СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Тема: Сезонные изменения в природе. Осень.
Уточнить и систематизировать знания обучающихся об осени;
Развивать умение связно отвечать на вопрос;
Обобщить и систематизировать знания детей о первой половине осени;
Коррекция аналитико – систематической деятельности на основе упражнения в сравнении, классификации, обобщении;
Расширить представления детей об осени; дать понятие «Золотая осень»;
Воспитывать любовь к живой природе.
Ход урока:
III Изучение нового материала:
Ход урока:
Организационный момент.
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок!
- создадим хорошее настроение,
- улыбнитесь друг – другу!
Речевая гимнастика.
Руки поднимите вверх (вдох).
Ветер подул, листья упали (руки вниз –выдох).
Учитель: сядет тот, кто назовет порядок картинок (3-4 картинки).
Предлагаются картинки овощей и фруктов.
Яблоко, груша, помидор, огурец;
Красное яблоко, зеленое яблоко, желтая груша, зеленая груша;
Большая груша, маленькая груша, средняя груша, большое яблоко.
Актуализация опорных знаний.
а) Вводная беседа, работа с календарем природы.
Когда собирают урожай овощей и фруктов?
Какое сейчас время года? Почему? Как ты догадался?
Посмотрите в окно и скажите: Какое небо? Есть ли солнце? Какие листья на деревьях? Идет ли дождь? Тепло или холодно? Как одеты люди?
Далее дети составляют графическую схему за ноябрь.
Вопрос: Сколько было ясных дней в сентябре?
Что такое – ясный день? Как можно сказать по – по другому? (солнечный)
Сколько дней было с дождем? Пасмурных?
(Работа с символическими знаками, составление схемы сентября).
Используя условные обозначения (раздаточный материал), ученики выкладывают свою схему сентября.
На доске уже висит готовая схема, но она закрыта; ребята затем сравнивают свой результат с образцом учителя.
б) Упражнения на узнавание, различие.
Учитель демонстрирует осенние листья разных деревьев (клен, каштан, береза, осина).
Что нарисовано? Как одним словом назвать все эти листья? (осенние).
Каких листьев по цвету я показывала больше? (желтых). Почему? Какое время года? (Слайд1)
Какие месяцы? (Слайд 2).
в) Сообщение темы урока:
Как вы думаете, какая тема урока?
Из букв разрезной азбуки составьте название темы урока. (Слайд 3)
Сегодня я расскажу вам об одном из четырех времен года – об осени.
Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя.
Учитель: - Всего у нас четыре времени года. Кто их назовет? (зима, весна, лето, осень). (Слайды 4, 5, 6, 7).
Каждое время длится очень долго – целых три месяца. Вот, например, кончилосьлето – пришла осень. Она еще очень похожа на лето (Слайд 8).
Постепенно погода меняется, дни становятся все пасмурней, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами (Слайд 9). Часто идут дожди – долгие, моросящие. (Слайд 10). Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листики с деревьев, и они падают на землю, укрывая все золотым ковром. (Слайд 11). Трава вянет. (Слайд 12). На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают в теплые края. (Слайд 13). На улиц без зонта не выйдешь. (Слайд 14). Да и холодно без куртки и сапог. (Слайд 15).
Желтые листья часто называют «Золотыми», так как они очень похожи на золото по цвету. (Слайд 16). А так как в начале осени много желтых листьев, то и осень называют «Золотой» за её желтый цвет.
б) Демонстрация наглядности.
Показа осенних иллюстраций, из которых дети выбирают «золотую осень».
Вопрос: Почему вы выбрали эту картинку? Объясните.
в) Прослушивание стихотворения «Листья золотые».
Вопрос: Определите, о какой осени говорится в стихотворении. Докажите.
Листья золотые, падают, летят.
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет красивый сделаем из них.
Мы букет поставим посреди стола…
Осень золотая в гости к нам пришла!
(Слайд 17).
Показ гербария.
Вопрос: Какого цвета листья? Как одним словом их назвать? У вас тоже листья. Раскрасьте их в цвет осени.
Осень в гости к нам пришла,
Свои краски принесла.
Желтые, красные
Листочки разные.
Ветер дунул – раз, два, три –
Полетели – посмотри.
Покружились и упали,
Землю золотом устлали.
Обобщающая беседа.
На доске иллюстрации осенних пейзажей. Дети читают стихи, определяют «Золотую осень» и позднюю, лишнюю картинку удаляют.
Ходит осень в нашем парке,
Дарит осень всем подарки:
Бусы красные – рябине,
Фартук розовый – осине,
Зонтик желтый – тополям,
Фрукты осень дарит нам.
Лето миновало, осень наступила.
На полях и рощах пусто и уныло.
Птицы улетели, стали дни короче,
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Поздняя осень, грачи летели.
Лес обнажился, поля опустели.
Желтый клен глядит в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.
(Слайд 18,19,20,21).
Соотнесение листьев с деревьями, на которых они растут.
Детям на парты раздаются осенние листья (по одному листу). Они должны назвать лист и, выйдя к доске, назвать дерево, на котором этот листик растет (назвать дерево). (Это клен, на нем растут кленовые листья).
Работа по схеме.
Теперь, глядя на схему, давайте расскажем об осени.
Учитель дает начало каждому предложению, а затем сами составляют предложения, глядя на опоры.
Наступила…. Небо…. Солнышко светит…. Часто идут…. Листья на деревьях…. Птицы улетают…. Люди надевают….
О каком времени года мы сегодня говорили?
Какие бывают осенние месяцы?
Назовите признаки осени.
Почему осень называют золотой?
Сегодня вы хорошо работали на уроке. Молодцы!
© 2015, Сапонова Ирина Павловна 1895