СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Нефармакологические методы в системе психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психо-речевого развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (опубликована в журнале Методист» №2, 2019. С.9−12 )
Аннотация
В статье представлен обзор существующих и широко используемых современных нефармакологических методов коррекции процессов произвольной регуляции, познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психо-речевого развития, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и другими нарушениями. Рассматриваются такие методы коррекции, как транскраниальная микрополяризация (ТКМП), метод биологически обратной связи (БОС), метод биоакустической коррекции (БАК) и метод сенсорной стимуляции А. Томатиса.
Ключевые слова
Задержка психического развития (ЗПР), задержка речевого развития (ЗРР), синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), нефармакологические методы, метод транскраниальной микрополяризации (ТКМП), метод биологически обратной связи (БОС), метод сенсорной стимуляции А. Томатиса.
В России, с появлением инклюзии, большинство педагогов образовательных организаций стремятся адаптировать имеющиеся у них опыт и знания под особые образовательные потребности воспитанников и обучающихся. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и обучающихся с такими диагнозами как «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка речевого развития» (ЗРР), «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) основано на принципе комплексности. К общепедагогическим технологиям и методам, способствующим коррекции эмоционального состояния и познавательных процессов детей относятся: информационно-коммуникационная технология, артпедагогика, музыкоцветотерапия, кинезитерапия и некоторые другие.
Благодаря информационно-коммуникационной технологии становится возможным усиление концентрации внимания у детей с недостаточной сформированностью произвольных процессов (дети с ЗПР и СДВГ). Технология артпедагогики, посредством стимулирования художественно-творческих проявлений, позволяет стабилизировать состояние эмоционально-волевой сферы ребёнка, способствует развитию его мелкой моторики и пространственных представлений. Музыкоцветотерапия эффективно выравнивает эмоциональный фон воспитанника или обучающегося. Кинезитерапия решает вопросы ориентации в пространстве, координации движений, способствует снятию мышечных зажимов, развитию гибкости и ловкости.
Причины, вызывающие различные нарушения развития, зачастую имеют «непедагогическую» природу, а потому, даже профессиональное мастерство педагога и педагогические технологии, результативные для конкретного воспитанника, могут оказаться неэффективными в коррекционно-педагогической работе с другим с ребенком.
Результативность работы педагогов и узких специалистов многократно увеличивается в случае получения ребенком с различными нарушениями специализированной медицинской помощи. Немедикаментозные методы, включенные в систему реабилитации детей с вышеуказанными нарушениями, в сочетании со своевременным и адекватным педагогическим сопровождением, способны оказывать существенное корректирующее значение на поведение, обучение, общение ребенка.
К широко используемым немедикаментозным методам можно отнести следующие: транскраниальная микрополяризация (ТКМП), метод биологически обратной связи (БОС), биоакустическая коррекция головного мозга (БАК), метод Томатиса.
Транскраниальная микрополяризация – метод, который заключается в воздействии постоянного гальванического электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга [7]. Способность метода ТКМП регулировать общие функциональные состояния глубоких структур головного мозга сделали возможным и целесообразным использование этого эффективного и гибкого метода регуляции мозговых функций в клинике нервно-психических заболеваний [2]. Метод транскраниальной микрополяризации используется с конца XX века у детей с различными видами дизонтогенеза, поскольку, позволяет осуществлять эффективную коррекцию нарушений восприятия, внимания, памяти, эмоций и произвольной регуляции деятельности [4].
Перед началом процедуры, врач проводит точную диагностику имеющихся у пациента неврологических нарушений с применением клинических и, по необходимости, электрофизиологических методов исследования (ЭЭГ, допплерография, ЭМГ и др.) для выявления наличия объёмного процесса, эпилептических очагов или выраженности судорожной готовности и др. Выбор зоны воздействия определяется характером патологии, лечебными задачами, функциональными и нейроанатомическими особенностями корковых полей или отделов спинного мозга, их связями, а также характером функциональной асимметрии головного мозга. Процедура заключается в наложении электродов, предварительно смоченных водой или физиологическим раствором на выбранные корковые проекции. После наложения, процедура начинается с плавного увеличения силы тока до появления под электродами ощущения легкого покалывания или жжения, после чего силу тока плавно снижают до полного исчезновения неприятных ощущений. Время одной процедуры – 20-40 минут. Курс составляет примерно 10-15 сеансов [8].
Т.Б. Иванова, исследуя возможности коррекции нарушений познавательной деятельности с использованием транскраниальной микрополяризации при задержке психического равития у детей, отмечает, что проведение анодной транскраниальной микрополяризации префронтальной области, на фоне корекционно-развивающих психолого-логопедических занятий во время каждого сеанса, ускоряет качественный переход познавательных функций на более высокий уровень по сравнению с исходным у всех обследованных детей к 3-4 сеансам ТКМП (ближайший психологический эффект) [4].
А.Р. Глускиной отмечается, что включение транскраниальной микрополяризации в опыт восстановительного лечения повышает эффективность реабилитационных мероприятий у детей с СДВГ до 82 %. Положительный эффект микрополяризации сохраняется до 3-4 месяцев, трехкратное назначение увеличивает этот срок до года. Включение ТКМП в комплекс восстановительной терапии детей с СДВГ повышает качество жизни пациентов и их семей [2].
Метод биологически обратной связи (БОС) относится к нефармакологическим методам коррекции функционального состояния организма. В процессе БОС пациент, с помощью специального прибора, получает информацию о состоянии своего организма, обучается контролировать свое психофизиологическое состояние и произвольно управлять психическими процессами [10,12].
В литературных источниках отмечается, что метод появился в США в 50-е годы XX века. В России интенсивные экспериментальные исследования психофизиологических процессов посредством БОС связывают с именами Н.Н. Василевского, Н.В. Черниговской и их учеников. В нашей стране, как и зарубежом, метод БОС используется с целью совершенствования психофизических возможностей человека.
Т.С. Вартамова, А.А.Сметанкин, анализируя историю развития метода, отмечают эффективность метода БОС в лечении двигательных нарушений различного генеза, энурезах и энкопрезах, лечении хронических головных болей, релаксационной психотерапии и стресс-зависимых расстройств, артериальной гипертензии, лечения фобийных состояний, нарушений речи, неврозов, оптимизации физической или умственной деятельности, эпилепсии, старческого слабоумия, аддиктивных расстройств. Кроме того, авторы говорят о привлекательности данного метода для практических областей применения ввиду хорошего лечебного эффекта и минимума нежелательных последствий [10].
В настоящее время, в России метод БОС используется не только в специализированных медицинских учреждениях и центрах, но и в некоторых образовательных организациях, что, безусловно, повышает доступность данного метода и его эффективность для его целевой аудитории.
О.С. Заюнчковским выполнены работы по коррекции произвольности высших психических функций. Автором отмечается, что деятельность ребенка мотивирует специально разработанная компьютерная игра, в которой успешность деятельности ребёнка зависит от частоты его сердечных сокращений. Чем выше эта частота, тем меньше успешность компьютерной игры [3].
В.И. Терентьева отмечает: «БОС-тренинг даёт пациенту возможность получить положительное подкрепление, благодаря обратной связи, информирующей о развитии им навыков саморегуляции, приносит субъекту чувство удовлетворения, связанное с завершённостью волевого усилия, осознания возможности его дальнейшего совершенствования…» [12].
Т.С. Вартанова отмечает, что в США метод ЭЭГ-БОС активно применяется в работе с детьми и подростками, имеющими СДВГ. Во время процедуры от ребенка требуется не только максимальная сосредоточенность, но и максимальная физическая релаксация, что позволяет достичь состояния спокойного внимания и обеспечения его успеваемости. Кроме того, автором отмечается успешное использование метода БОС и в коррекции различных речевых нарушений. Этим же автором отмечается включение метода БОС в школьную систему штата Южная Дакота (США), начиная от начальных классов и до последнего двенадцатого класса (Программа «Осознание себя посредством тренировки методами БОС»). Метод внедряется и в школах Израиля с целью овладения навыками дыхания, расслабления, преодоления болевых ощущений, оптимизации отношений внутри коллектива (Программа «Управление стрессом и оптимизация работы в школе») [10].
Еще одним современным методом коррекции эмоционально-волевой и познавательной сфер является метод биоакустической коррекции (БАК).
Метод основан на компьютерном преобразовании ЭЭГ пациента в акустические сигналы, которые позволяют пациенту услышать «работу мозга» в реальном времени. Усовершенствование этого метода предполагает также использование электростимуляции биологически активных зон на коже токами модулированными «музыкой собственного мозга» пациента. В результате использования метода БАК происходит формирование непроизвольной саморегуляции естественных физиологических функций [6].
Метод биоакустической коррекции разработан на базе ФГБУ НИИ экспериментальной медицины СЗО РАМН (Санкт-Петербург) и эффективно используется в коррекции и лечении таких нарушений как задержка психического развития, задержка речевого развития, общее недоразвитие речи, синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Кроме того, БАК способствует улучшению когнитивных процессов и стабилизации эмоционального состояния.
Ю.Б. Алексюк отмечает, что реализация психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий с использованием метода БАК способствует стабилизации психоэмоционального состояния, нормализации настроения и сна, улучшению коммуникативных и речевых навыков [1].
Ю.А.Колчевой, К.В.Константиновым, Е.В. Бениковой описаны результаты работы метода БАК с детьми, имеющими расстройства экспрессивной речи, соответствующие недоразвитию речи 1-2 уровней. Авторами описаны достоверные улучшения показателей речевого развития у детей с алалией, а также уменьшение степени выраженности эмоциональной лабильности.
По результатам исследования, Ю.А. Колчева, К.В.Константинов, Е.В.Беникова, констатируют: «БАК — безопасная, высокоэффективная методика, направленная на восстановление процессов ауторегуляции, способная в достаточно короткие сроки приводить к улучшению функционального состояния ребенка, а также к ускорению формирования структур незрелого мозга» [5].
Актуальным на сегодняшний день является метод сенсорной стимуляции А. Томатиса. Автор метода – французский отоларинголог, который, в результате своих исследований, пришел к выводу о том, что основная функция человеческого уха это не только слушание. А. Томатис утверждает, что ухо не просто «слышит», а преобразует звуковые колебания в электрические импульсы, которые попадают в головной мозг, при этом часть этих импульсов идут в слуховые центры и воспринимаются человеком как звуки [11].
Л.А. Рахуба, говоря о А. Томатисе, в своей статье отмечает: «Он предположил, а в последующем доказал, что мозг человека, у которого орган слуха «глух» на частотах выше 7-8 кГц или имеются выраженные патологические изменения (например, потеря чувствительности и др.), склонен к некоторой потере взаимодействия с внешнем миром, деградации и, следовательно, к потерям энергетики…». А. Томатис, в реализации своего метода, исходит из представления о том, что ребенок ещё в период внутриутробного развития, слышит массу звуков, которые впоследствии уже не доступны ему (дыхание матери, биение ее сердца. Это связано с тем, что уши ребенка в период внутриутробного развития заполнены жидкостью, которая проводит звук значительно лучше, чем воздух [9].
О.В. Сусоева отмечает: «…А. Томатис погружал в ванную защищенные пленкой микрофоны и динамики, через которые транслировалась работа внутренних органов женщины. Таким образом, он моделировал фильтрацию звука через материнскую плаценту. На получавшихся записях большая часть спектра звуков лежала выше 8000 колебаний в секунду. Когда сделанные таким образом записи давали слушать детям с различными нарушениями – дислексией, аутизмом, гиперактивностью, то перемены в их поведении и обучении были впечатляющими…»[11].
Современное воплощение метода А. Томатиса представляет собой систему аудиотренировок посредством прослушивания определённых композиций, в том числе и музыкальных. Указанный метод прост и безболезнен и используется в комплексном сопровождении детей с нарушениями речи, задержкой психического и речевого развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями эмоционально-волевой сферы и другими нарушениями и особыми состояниями.
Описанные нефармакологические методы должны быть рекомендованы врачом-неврологом или врачом-психиатром, поскольку имеют ряд противопоказаний. Педагог, обладая определёнными знаниями и педагогическим чутьем, в данной ситуации выступает неким проводником для родителей ребенка с особенностями развития, он мотивирует родителей на обращение к медицинскому специалисту по вопросам применения того или иного метода. Соответственно, реализация комплексного подхода в сопровождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможна без участия родителей. Повышение квалификации, поиск новых знаний, чтение статей и изучение научных исследований из сферы детской неврологии и детской психиатрии, оказываются необходимыми педагогам и специалистам образовательной организации, в первую очередь, для повышения качества оказываемой коррекционной помощи.
Таким образом, в современном варианте, комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья предполагает медикаментозную терапию, взаимодействие ребенка и педагогического состава образовательной организации и, при отсутствии противопоказаний, включение в систему коррекционной помощи эффективных, зарекомендовавших себя нефармакологических методов.
Список литературы
© 2022, Коваль София Константиновна 322