СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Непоседливый», «болтливый», «легко отвлекается», «носится как заведенный», «отвечает, не услышав вопрос», «ему трудно удерживать внимание», «он постоянно что-то теряет». Все больше родителей так говорят о своих детях.
Реакция взрослых на такое поведение предсказуема: детей постоянно одергивают, делают замечания, стыдят. И родители в отчаянии ломают голову над тем, как помочь ребенку хотя бы на несколько минут сосредоточиться на том, что говорит учитель. То, что в раннем детстве можно было объяснить особенностями характера или избытком энергии, в школе становится серьезной проблемой. Ведь именно школа требует от детей усидчивости, дисциплины и умения сосредоточиться. Но все наказания непоседы переносят легко: тут же дают всевозможные обещания исправиться, о которых быстро забывают. Эти дети не учатся на ошибках, ни на чужих, ни на своих.
Речь идет о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), незначительном нарушении в работе мозга. Иногда наблюдается только дефицит внимания или только гиперактивность, но чаще у детей сочетаются черты и того и другого. Этим расстройством, по некоторым данным, страдает до 38% всех детей, причем у мальчиков оно встречается в три раза чаще, чем у девочек.
Нет единого мнения о том, как возникает этот синдром. Большинство нейропсихологов связывает его с недостаточной активностью лобных долей мозга, прежде всего – с нарушениями в выработке гормона дофамина, который, в частности, отвечает за силу нашей мотивации и способность концентрировать внимание. Развитие мозга у детей с таким синдромом происходит нормально, но с отставанием, поэтому некоторые дети «перерастают» свою гиперактивность и невнимательность.
Наберитесь терпения
Как научить ребенка работать на уроках и быть внимательнее? Как быстрее пройти этап адаптации к школе? И как вести себя родителям, которые опасаются, что постоянные упреки в плохом поведении могут привести к развитию комплексов?
Прежде всего, родителям нужно понять, что их ребенок - особый, и к нему требуется соответствующий подход. Он вовсе не злоумышленник, специально поступающий «назло» и игнорирующий указания взрослых. Просто в силу объективных причин ему действительно трудно выполнять предъявляемые ему требования.
Родителям необходимо набраться терпения и настроиться на длительную коррекцию поведения ребенка. Скорее всего, вы не скоро заметите результаты своих воспитательных мер. И, к сожалению, на первых порах придется часто выслушивать негативные отклики о поведении ребенка. Но если подойти к этому серьезно и методично, непременно наступит время, когда можно будет порадоваться его успехам! Не все будет получаться, возможны и минуты отчаяния, и нервные срывы. Не стоит этого стыдиться. Такое состояние бывает у многих родителей, чьи дети имеют подобные трудности. Не пытайтесь сдерживать свои чувства и демонстрировать олимпийское спокойствие. Если вы, к примеру, разозлились, скажите об этом своему ребенку, отчаялись - дайте знать о своем состоянии сыну или дочери. А если имеется хоть малейший повод порадоваться - радуйтесь от души. Для гиперактивных детей вообще очень полезны разговоры о чувствах, которые испытывают люди в тех или иных ситуациях, поскольку их собственные переживания достаточно поверхностны. Подобные обсуждения помогут ребенку лучше понимать происходящее вокруг и налаживать более прочные эмоциональные связи.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 48