СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Системно-деятельностный подход в преподавании математики в условиях введения ФГОС НОО третьего поколения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”.

Джон Дьюи.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Учитель должен организовать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Обучение математики должно сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Задачи учителя при системно- деятельном подходе в обучении математике

Основной задачей обучения математике в общеобразовательной школе является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися системой математический знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Наряду с этой задачей перед учителем стоит проблема: научить школьников рассуждать, научить мыслить. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности.

Достижение необходимого развивающего эффекта обучения математике возможно на базе реализации деятельностного подхода, который направлен на развитие каждого ученика, на формирование индивидуальных способностей учащихся.

Исследования психологов и педагогов показывают: чтобы научить школьников самостоятельно и творчески учиться, нужно включить их специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за не сделанное, за невыученное.

Почти в каждом классе есть от природы одаренные дети. Но если не заботиться об их развитии, не поставлять им достаточную пищу для ума, то они не могут состояться как творческие личности. Одной из перспективных форм развития творческих способностей личности является создание в общеобразовательных школах научных обществ учащихся. Увлечение наукой в школьные годы оказывает огромное воспитывающее влияние, развивает потребность в творческой деятельности, воспитывает трудолюбие и ответственность за порученное дело.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы:

а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

в) какие методы и средства обучения выбрать;

г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников;

д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом из собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Принципы построения урока, типология уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода

При системно - деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:

восприятие информации;

анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);

запоминание (создание образа);

самооценка.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача- задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.

Учебное действие- действие по созданию образа.

Образ - слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие - я умею! У меня получится!

Эмоционально-ценностная оценка - Я считаю так то…(формирование мировоззрения).

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.

Использование системно-деятельностного подхода в обучении математике с использованием поисково-исследовательского метода и развития мотивационных возможностей в выявлении и развитии творческих способностей детей позволит:

Внедрить эффективные современные технологии, использовать методики диагностики, психотренинга на уроках математики.

Создать условия для духовного развития личности учителя и ученика на основе взаимного сотрудничества на уроках математики.

Формировать модели конкурентно способного выпускника, имеющего базовые знания по математике за курс основной и средней общеобразовательной школы.

Оптимизировать учебную нагрузку, создать условия для сохранения и укрепления математического образования и физического здоровья школьников.

12.01.2024 12:28


Рекомендуем курсы ПК и ПП