СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Экология 10-11 классы. Время проведения 90 мин.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Максимальное количество баллов: 78.

Часть А.

Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл). Максимальное количество баллов:30.

1.За счёт того, что большинство водоёмов Тульской области имеют небольшие глубины и хорошо прогреваются в летний период, в них происходит:

а) обеднение органическими соединениями;

б) улучшение санитарного состояния;

в) обогащение воды растворённым кислородом;

г) интенсивное развитие фитопланктона;

д) зарастание высшей водной растительностью;

е) нерест форели и осетровых рыб.

2. Из метеорологических явлений на здоровье туляков чаще всего оказывают негативное влияние:

а) пыльные бури;

б) дожди;

в) «волны тепла» и «волны холода»;

г) перепады атмосферного давления;

д) наводнения;

е) землетрясения.

3.Уровни организации жизни следует разместить в порядке возрастания следующим образом:

а) молекулярный → клеточный → организменный → популяционный;

б) организменный → популяционный → клеточный→ молекулярный;

в) клеточный →молекулярный →экосистемный → биосферный;

г) клеточный→ популяционный →биосферный →экосистемный;

д) биосферный →экосистемный →популяционный →организменный;

е) клеточный→ популяционный →экосистемный →биосферный.

4. В 2013 г. в г. Москве произведена замена ламп на светодиодные в

более чем 25 тыс. светильников наружного освещения. Эти работы

выполнены в рамках реализации программы по энергосбережению, так как по сравнению со старыми лампами новые:

а) не потребляют электроэнергии;

б) не требуют утилизации;

в) потребляют больше электроэнергии;

г) потребляют меньше электроэнергии;

д) более долговечны;

е) менее дороги.

5. Удаление сухостойных, буреломных, ветровальных деревьев, а также валежника на территориях лесов проводится с целью:

а) обеспечения топливом городских котельных;

б) обеспечения топливом местного населения;

в) профилактики пожаров;

г) профилактики инфекционных заболеваний растений;

д) улучшения кормовой базы жуков-древоточцев;

е) расширения местообитаний птиц-дуплогнёздников.

6. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессии:

а) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники →

ельник → березняк → дубрава;

б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы

и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;

в) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес →

ельник;

г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава;

д) ельник → березняк → лишайники и водоросли → травы и кустарники → вырубка → скалы;

е) река → речная старица → сплавина → торфяное болото → сосняк.

7. Производят органические соединения из неорганических:

а) нитрифицирующие бактерии;

б) зеленые растения;

в) растительноядные животные;

г) плотоядные животные;

д) грибы;

е) хищные насекомые.

8.Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно

выстроить в следующей последовательности:

а) «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;

б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция»;

в) «промышленная революция», «зелёная революция», «неолитическая революция»;

г) «неолитическая революция», «палеолитическая революция»,

«промышленная революция»;

д) «палеолитическая революция», «неолитическая революция»,

«промышленная революция»;

е) «промышленная революция», «неолитическая революция»; «зелёная революция».

9. Учение о ноосфере разрабатывалось:

а) К. Линнеем;

б) Д. Медоузом;

в) В. И. Вернадским;

г) Н. Н. Моисеевым;

д) П. Тейяром де Шарденом;

е) А. Тенсли.

10. Перспективность использования электромобилей по сравнению с классическими автомобилями определяется:

а) низкой средней скоростью движения в городе;

б) средним числом автомобилей, находящихся на улично-дорожной сети в данный момент времени;

в) наличием развитой сети автозаправочных станций с моторным топливом;

г) использованием шипованных шин в холодное время года;

д) снижением выбросов в атмосферу;

е) наличием свободных площадей для парковки.

11. Модель «хищник – жертва» А. Лотки и В. Вольтерры может быть

применима для описания отношений:

а) серый (обыкновенный) волк – заяц-беляк;

б) тасманийский волк – заяц-беляк;

в) серый (обыкновенный) волк – тасманийский волк;

г) заяц-беляк – заяц-русак;

д) рысь – заяц-беляк;

е) серый (обыкновенный) волк – серый (обыкновенный) волк.

12.Какие из перечисленных объектов относят к экосистемам:

а) совокупность популяций белок в лесу;

б)тайга;

в)вода в озере;

г совокупность всех видов растений в озере;

д) морские млекопитающие;

е) пруд с обитающими в нем организмами.

13. Охраняемое растение Тульской области:

а) адонис весенний;

б) паслен красный;

в) ковыль перистый;

г) водяной орех;

д) лотос;

е) хвощ полевой.

14. Примером растений эфемероидов являются:

а) пролеска;

б) крапива;

в) хохлатка;

г) папоротник;

д) лещина;

е) жимолость.

15.Выберите животных, относящихся к бентосу:

а) морские звезды;

б) камбала;

в) стрекоза;

г) прудовик;

д) обыкновенная лягушка;

е) дельфин.

Часть В. Определите правильность представленных ниже утверждений и кратко письменно обоснуйте своё мнение (правильный ответ (да/нет оценивается от 0 до 1 балла и обоснование –от 0 до 2 баллов). Максимальное количество баллов: 24 балла.

1.В настоящее время бóльшая часть человечества расселена в горных районах.

2. Плотины электростанций улучшают гидрологический режим рек, повышают качество воды водохранилищ.

3. Популяция комнатных мух способна быстрее, чем популяция галапагосских черепах, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды.

4. Под процессом урбанизации понимается повышение качества жизни сельского населения.

5. Каждая цепь питания заканчивается растениями.

6. Комплекс хозяйственных мероприятий, направленных на улучшение качества почвы называется рекультивация.

7. Углекислый газ не участвует в регулировании температуры приземных слоёв атмосферы.

8. К возобновляемым ресурсам относятся ресурсы животного мира.

ЧастьС. Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным (выбор правильного ответа – 1 балл; обоснование – от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов:9.

1. НЕ являются необходимыми для поддержания круговорота биогенных элементов (азота, углерода, кислорода и т. д.):

а) продуценты;

б) консументы;

в) редуценты;

г) необходимы все.

2. Использование для зарыбления водоёмов Тульской области чужеродного вида – дальневосточного белого амура – в целях борьбы с зарастанием обусловлено тем, что белый амур:

а) является декоративным видом (может разводиться в домашних аквариумах);

б) не представляет интереса для спортивного и любительского рыболовства;

в) питается практически не использующимися аборигенными видами рыб кормовыми ресурсами (в частности, высшая водная растительность);

г) является одновременно растительноядным и плотоядным видом.

3. Система рециклизации твердых бытовых отходов в Сан-Франциско получила название «волшебная троица», потому что:

а) в один контейнер собираются сразу три вида отходов: 1) металлические банки; 2) стекло и бумага, 3) пищевые отходы;

б) отходы сортируются по трем видам контейнеров: 1) металлические банки, стекло, бумага, 2) пищевые отходы; 3) прочий мусор;

в) отходы подвергаются переработке в три стадии: 1) механическая

сортировка; 2) ручная сортировка; 3) сжигание;

г) из одной тонны отходов получается три тонны компоста.

Часть Д.Впишите недостающее слово. За каждое правильно вписанное слово – 1балл. Максимальное количество баллов: 5.

1.Ограничивающие факторы среды определяют географический ареал вида. Природа этих факторов может быть различной. Так, продвижение вида на север может лимитироваться недостатком _______________.

2.Во всех биоценозах численно преобладают самые _______________ формы организмов.

3. Борьба живых организмов друг с другом за ресурсы называется ______________.

4. Приспособление организмов к условиям среды обитания носит название ______________.

5. Подражание предупреждающей окраске ядовитых видов животных неядовитыми носит название ______________.

11.11.2020 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП