СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Семантическая группа глаголов (на материале поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета)».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Семантическая группа глаголов

(на материале поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета)».

Цели урока:

а) образовательная: систематизировать и обобщить знание учащихся.

б) развивающая: привить умения и навыки находить наиболее употребительные

семантические группы глаголов в тексте и правильно употреблять их в речи

в) воспитательная: привить любовь к природе на основе произведений искусства:

литературы, живописи и музыки

Оборудование: интерактивная доска, картины Левитана и М.Архиповой, музыка

П.И.Чайковского «Времена года».

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Ход урока:

І. Организационный момент. Слово учителя.

Я поздравляю вас с тем, что вам предоставляется очередной шанс блеснуть перед широкой аудиторией своими знаниями, умениями, навыками, показать свои способности высказать точку зрения и, внимательно выслушав товарища, сделать полезные выводы по вопросам, которые мы сегодня затронем. Открытый урок для нас – это всегда праздник.

ІІ. Повторение и обобщение темы «Глагол».

Итак, какую тему мы с вами изучаем? Растолкуйте значение слова «глагол».

(В различных толковых словарях мы нашли несколько значении этой лексемы: речь человека, разумный говор, слово, из словарей Даля и С.Ожегова – это часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние).

Сегодня нас будет интересовать глагол в его третьем значении.

Ребята, какое время года вы любите? (весна).

Какие ассоциации возникают у вас с таким временем года, как весна? (бегут ручьи, тает снег, поют птицы, чирикают воробьи).

А кто-то из вас любит осень? Какие ассоциации возникают у вас с этим временем года? (падают желтые листья, улетают птицы).

III. Поэтическая пятиминутка. (читают стихи Тютчева и Фета, звучит музыка Чайковского, демонстрируются картины о весне и об осени).

Сегодня на уроке мы обратимся к поэзии Тютчева. Этот поэт любил природу во всех ее проявлениях, одушевлял природу, наделял способностью чувствовать, дышать. Как называется такой прием в художественном тексте? (Олицетворение.)

- Но у Тютчева это не просто художественный прием, а особое понимание мира природы. По мысли поэта, природа действительно живет, дышит, подобно человеку. Русский поэт сумел показать это в красочных поэтических зарисовках, которые мы будем читать и анализировать. Много стихотворений Тютчев посвятил весне. Н.А.Некрасов: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь почему делается весело и легко на душе».

-Каким образом достигается это ощущение? У Тютчева природа полна движения и шума. А часть речи, обозначающая движение, - глагол. Поэтому роль глагола мы будем рассматривать именно на материале поэзии этого поэта.

ІІ Введение понятий « динамика» и « статика».

Обратимся к двум стихотворениям: «Весенние воды», «Осенний вечер».

Задание. Определить преобладающую часть в стихотворениях.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят

Бегут и будят и сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!».

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещии блеск и пестрота деревь,

Багряных листьев томный, легкий шелесть,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землею

И, как ппредчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою.

Беседа

  • Что объединяет два стихотворения? (Тема: обращение к миру природы, но в первом – приход весны, во втором – описание осеннего вечера.)
  • Определите тип речи. (1-повествование, 2- описание.)
  • Что позволяет покозать движение в стихотварении « Весенние воды »? (Насыщенность глаголами: из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов )
  • Такоое повествование, наполненное действием, движением, называется диномичным. Антонимичным понятием является определение «статики», т.е. покоя, неподвижности, отсутствия всякого действия.

Динамика (греч. Dynamikos- «сильный»)-покой, неподвижность.

  • Почему именно глагол памог создать динамичное описание? (Глагол обозначает действие.)

Вывод. От насыщенности текста глаголами зависит его динамика.

ІІІ. Выделение семантических групп. Заполнение таблицы.

- Итак, динамику в тексте создают глаголы, но все ли глаголы в равной мере участвуют в создании динамичных картин? Для ответа на этот вопрос мы обратимся к двум стихотворениям Тютчева: «Весенние воды» и «Полдень».

Задание. Подумайте, почему я читаю эти стихотворения в разном темпе. Обратите внимание на количество глаголов.(Учитель еще раз читает «Весенние воды», потом «Полдень». Перед чтением объясняет значение слов нимфа, Пан, твердь)

Полдень

Лениво дышит полдень мглистый;

Лениво катится река;

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет;

И сам теперь великий Пан

В пещере нимф покойно дремлет.

( В обоих стихотворениях есть глаголы, в первом (без повторяющихся )-9, во втором -5.)- Почему же мы читаем эти стихи в разном темпе? (В стихотворении « Весенние воды » больше движения, динамики быстрый темп; стихотворение «Полдень» читаем медленно, распевно, нет активного движения, хотя глаголов почти столько же.)

- Значит, дело не только в количестве. В чем же дело? Нам предстоит решить этот вопрос.

Задание к стихотворению «Весенние воды»

На доске каркас таблицы:

Глагол движения,

действия.

Глагол

звучания

Глагол

цвета

Глагол

состояния

Глагол

чувства

Задание. Выпишите все глаголы, распределяя их по колонкам.

(Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится; глаголы звучания: шумят, гласят; глаголы цвета: блещут, белеет.)

- Глаголы какой тематической группы преобладают в стихотворении? (Глаголы движения.)

- Но разве мы только зрительно представляем приход весны? (Мы ее слышим. Шум весны, гомон обозначают глаголы звучания шумят, гласят.)

- Функцию обозначения цвета текста несут не только прилагательные, но и глаголы, обозначающие проявление цветового признака. Найдите глаголы цвета. (Блещут.)

- Назовите основной художественный образ, посредством которого создается динамика, движение в стихотворении. (Образ воды.)

- Можно ли только по названию определить доминирующую группу глаголов в стихотворении? (Можно.)

- Чем первая строка стихотворения («Еще в полях белеет снег…») отличается от последующих? (В первой строке статичное состояние природы выражено глаголом цвета белеет В полях еще задержалась зима, царит атмосфера тишины и покоя. В следующих строках преобладают глаголы движения, создающие динамику.)

- Каково стихотворение по тональности? (Приподнято-торжественное.)

- С помощью какой лексики достигается торжественность? (Употребление старославянизмов: берег, гласят, блещут )

- Тютчев использует эти слова в описании мира природы, тем самым отождествляя природу с храмом, обожествляя ее. Как называется такой художественный прием в поэтическом тексте? (Олицетворение.)

- Докажите. (Воды бегут, гласят, весна выслала, дни румяные.)

- В стихотворении «Весенние воды» 4 раза встречается глагол идет. Является ли это стилистической ошибкой? (Нет. Повтор является особым художественным приемом в литературе. )

- Определите функцию этого повторения. (Показать ожидание весны, восторге при виде весны.)

- Словарь С.И.Ожегова дает 26 значений слова идет. Нам важны 2 из них:

Идти – 1) двигаться, передвигаться ногами; 2) приближаться, наступать.

- В каком значении употребляется глагол идти в стихотворении? (В обоих.)

- Докажите. (Так как природа одушевлена, то весну можно представить девушкой-красавицей, которая плавно идет по земле, принося с собой тепло и оживление.)

Вывод. Весна полна движения, динамики которую создают глаголы движения и звучания.

Задание к стихотворению «Полдень»

Выписать глаголы, распределяя по колонкам (глаголы состояния: дышит, дремлет, катится, тают).

Обратить внимание на глагол катится (дети определяют его как глагол движения).

- Я не согласна с определением глагола катится. Сравните строки из стихотворений «Весенние воды» и «Полдень». «Весенние воды»: Бегут и будят сонный брег. «Полдень» : Лениво катится река.

-Что общего между строками? (Образ воды.)

-Чем они различаются? (В 1-м динамика воды подчеркивается однородным сказуемым будят; во 2-м глагол движения приобретает значение медленного, тихого течения реки, сонное состояние водного пространства. Такая река не может будить что-либо, а, наоборот, своим течением только усыпляет окружающий мир.)

-Какие еще части речи в стихотворении передают статику? ( Наречия: лениво, покойно; ) существительные: туман, дремота, облака.

- Мы встречаем повторение наречий (лениво-3 раза).

- С какой целью поэт использует этот художественный прием в данном стихотворении? (Показать, что вся природа находится в состоянии сна.)

- Каков тон повествования? (Торжественно- величавый.)

- каким образом он выражается? (Неторопливый темп; обилие старославянизмов: мглистый, твердь, пламенный, дремота объемлет, пещера; присутствие мифических образов: боги природы – Пан, нимфы.)- Какими человеческими качествами наделена природа? (Способностью дышать, дремать.)

Вывод. В описании природы преобладают статичные глаголы тематической группы состояния. Наряду с глаголами показать статику способны другие части речи: наречие, имя существительное.

- почему же стихотворения «Весенние воды» и «Полдень» мы по разному? («Весенние воды» - преобладание глаголов движения, «Полдень» - преобладание глаголов состояния.)

- Толька ли глаголы движения создают динамизм описания? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стихотворению Тютчева «Весенняя гроза».

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний; первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Задание. Выписать глаголы, распределяя их по колонкам (глаголы чувства: люблю; глаголы звучания: грохочет, гремят; глаголы действия: брызнул, летит, повисли; глаголы цвета: золотит).

-Какой художественный образ нарисован в стихотворении ? (Образ грозы.)

- Какие глаголы, кроме глаголов движения, указывают нам на интенсивность раскатов грома? (Глаголы звучания: грохочет, гремят.)

- Взаимозаменяемы ли эти глаголы ( см. словарь синонимов) ? (Да. Это синонимы.) - Известно ли нам отношение автора к грозе ? Как вы об этом узнали ? (По глаголы чувства люблю)

- Только ли посредством глагола люблю выражает Тютчев свое отношение к грозе? Какие другие средства использует поэт ? (Эпитеты: весенний, первый гром; образное сравнение: перлы дождевые; прием олицетворения :гром резвится, играет, раскаты молодые.)

- Какими глаголами вы можете описать свои чувства во время грозы? (Боюсь, нравится, радуюсь, веселюсь, волнуюсь.)

- В тексте встречаются слова резвяся и играя, они тоже выражают действие, но добавочные к основному глаголу. Это особая форма глагола – деепричастие. С кем сравнивается гром с помощью этих слов ? (С шаловливым ребенком.)

- Назовите глагол цвета. (Золотит.)

- Почему именно такой глагол цвета употребил Тютчев ? (Солнце, отражаясь в каплях, золотит их.)

- Как еще в стихотворении обозначается цвет ? (Прилагательным: небо голубое; метафорой - перлы дождевые. Дождевая капля сравнивается с прозрачной, блестящей жемчужиной. Цель – показать красоту, хрупкость, недолговечность, казалось бы, простой дождевой капли )

Вывод. Динамику создают и глаголы звучания. Чувства поэта передают глаголы чувства. Глагол цвета наряду с другими частями речи создает красочную картину природы.

ІV. Сюрприз.

- Я приготовила вам сюрприз – стихотворение А.Фета «Это утро…».

Задание. 1) Назовите преобладающую часть речи; 2) тип речи

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня, и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли эти слезы,

Этот пух не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затмения,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все - весна

- Какое время года, подобно Тютчеву, описывает Фет? (Весну.)

- Вы встретили глаголы в стихотворении? ( Ни одного.)

- А как я читала стихотворение? (Динамично, взволнованно.)

- Какими же средствами Фет описал движение ? (Перечислительная интонация, анафора единоначатие), лексические средства: преобладание существительных, обозначающих предмет как действие,- крик, говор, зык, свист, вздох, дробь, трели; звукопись: щ – пщ – х – чн – др – тр –з – ( свистящие, шипящие, дрожащие звуки – имитация шума, свиста, дрожания).

Задание. Проанализируйте существительные; докажите, что их корни тоже обозначает действие. Для этого к каждому существительному подберите соответствующий глагол в инфинитиве.

- Какой характер всему стихотворению придают существительные, употребляемые вместо глаголов?

(Напористость, возбужденность, активность.)

- По каким признакам мы различаем глаголы и существительные, корни которых обозначают действия? (По вопросу, функции в предложении.)

- Но только ли существительные, обозначающие предмет как действие, придают действенный характер всему стихотворению? (Существительные: мощь, день, свет, мошки, пчелы, стаи, птицы, вереницы, вода, лист, капли, слезы (которые не могут не литься), селение), да и само слово весна – имеют в своем лексическом значении сему «движение». А мошкара, пчелы, птицы, стаи просто не могут находиться в статичном состоянии.)

- Итак, А.Фет сумел, не прибегая к глаголам, функцией которых является обозначение действия, создать картину оживления весны оживления весны с помощью существительных, перечислительной интонации, анафоры.

Вывод. Отглагольными существительными можно передать динамику.

VІ. Общий вывод.

Глагол наряду с другими частями речи служит средством создания динамичных картин. Это средство передачи состояния, чувств, авторского отношения к изображаемому.

VІІ. Заключение, слово учителя.

- Мы с вами проделали грандиозную работу – изучали стиль Тютчева и Фета. Для того чтобы показать природу, способную дышать, слышать, действовать, поэты пользуются художественным приемом олицетворения. В основе стихотворения у Фета лежит даже не олицетворение в основе стихотворений, а прием слияния мира природы и мира души человека. Так что нам порой неясно: говорится ли в стихотворении о человеке или о природе? Тютчев использует глаголы наиболее распространенных тематических групп: движения, цвета, состояния, чувства, звучания. Тютчев находит такие необычные глаголы, интересные сравнения, которые позволяют нам увидеть мир природы во всем великолепии и красоте. На примере стихотворений Фета мы увидели, как, не пользуясь глаголами, употребляя только существительные, поэт создает не мене динамичные пейзажные зарисовки, а также статичные описания. Природа – храм. У Фета есть стихотворение «Учись у них: у дуба, у березы …». Природа вечна, человек должен слиться с вечной природой, учиться у нее жить. В конце урока таблица должна быть заполнена.

Категория: Русский язык
27.03.2015 15:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!