СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный урок. Подбираем воспитывающее содержание урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Школьный урок (П.В. Степанов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова)

Подбираем воспитывающее содержание урока

Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес - это, безусловно, важное условие, но оно не единственное. Воспитывающий урок - это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.

Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке. На уроке физике, например, можно поговорить о двойственном значении для человечества открытия способа расщепления атомного ядра. На уроке биологии можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. На уроке химии можно акцентировать внимание школьников на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов и опасности превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки. На уроке географии можно проанализировать последствия постоянного стимулирования экономического роста. Что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя - улучшение условий жизни человека или новые жертвы? Эти проблемы могут быть обсуждены на уроках истории.

Такого рода воспитывающая информация должна стать поводом привлечь внимание школьников к гуманитарным проблемам общества, взглянуть на учебный материал сквозь призму человеческой ценности. Это даст возможность педагогу влиять на формирование отношений школьников к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще. Поиск подобной воспитывающей информации не должен затруднить педагога, ведь ее можно найти в самых разных предметных областях знания. Приведем несколько примеров.

  • Может ли наука быть безнравственной? (физика)
  • Что было бы, если А. Эйнштейн не эмигрировал из нацистской Германии? (физика)
  • Человек - царь природы? (окружающий мир)
  • Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? (биология)
  • Как улучшить качество питьевой воды в школе? (химия)
  • Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья (химия)
  • Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей? (обществознание)
  • Что значит «свобода» и легко ли быть свободным человеком? (обществознание)
  • Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру? (география)
  • Последствия процессов глобализации в современной экономике (география)
  • Согласны ли вы со словами И. Карамазова «Если Бога нет, значит все позволено»? (литература)
  • Булгаковский Иешуа никогда не будет героем нашего времени? (литература)
  • Реформы Петра I - шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной? (история)
  • Западники и славянофилы: чьи взгляды вам ближе? (история)
  • Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении? (искусство) и т.п.

Обратим особое внимание: важно не просто предъявлять учащимся

воспитывающую информацию. Важно организовывать их работу с этой информацией, предлагая обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Эти активные формы работы позволят школьникам соотнести собственное отношение к рассматриваемому на уроке вопросу с отношениями других детей, будут способствовать коррекции этих отношений - ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взглядов на мир. Поговорим о таких активных формах работы на уроке чуть подробнее.

Категория: Всем учителям
06.08.2021 09:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП