СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Сингапурская методика обучения: за и против
Что такое сингапурская методика обучения, какие она имеет плюсы и минусы, чем отличается от традиционной классно - урочной системы, как она реализуется в России – об этом вкратце.
Почему к сингапурской методике обучения такой интерес
Сингапур - маленькая страна, известная мировому сообществу как страна, имеющая одну из лучших в мире государственную систему образования, благодаря которой Сингапур занимает стабильно высокие места в мировых рейтингах, а его юные граждане показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам.
В чем суть сингапурской методики обучения
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а после - американского специалиста. Также в основу методики заложены идеи Льва Семеновича Выготского, советских педагогов Василия Васильевича Давыдова и Данила Борисовича Эльконина.
Современный урок по Сингапурской методике - это:
- командные формы работы;
- обучение в сотрудничестве;
- ответственность каждого за результат;
- 3К - коммуникативность, креативность, критическое мышление.
Класс разбивается на группы по 4 человека, каждая группа – сплоченная команда, оснащенная рабочими материалами: бумагой, тетрадями, ручками и пр. Команды получают задания и выполняют его. По сигналу коллектив оперативно меняется, группы перемешиваются, и образуются новые команды (четверки или пары). Дается вопрос или новое задание, время ограничивается, дети активно обмениваются информацией и навыками. По сигналу учителя «стоп!» само-, взаимообучение прекращается, учителем начинается подведение общих итогов.
Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами, из которых, как из кубиков ЛЕГО, строится урок. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности.
Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное английское название. Всего структур около 250, из них основные:
Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый обучающийся по очереди играет роль учителя и ученика, педагог осуществляет так называемый «включенный контроль», слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.
Обратим внимание, что дети приучаются работать по определенному алгоритму выполнения действий по команде учителя. Выполнение алгоритма доведено до автоматизма.
За и против
Сторонники этой методики отмечают, что сингапурская методика обучения имеет ряд положительных моментов. Так, на уроке задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые повышают и стимулируют любую, в т.ч. творческую активность обучающихся. Ученикам, хотят они этого или нет, приходится учиться думать самостоятельно, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь, коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность, повышается мотивация к изучаемому предмету, что ведёт к более эффективному освоению образовательной программы.
Применение обучающих структур позволяет по-новому переосмыслить учебный процесс, при котором центром класса является ученик, а не учитель. При этом учитель перестает быть единственным источником знания в классе, диктующим всем, что делать, — он лишь помогает детям развиваться и обучаться.
Оппоненты считают, что в сингапурской методике немало недостатков. Так, этой методике надо сначала научить и учителей, и учащихся. Для этого учитель должен найти время на обучение на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, временных затрат и усилий. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен искать пути донесения информации, ему нужно лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленных на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик». При сингапурской методике дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.
Сингапурская методика обучения в России
В России активно продвигает сингапурскую методику обучения президент Союза преподавателей Сингапура Тируман Майк Марияппа.
Одной из первых в России в этом направлении стала работать Республика Татарстан. Была разработана система обучения школьных учителей. В рамках проекта были подготовлены учителя - тьюторы и тьюторы - методисты во всех районах Республики. Около 20 тысяч учителей прошли обучение по этой методике и используют ее в своей работе. Сейчас сингапурской моделью охвачен весь Татарстан. Учителя дают открытые уроки, издают пособия и методички. Помимо Татарстана, сингапурскую методику в 2013 г. пытались внедрить в Удмуртии. В 2014 г. продвижением сингапурской методики занялся Московский институт образовательной политики «Эврика». В 2015 г. 80 тюменских учителей и руководителей школ прошли обучение у специалистов из Сингапура. Некоторые школы начали применять сингапурскую методику, но родители отнеслись к ней скептически. В 2016 г. в поддержку сингапурской модели выступила Высшая школа экономики (ВШЭ). По сообщению пресс-центра администрации г. Красноярска от 14 марта 2018 года, в 2 городских школах перешли на сингапурскую методику обучения.
Из Сингапура заимствована и идея Национальной системы учительского роста, которая сейчас апробируется в России. «Перенести всю строгость и вместе с тем простоту сингапурской методики в Россию было бы сложно, но адаптировать основные идеи под наш менталитет — возможно», — пишет Лидия Озерова в статье «Сингапурская математика — особенный взгляд на науку», размещенной на сайте «Пифагорка». Кроме того, чтобы организовать работу обучающихся по сингапурской методике, научить учащихся действовать в новой для них учебной ситуации, педагог должен сам не только хорошо владеть данной технологией, но и мыслить совершенно иначе.
© 2020, Борисова Екатерина Федоровна 1504