СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий и корректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения.
Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Чаще всего это выражается в дидактических категориях «знать», «уметь», конкретизируемых применительно к историческому материалу. Лучше, если при этом указываются действия, процедуры, которыми должны овладеть учащиеся. Например, «составлять описание, характеристику (событий, явлений), «сравнивать…».
Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы.
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке:
1.Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Простой (информативный) план оставляется на всех типах основного текста (описательном, повествовательном, объяснительном), в том числе и конспективном, т.е. передающем информацию кратким, лишенным образности и эмоциональности способов. Его главная задача – помочь ученикам выделить в тексте главное, существенное, осознать исторический факт логически целостно, соблюдая внутренние связи и отношения между его компонентами, и воспроизвести информацию максимально близко к оригиналу.
Развернутый план отличается более сложной структурой и дополнительной функцией – учить школьников не только выделять и кратко формулировать основные идеи источника, но и находить в нем положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развернутым планом тоже начинается с чтения.
Смысловой план – перечисление существенных признаков, положений и т.п., характеризующих главные исторические факты, которые могут быть выявлены при анализе соответствующего текста под определенным углом зрения (причины…, последствия…, историческое значение…, факторы… и т.п.). По форме этот план бывает простым и развернутым, а составляется на основе объяснительного текста или повествовательно-описательного, в котором присутствует теория, «скрытая в фактах».
Тезисный план – отражение существенных сторон, признаков, причин, следствий единичных фактов, не имеющих аналогов. Цель составления тезисных планов – актуализация уникальности, неповторимости событий и явлений, а также источников, содержащих информацию о них. Они могут быть простыми и развернутыми, переходя в форму тезисных записей, сохраняющих стиль первоисточников.
Сравнительно-обобщающая таблица является материализованным итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения результатов этой работы в следующей форме:
Объекты сравнения |
1-й |
2-й |
3-й |
Результаты сравнения по каждой линии |
Линии (вопросы для сравнения) |
(2) |
(3) |
(4) |
(5) |
1. …………… 2. ………… 3. ………… |
|
|
|
|
Обобщение результатов сравнения: |
Конкретизирующие таблицы способствуют лучшему усвоению понятий, учат доказательству, всестороннему анализу фактов и также опираются на умения составлять смысловые и тезисные планы, делать разнообразные обобщающие выводы. Содержание и количество граф зависит от темы и проблематики таблицы.
Завершающим этапом составления таблиц обязательно для обучающихся на «4,5» должно быть формулирование вывода, но не вообще, а адекватного целям и содержанию проделанной работы. Для этого школьников необходимо на примерах учебника и других пособий учить различать выводы, а в познавательных заданиях подсказывать, какой вид вывода требуется в данной учебной ситуации
2. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.
3.Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
4.Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Задания на формулирования и аргументацию личных оценочных суждений:
Каков, на ваш взгляд, характер войны Франции с Россией в 1812 г.?
Выскажите предположения, почему Наполеон отказался от мысли отменить крепостное право в Росси, хотя во времена итальянского похода 1796-1797 гг. он отменил в завоеванной стране феодальные порядки?
Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого.
-лабораторные занятия;
-групповые, фронтальные семинары;
-конференции;
-диспуты с такими видами деятельности, как исследовательская, проектная, игровая и др. на основе привлечения широкого спектра исторических источников.
Проблемы, выносимые на практические занятия, должны являться ключевыми, быть интересными и посильными для учеников.
Для эффективности занятий необходимо приготовить раздаточный материал. Значительно облегчает подготовку к урокам сведения, содержащиеся в Интернете. Поэтому следует рекомендовать учащимся обращаться по тому или иному «адресу» в Сети.
В соответствии с основной дидактической задачей практикумы по истории делятся на три вида:
1. практические занятия по развитию познавательных умений;
2. практические занятия по решению познавательных задач;
3. практические занятия по проверке результатов творческо-поисковой деятельности.
5.Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Особый интерес у одноклассников вызовут сообщения, подготовленные на основе домашних архивов и краеведческих изысканий: «Мой Х1Х век» (родословная семьи). «Ордена и медали России в моем доме», «семейные династии», «Семейные реликвии», «жизнь и быт нашего города в газетах прошлого столетия», «История края в гербах и топонимике» и т.д.
Лабораторное занятие – форма учебного занятия, на котором организуется самостоятельное изучение школьниками нового материала по учебнику или документам. С уроком изучения нового материла и школьной лекцией лабораторное занятие объединяет общность дидактической задачи, а отличает в первом случае – высокая степень самостоятельности учащихся в овладении новыми знаниями и умениями, а во втором – иные источники учебной информации, а также деятельность учителя уже не в качестве информатора, а как организатора и консультанта.
Семинарское занятие – форма учебного занятия, на которой преобладает самостоятельная работа старшеклассников при изучении нового материала, его обобщение и систематизации. Но в отличие от других форм учебных занятий по истории на семинаре школьники не просто овладевают новыми знаниями и умениями, а выносят их на коллективное обсуждение в классе после предварительной работы дома с рекомендательной литературой. Таким образом, семинар является более сложной формой организации учебного процесса, который предшествует уроки изучения нового материала и лабораторные занятия. В последние годы испытываю затруднения в проведении семинаров, т.к. дети привыкают работать с компьютером, а не с литературой.
6.Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
7.Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- Иллюстрации параграфа, рисунки на сюжеты учебного текста;
- Словесные портреты исторических деятелей;
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки;
- Словесная и образная стилизация исторической информации («дневники», «письма», «мемуары», «листовки», «газеты», «проспекты» и т.п.);
- Символическое изображение главной идеи параграфа или ее выражение в новом названии учебного текста и его пунктов.
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
8.Написание эссе.
- ПОПС – формула
П – ПОЗИЦИЯ (в чем заключается ваша точка зрения). О – ОБОСНОВАНИЕ (на чём вы обосновываетесь, довод в поддержку вашей позиции) П – ПРИМЕР (факты, иллюстрирующие ваш довод) С – СЛЕДСТВИЕ (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции).
- МОПС – формула (мнение – объяснение – пример – следствие)
9.Игры на уроке.
В среднем звене – в 5-9 классах успешно применяю различные виды игр. Игра на уроке истории и обществознания - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы.
Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с исторической обстановкой, ученик получает в ней роль только нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя, журналиста):
а) игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). В своей обучающей основе такая игра очень близка к дискуссионной деятельности, ибо целиком строится на учебном диалоге (приложение 4).
б) игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
В) ретроспективная игра, в ходе которой моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является "эффект присутствия" - "так могло быть". Учителя справедливо замечают что, в такой игре подростку "удается прыгнуть выше себя, на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее".
Школьник для такой игры, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего "героя", и даже в ряде случаев готовит костюм, продумывает внешний облик. При этом школьник должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику "войти" в историческое время, почувствовать "колорит эпохи", "увидеть" конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя, сам требовать, сам контролировать».
Моя задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:
- вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
- создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
- помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,
- совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе
© 2019, Струтинская Елена Ивановна 422