания.

19.03.2017 16:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП