СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Развитие рационального, критического мышления – одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. Знания, которые учащиеся получают в школьном курсе географии – это представления, понятия и закономерности, отражающие главные признаки, свойства и связи. Географические знания традиционно считаются важнейшим элементом содержания географического образования. Они лежат в основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе, социально-культурному окружению, другим людям, понимания себя в географическом пространстве.
Целенаправленная работа над развитием мышления в среднем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.
Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно и сознательно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Критическое мышление, таким образом, - не отдельный навык, а комплекс навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом. Кроме того, учащиеся должны научится (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, применять решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Технология развития критического мышления предлагает определенные методы, приемы и стратегии, объединяющие процесс обучения по видам учебной деятельности в пошаговой реализации каждой стадии занятия.
Технология критического мышления включает в себя три стадии: вызов – осмысление – размышление (рефлексия), которые соответствуют этапам урока.
На разных типах урока и разных этапах предлагается использовать различные методические приемы, так как разные приемы могут формировать различные географические знания.
Тема урока и тип урока(1) |
Этап урока (2) |
Методический прием и содержание (3) |
Географические знания (4) |
||||||||
Геологическое строение России. (Комбинированный урок) |
Этап изучение нового материала (стадия вызова) |
Мозговая атака. Давайте вспомним, что вы знаете по данной теме, и в течение 5 минут обменяемся информацией. (Учащиеся должны знать с курса 6 класса об общем строении земной коры, о литосферных плитах). |
Знания о геологическом летоисчислении; знания об особенностях земной коры на территории России. |
||||||||
Этап закрепления (стадия рефлексии) |
Перепутанные логические цепочки. Восстановить хронологическую последовательность.
|
Знания о геохронологической последовательности периодов. Понятия: платформа, щит, складчатые области. |
|||||||||
Климат и агроклиматические ресурсы (Комбинированный урок) |
Этап актуализации знаний (стадия вызова) |
Таблица «З-Х-У» (знаю – хочу знать – узнал новое).
На стадии вызова учащимися заполняются первые две колонки, на стадии рефлексии третья колонка. |
Знания об основных факторах, влияющих на климат России: особенности распределения солнечной радиации по территории РФ; особенности циркуляции воздушных масс над РФ. |
||||||||
Этап изучения нового материала (этап осмысления) |
|||||||||||
Разнообразие внутренних вод России. Реки. (Комбинированный урок) |
Этап актуализации знаний (стадия вызова) |
Кластер. Составьте кластер о внутренних водах, которые вам уже известны. |
Знания о внутренних водах и водных ресурсах |
||||||||
Этап изучения нового материала (стадия осмысления) |
Инсерт. Прочитать текст и сделать пометки на полях. «V» – знаю, «+» - узнал новое, «-« - думал иначе, «!» - очень важно запомнить |
Закрепить знания по данной теме: главные речные системы и бассейны рек; питание и режим. |
|||||||||
Этап закрепления (стадия рефлексии) |
Дополните кластер начатый вами в начале урока. |
||||||||||
Образование почв и их разнообразие (Комбинированный урок) |
Этап изучение нового материала (стадия вызова) |
Групповая дискуссия. Вопросы для дискуссии: как вы думаете, что такое почва? Что бы было, если поверхность Земли не была бы покрыта почвой? Как вы думаете, в разных районах России по своему составу почвы будут разными или одинаковы? И почему? |
Знания о почвообразовательных процессах, знания о структуре почвенного профиля и классификации почв. |
||||||||
Разнообразие природных комплексов России (изучение нового материала) |
Этап изучение нового материала (стадия вызова); групповая дискуссия |
Инсерт. Прочитать текст и сделать пометки на полях, заполнить таблицу.
|
Знания о природном комплексе, ландшафте; о взаимосвязи в ПТК. |
На основе разработанной системы уроков по географии 8 класса, можно сказать о том, что при помощи различных методических приемов технологии развития критического мышления можно формировать географические знания на всех этапах урока.
© 2016, Косаткина Лидия Владимировна 653