СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время от педагогов образовательного учреждения, реализующего адаптированные общеобразовательные программы, требуется не просто знания особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), но и знание путей их профессионального сопровождения, умения определить индивидуальный маршрут развития, психофизических и индивидуальных особенностей и возможностей. Залогом успешности этого образовательного процесса является система службы психолого-педагогического сопровождения образовательного учреждения.

Деятельность Службы образовательного учреждения можно рассматривать как один из вариантов, обеспечивающих благоприятные условия для реализации сопровождения при решении образовательных задач, предусмотренных ФГОС. В состав Службы включены: социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы. В таком случае можно выделить: специалистов сопровождения, участников сопровождения, административный совет.

Специалисты сопровождения (социальный педагог, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы) играют ведущую роль на уровне школы. Они реализуют диагностические, профилактические программы, охватывающие значительное количество учащихся, проводят мониторинги, предусмотренные планами работы специалистов. Информация, получаемая в результате диагностики и мониторинга, помогает участникам сопровождения (педагогам, воспитателям, классным руководителям) и самим специалистам в написании рабочих программ, планировании воспитательных мероприятий и т.п.

Участники сопровождения (все педагоги, в том числе и педагоги дополнительного образования, воспитатели) осуществляют свою профессиональную деятельность с учетом рекомендаций специалистов сопровождения и играют ведущую роль на уровне класса. Центральное место среди участников сопровождения принадлежит классным руководителям, поскольку они собирают и обобщают информацию о каждом обучающемся, являются кураторами процесса сопровождения в своем классе, осуществляя связь со специалистами, другими участниками сопровождения, родителями.

Административный совет (директор, руководитель службы сопровождения, заместители директора школы-интерната) разрабатывает стратегии сопровождения и осуществляет контроль деятельности Службы.

Взаимодействие педагогов и всех участников Службы, при реализации образовательных маршрутов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется разными путями: поклассные совещания (проводятся с целью отслеживания текущего состояния дел в каждом классе, оперативного решения возникающих проблем и контроля исполнения предшествующих решений); малые педагогические совещания (проводятся с целью профилактики и оперативного решения проблем, возникающих в «критические» периоды школьной жизни: поступление в 1-й класс (адаптация), переход в 5-й класс, в среднюю школу (адаптация), окончание средней школы); консилиумы (проводятся с целью рассмотрения и решения наиболее сложных проблем сопровождения).

Без организации взаимодействия всех членов педагогического коллектива эффективность деятельности Службы сопровождения будет низкой, т.к. останется невостребованной информация полученная специалистами службы, а отсутствие обязательной обратной связи, контроля будут мешать реализовывать необходимые мероприятия в полном объеме.

Учитывая особенности коррекционно–развивающей деятельности с обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), перед коллективом ставятся следующие задачи:

• создание команды единомышленников, куда входит весь педагогический коллектив школы – интерната и медицинский персонал;

• повышение профессионального уровня всех специалистов;

• организация коррекционно –развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка;

• разработка плана совместной деятельности специалистов на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми).

Таким образом, вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Комплексный подход в работе специалистов по преодолению речевых нарушений у детей предполагает сочетание как коррекционно-педагогической, так и лечебно-оздоровительной работы.

Не менее важна взаимосвязь в работе учителя - логопеда и педагога - психолога, ведь она не ограничивается только использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов работы на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Взаимодействие начинается с психолого-педагогического обследования. Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребенка. В первые две недели сентября учителя-логопеды, педагоги-психологи и учителя-дефектологи проводят комплексное обследование развития детей и на совместных заседаниях обсуждают результаты диагностики.

В дальнейшем это предполагает совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов, подбор литературы для их самообразования.

Наиболее тесно учитель-логопед в своей работе взаимодействует с учителями предметниками и учителями начальных классов. Взаимная интеграция проходит через всю деятельность педагогов: совместное планирование занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, консилиумы, семинары, заседания методических объединений по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, оформление рекомендаций для педагогов.

Для того, чтобы сотрудничество между логопедом и учителем состоялось, логопеду необходимо провести просветительскую работу, рассказать о методах и приемах логопедической работы, которые учителя могут взять на вооружение и успешно пользоваться ими на уроках, дать понятие о видах речевых нарушений, которые встречаются у школьников, о том, каким образом эти речевые нарушения влияют на усвоение учебных программ не только по русскому языку и чтению, но и по остальным предметам.

Особенно существенным является понимание учителем необходимости очень внимательно и осторожно оценивать работу ученика с нарушением письма и чтения, т. к. такие дети не в состоянии выполнить задания в соответствии с нормой. Знание того, что на своих занятиях логопед очень специфично оценивает работу учащихся поможет учителю избежать недоразумений.

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя не будет полноценным, если логопед, со своей стороны, не вникнет во все тонкости школьной программы, не будет знать содержание и методы обучения, используемые педагогами. А они (педагоги) со своей стороны должны осуществлять качественное и систематическое закрепление и контроль за речевыми умениями и навыками, усвоенными на занятиях с учителем – логопедом. Формы взаимодействия с учителями включают в себя разнообразные аспекты, некоторые из них представлены ниже.

Взаимодействие с учителями осуществляется в форме:

• разработки совместного плана работы по всем направлениям на текущий период на основе комплексной диагностики ребёнка (обсуждаются результаты обследования, разрабатывается совместное планирование, утверждается годовой план работы с детьми);

• обсуждения и выбора методов и приёмов коррекционно–развивающей работы;

• проведения совместных, семинаров – практикумов, круглых столов, индивидуальных консультаций и т. д.;

• оснащения развивающего предметного пространства в групповом помещении;

• взаимопосещения занятий и совместного проведения интегрированных комплексных занятий.

Самое важное для успешного сотрудничества–установление равноправных отношений. Обе стороны: и логопед, и учитель; являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребенку, и тот, и другой должны быть партнерами в процессе коррекционной работы.

Такими же партнерами должны быть учителя - логопеды и воспитатели. Практика показывает, что во внеучебное время воспитанники допускают речевых ошибок больше, чем на занятиях. Дети нередко обращаются друг к другу с короткими просьбами, репликами, речь их очень проста в лексическом и грамматическом отношении.

Выстроенная система взаимодействия между школьным логопедом и воспитателями делает систему коррекционной работы по преодолению специфических нарушений устной и письменной речи у учащихся более эффективной, что позволяет детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и включаться в процесс обучения.

Работа воспитателя в рамках интеграции заключается в следующем:

• обогащение знаний и представлений об окружающем мире;

• формирование и развитие словарного запаса;

• закрепление правильного звукопроизношения и развитие просодической стороны речи;

• формирование познавательного интереса, любознательности;

• развитие связной речи;

• развитие слухового восприятия, внимания, и памяти;

• формирование учебных знаний, умений и навыков.

В свою очередь работа учителя - логопеда в рамках интеграции имеет следующие направления:

• совместные рекомендации учителя – логопеда и педагога – психолога в отношении детей – логопатов;

• подбор речевого материала для коррекции различных компонентов речевой деятельности;

• наблюдение за динамикой постановки звуков у детей;

• логопедические памятки и буклеты в помощь педагогам;

• индивидуальные консультации воспитателей.

Таким образом, логопед и воспитатель, каждый со своим видением ситуации, должны прийти к взаимосотрудничеству для выработки единого подхода к обучению учащихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Категория: Логопедия
07.11.2023 16:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!