СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьный урок. Включаем в урок активные формы работы. Учебные дискуссии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).

Школьный урок (П.В. Степанов, И.В. Степанова, И.С. Парфенова)

Включаем в урок активные формы работы

Важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок является использование учителем таких форм работы, которые дают детям возможность занять активную позицию к учебному материалу, выразить свое мнение по тому или иному вопросу, поспорить или выработать общую с другими одноклассниками позицию по той или иной обсуждаемой проблеме. Такие формы способствуют налаживанию межличностных отношений в классе, дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога, учат школьников командной работе и взаимодействию с другими. Приведем в качестве примеров некоторые из таких форм.

Учебные дискуссии. Успех дискуссии во многом зависит от того, сумел ли педагог заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения: проблематизирующий вопрос или спорное утверждение, видеоролик или фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат или иллюстрация. Предметом обсуждения может стать и многое другое. Главное - этот материал должен затрагивать общественные ценности, а также вызвать у школьников желание обсудить его, высказать по его поводу свое мнение.

Один небольшой пример в качестве иллюстрации. Урок обществознания в 9­м, 10-м или 11-м классе. Тема дискуссии: «Цифровое будущее: надежды и риски». Проблематизирующий вопрос: какое из двух мнений вам ближе, сделайте свой выбор и займите соответствующее место за столами для дискуссии.

  1. е мнение. От использования цифровых технологий вы больше ожидаете плюсов. Вы признаете наличие проблем. Но считаете, что часть из них надуманна из-за свойственного человеку настороженного отношения ко всему новому (вспомним про угрозу «паровоза, удушающего окружающих своей копотью», «кино, гибельного для существования театра» или «нового развратного танца вальс»). Другую же часть проблем в принципе можно решить, ведь человечество всегда что-нибудь придумывало в подобных ситуациях.
  2. е мнение. В использовании цифровых технологий вы видите больше проблем, чем пользы. Вам кажется, что есть недостатки, которые многие люди, увлёкшиеся удобными техническими новинками, просто не замечают. Вы считаете, что общество «подсело» на эти технологии (как когда-то это произошло с новым увлечением табаком или опиумом, привезенным из заморских колоний). Вы готовы назвать эти проблемы.

Удачно подобранного материала недостаточно для хорошего старта дискуссии. Необходимо еще определиться с видом дискуссии, которую вы планируете провести. Учителю важно выбрать тот, который больше всего будет соответствовать как его целям, так и опыту его учеников. В литературе4 довольно подробно описаны различные виды дискуссий (дебаты, аквариум, упражнение Джеффа, вертушка, ролевой диалог и т.п.), поэтому мы не будем на них останавливаться. Отметим лишь, что на практике самым сложным для педагога оказывается проведение дискуссии в наименее регламентированном ее виде - в виде свободного разговора. Здесь острее всего проявляются две главные сложности организации: с одной стороны, поддерживать высокую активность участников, а с другой - постараться не дать разговору трансформироваться в хаотичный многоголосый гам, где каждый слышит только себя. Справиться с этими сложностями обычно помогают несколько нехитрых приемов.

Во-первых, для участников следует ввести простые и понятные правила. Например: «правило поднятой руки», «правило свободы мнения», «правило уважительного слушания», «правило краткости высказывания», «правило корректности высказывания», «правило аргументированности высказывания» и т.п.

Во-вторых, строит обратить внимание на тактику ведения разговора самим педагогом. Важно поддерживать атмосферу уважения школьниками мнений друг друга, какими бы странными они не казались. Не следует умиляться по поводу оригинальности высказываемых учениками мнений - каждое мнение должно быть обязательно аргументировано. Не нужно пытаться манипуляциями подводить детей к «правильному» выводу - важнее проблематизировать их собственные выводы. Опасно навязывать школьникам свое «единственно правильное» мнение - иначе разговор превратится в рапорты детей по принципу «чего изволите?». Полезно не столько организовать поочередное высказывание детьми своего мнения, сколько заострять их внимание на наиболее интересных суждениях друг друга, выделять проблемные моменты, просить отнестись к высказываниям других.

В-третьих, можно заранее подготовить серию дополнительных вопросов по теме разговора, которые помогли бы учащимся обратить внимание на новые стороны обсуждаемой проблемы, глубже проникнуть в их суть, увидеть их в новом свете. Как только ведущему становится очевидным снижение активности школьников, можно «вбрасывать» эти вопросы в общее обсуждение и тем самым давать ему новый импульс.

В-четвертых, можно использовать специальные приемы активизации дискуссии. Эти приемы подробно описаны С. Д. Поляковым. Приведем в качестве примера лишь некоторые из них:

  • уточняющие вопросы («Ты сказал, что это лучше. Чем именно лучше?»);
  • демонстрация непонимания («Не понял, уточни, пожалуйста.»);
  • сомнение («Так ли это?», «Остальные согласны с этим?», «Мне кажется, это слабый аргумент»);
  • нет-стратегия, когда на все высказывания участников дискуссии ведущий говорит «нет», не утруждая себя особо доказательствами («Нет, это не так»; «Такого не бывает»; «Этого не может быть»);
  • парафраз, то есть повторение высказывания с новой интонацией - это стимулирует переосмысление сказанного, развитие мысли;
  • просьба отнестись к высказыванию школьника остальных участников;
  • высказывание альтернативного тезиса и т.п.

Хорошо проведенная дискуссия - та, после которой у школьников остается интерес к обсуждаемому на ней вопросу. Если его продолжают обсуждать на перемене, если с расспросами дети подходят к учителю после урока, если интересуются мнением своих родителей или других учителей, - разговор удался. Ведь его смысл не в том, чтобы непременно найти единственно верное решение обсуждаемой проблемы. Нет. Его смысл в том, чтобы школьники научились анализировать проблему с разных сторон, научились видеть и оценивать разные способы ее решения, научились иметь, высказывать и доказывать свою точку зрения, наконец, научились слушать и слышать другие точки зрения.

В этой связи в дискуссии, наверное, не нужно пытаться поставить точку и, подводя ее итог, произносить слова вроде: «Итак, дети, мы с вами пришли к общему мнению, что.». Вместо этого лучше организовать итоговую рефлексию только что завершившегося разговора. Для этого можно предложить учащимися рассказать о своих мыслях, чувствах, эмоциях, которые появились у них в связи с состоявшимся разговором. А можно облегчить задачу, предложив ребятам закончить ту или иную фразу. Например:

  • сегодняшний разговор помог мне понять.;
  • эта дискуссия была для меня., потому что.;
  • после сегодняшней беседы я: а) еще больше убедился в своей правоте, б) немного изменил свое мнение, в) полностью поменял свою точку зрения;
  • и все-таки после всего сказанного сегодня я считаю, что..

И это будет уже не точка, а многоточие.

4См., например: Поляков С.Д. Технологии воспитания. - М.: ВЛАДОС, 2002; Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. - М., 1997.

Категория: Всем учителям
06.08.2021 09:17


Рекомендуем курсы ПК и ПП