СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шоро-Башат тууралуу уламыш

Нажмите, чтобы узнать подробности

Село Шоро-Башат Узгенского района расположено на 600 км автодороги Бишкек-Ош. Как сообщается, село расположено между городами Узген и Жалал-Абад. Когда-то через данное село проходил Великий шелковый путь, по которому шли караваны с верблюдами. Местные сказители и историки говорят, что через это село торговцы из Китая держали путь в страны Европы. В этой местности расположено озеро Торт-Кол, которое упоминается в эпосе «Манас». Санжырачы (знатоки кыргызских родов и родословий отдельных людей) рассказывают, что в нижней части этого озера жило племя, где парень-кыргыз женился на девушке из Китая. Торговцам, которые шли в составе караванов из Китая, всегда нравилось отдыхать на побережье озера Торт-Кол. Бывали случаи, что они оставались ночевать здесь на несколько дней. Дочери хозяина каравана из Китая понравилась эта местность и она попросила отца построить место для отдыха в верхней части озера. И каждый раз, когда она в составе каравана своего отца ехала в Европу, она отдыхала здесь и наслаждалась красотой природы. Спустя какое-то время девушка влюбляется в местного пастуха и начинает упрашивать своего отца оставить ее здесь. Недолго думая, родители дали ей свое согласие и организовали пышную свадьбу. Новость о предстоящем браке сразу же облетела местность, население Шоро-Башат было сильно удивлено, что житель села женится на китаянке. Дети, которые у них родились, назывались «кытайдын балдары» («дети китайцев»). Впоследствии даже появилось отдельное племя. Девушку-китаянку, которая вышла замуж за местного парня-кыргыза, в народе называли Аймончок, а детей сразу начали относить к китайскому племени. Сегодня в этом селе продолжают проживать потомки китайского племени, большая часть из которых выучились на бухгалтера, агронома, учителей математики. Местные жители всегда поговаривают про представителей китайского племени: «Канында бар. Энеси кербенчи болгон. Эсепке тың болгон» [«У них это в крови. Их мать был кербенчи (торговец, ведущий караванную или крупную разъездную торговлю). Знала счет деньгам»]. Если говорить о том, почему местность носит такое название - в селе имеются источники с соленой водой. С того времени как их обнаружили, местность и стала называться Шоро-Башат, что означает «Соленый источник». Также имеется информация о том, что в 6-8 веках кирпичи для строительства Узгенской башни делали в местности Шоро-Башат. Во время раскопок на возвышенности в этой местности были обнаружены кувшины, золотые ложки, глиняные горшки. Все эти вещи обнаружил археолог из России Юрий Заднепровский, после чего увез экспонаты в музей в городе Санкт-Петербург. 70-летний житель села Тургунбай Тагаев рассказывает, что из-за того, что в этой местности было обнаружено много исторических вещей, было принято решение о строительстве музея. Музей строили «ашарным» методом. По словам жителя, туристы, посещающие Узгенскую башню, по пути посещают и музей в селе Шоро-Башат. Сегодня в селе Шоро-Башат имеется около 500 домохозяйств. Сельчане занимаются растениеводством и животноводством. Из культур выращивают в основном рис.

10.11.2022 07:08


Рекомендуем курсы ПК и ПП