СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основные принципы финской системы образования
Финское образование по праву считается одним из лучших в мире, что подтверждается авторитетными исследованиями. Так, например, по результатам исследования PISA-2015, Финляндия заняла 5-е место из 70 возможных по естественнонаучной грамотности, 4-е по читательской грамотности, позиция страны среди других участниц — 2-5-ое места.
Уже сейчас мир говорит о финском образовательном чуде, мы же попробуем разобраться на примере конкретной школы, как это получилось и каким образом сейчас функционирует образование в этой стране.
Самое главное, что необходимо понимать, – это то, что в Финляндии нет частных школ, все школы в стране государственные и одинаковые, это линейная структура, которая не предполагает наличия привилегированных учреждений. В каком бы городе ни находилась школа, какого бы размера она ни была, образование в ней будет не хуже, чем в столичной.
Финны весьма пристально следят за изменениями в мире и педагогике, все новейшие практики апробируются и внедряются максимально быстро. Финская система образования мобильна и позволяет эффективно интегрировать новые процессы.
Мир меняется, и мы должны меняться вслед за ним. Илона Таймела
Педагогическое образование в Финляндии несколько отлично от российского. Учитель тут должен иметь степень магистра по педагогике или преподаваемому предмету. Это приводит к тому, что в Финляндии очень высок уровень доверия к учителям, а также роль учителя в обществе и понимание значимости его профессии.
Для всей страны разрабатывается единая программа образования, она утверждается на уровне правительства. Городские (муниципальные) власти имеют право вносить небольшие дополнения в национальную программу, но не могут изменять ее по существу.
Что дано учителям и какие стоят перед ними задачи
Стоит сказать о том, что любая система подразумевает отчетность и образование тут не исключение. Финские учителя так же заполняют и ведут отчеты, которых существует несколько уровней и видов, но объем отчетов строго регламентирован, сроки известны и никаких внеплановых отчетов не возникает.
Перед педагогом в финской школе стоят семь главных задач – это ключевые навыки, которые должен освоить учащийся. Именно на освоение этих навыков и направлена учебная программа. Итак, списком:
Педагогу необходимо воспитать в ученике выдержку и выносливость.
Очень важно научить выдерживать темп и создавать устойчивое будущее. Илона Таймела
Обучение в финской школе – это всегда активный процесс и целостный подход. Нельзя дробить программу на предметы, приветствуется мультидисциплинарный подход и обучение на явлениях окружающего мира. Процесс обучения для студента сродни расследованию, где он видит только последствия и уже сам определяет причины и связи. Очень важен вывод учеников во внешний мир.
Также для педагога критично важно ставить ученикам четкие цели. Которые должны быть понятны и достижимы.
Учителя стараются максимально использовать систему внутренних связей и взаимодействий внутри школы, основные каналы – это «педагог – ученик», «ученик – ученик» и «младший класс – старший класс».
Использование именно горизонтальных связей позволяет создать атмосферу поддержки в школе, формирует навыки коммуникации и критического мышления, а также помогает развить эмпатию у детей.
Изучение процессов (феноменов)
Для педагога важно, чтобы дети самостоятельно начали предпринимать действия, направленные на раскрытие и изучение феномена. Одна из главных целей в этом процессе – помочь в подготовке детей к будущему, а кроме того, научить кооперации и проводить как можно больше активностей на природе. В любую погоду дети выходят на улицу, там же проходит большая часть образовательного процесса.
Другая значимая часть процесса – это технологии и тестирование продуктов и приложений в рамках школы. Дети должны понимать, что технологии – это рабочий инструмент, они готовят собственные проекты по технологиям, используют оборудование при изучении феноменов.
Кроме классических технических средств, в школе также активно используются дополненная реальность и технологии проектирования эмоций. Финны уверены, что для стабильного и эффективного социума крайне важны эмоциональные навыки.
Как выглядит учебный процесс
Общий сбор в 8:30, обычно на улице. В ходе его ставятся цели и поясняются инструменты, которыми возможно воспользоваться. Педагоги обязательно учитывают мнение детей. Разрабатывается некий план, который всегда включает в себя элементы совместной деятельности. План – это не жесткое требование, он мобилен и может быть изменен в течение дня.
Далее детей разбивают на группы, где, собственно, и будут производиться исследования и готовиться проекты. Группы могут быть разными, место исследования тоже – это не обязательно школьный двор, это может быть любая часть города.
Педагог далее работает с ребятами, ведет проект, курирует и подсказывает с учетом текущей ситуации.
К 10:00 все возвращаются в школу, и далее следует получасовая перемена на улице. С 10:30 начинаются традиционные уроки.
Все предметы в школе мультидисциплинарны и связаны с обучением на феноменах, программа обучения представляет из себя единую структуру из множества взаимосвязанных дисциплин, которые затрагивают глобальные темы текущего школьного цикла.
Пять раз в год Яткясаари проводит день открытых дверей, его дата всегда попадает на конец образовательного цикла. Из мероприятий также проводятся дни для родителей и фестиваль школы, на котором дети могут представить свои результаты проектов и исследований.
Измеримость результатов
Школа Яткясаари, как и все остальные школы Финляндии, использует несколько способов измерения результатов учащихся.
Каждый ребенок особенный, но все дети могут учиться. Кирси Моллюмяки
Основные принципы:
Кроме дифференцированных способов, также применяются и традиционные способы оценки, в том числе тесты и пр.
https://dzen.ru/media/activityedu/shkolnoe-obrazovanie-v-finliandii-obuchenie-na-osnove-realnyh-iavlenii-5be29822009fdc00aa10a0a9
© 2022, Лазареввв Лазарь Михайлович 72