СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие рационального, критического мышления – одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. Знания, которые учащиеся получают в школьном курсе географии – это представления, понятия и закономерности, отражающие главные признаки, свойства и связи. Географические знания традиционно считаются важнейшим элементом содержания географического образования. Они лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве.

Целенаправленная работа над развитием мышления в среднем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно и сознательно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом. Кроме того, учащиеся должны научится (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, применять решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.

Технология критического мышления включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия), которые соответствуют этапам урока.

На разных типах урока и разных этапах предлагается использовать различные методические приемы, так как разные приемы могут формировать различные географические знания.

Тема урока и тип урока(1)

Этап урока (2)

Методический прием и содержание (3)

Географические знания (4)

Геологическое строение России. (Комбинированный урок)

Этап изучение нового материала (стадия вызова)

Мозговая атака. Давайте вспомним, что вы знаете по данной теме, и в течение 5 минут обменяемся информацией. (Учащиеся должны знать с курса 6 класса об общем строении земной коры, о литосферных плитах).

Знания о геологическом летоисчислении; знания об особенностях земной коры на территории России.

Этап закрепления (стадия рефлексии)

Перепутанные логические цепочки. Восстановить хронологическую последовательность.

  1. Протерозойская эра
  2. Мезозойская эра
  3. Архейская эра
  4. Палеозойская эра
  5. Кайнозойская эра

Знания о геохронологической последовательности периодов. Понятия: платформа, щит, складчатые области.

Климат и агроклиматические ресурсы (Комбинированный урок)

Этап актуализации знаний (стадия вызова)

Таблица «З-Х-У»

(знаю – хочу знать – узнал новое).

На стадии вызова учащимися заполняются первые две колонки, на стадии рефлексии третья колонка.

Знания об основных факторах, влияющих на климат России: особенности распределения солнечной радиации по территории РФ; особенности циркуляции воздушных масс над РФ.

Этап изучения нового материала (этап осмысления)

Разнообразие внутренних вод России. Реки. (Комбинированный урок)

Этап актуализации знаний (стадия вызова)

Кластер. Составьте кластер о внутренних водах, которые вам уже известны.

Знания о внутренних водах и водных ресурсах

Этап изучения нового материала (стадия осмысления)

Инсерт. Прочитать текст и сделать пометки на полях. «V» – знаю, «+» - узнал новое, «-« - думал иначе, «!» - очень важно запомнить

Закрепить знания по данной теме: главные речные системы и бассейны рек; питание и режим.

Этап закрепления (стадия рефлексии)

Дополните кластер начатый вами в начале урока.

Образование почв и их разнообразие (Комбинированный урок)

Этап изучение нового материала (стадия вызова)

Групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии: как вы думаете, что такое почва? Что бы было, если поверхность Земли не была бы покрыта почвой? Как вы думаете, в разных районах России по своему составу почвы будут разными или одинаковы? И почему?

Знания о почвообразовательных процессах, знания о структуре почвенного профиля и классификации почв.

Разнообразие природных комплексов России (изучение нового материала)

Этап изучение нового материала (стадия вызова); групповая дискуссия

Инсерт. Прочитать текст и сделать пометки на полях, заполнить таблицу.

Знания о природном комплексе, ландшафте; о взаимосвязи в ПТК.

На основе разработанной системы уроков по географии 8 класса, можно сказать о том, что при помощи различных методических приемов технологии развития критического мышления можно формировать географические знания на всех этапах урока.

Категория: География
06.01.2016 20:26


Рекомендуем курсы ПК и ПП