СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система повторения как средство борьбы за высокое качество знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями сегодня являются усиление внимания к личности ученика и развитие его способностей, ориентация обучения на максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого школьника. Всякое изменение в обучении необходимо рассматривать в единстве нового содержания образования, новых форм организации образовательного процесса и новых образовательных технологий, а также новых форм оценки качества знаний. Повторение способствует не только предупреждению забывания учащимися опорного материала, но и совершенствованию знаний учеников в плане повышения уровня их полноты, обобщённости и системности, а также прочности, мобильности и действенности. В силу того, что учащиеся при повторении работают с уже усвоенным ими учебным материалом, появляется возможность уделить больше внимания формированию познавательных умений.

Система повторения материала ориентирована на применение этого материала для анализа конкретных явлений. При этом и реализуется принцип «лучшее повторение — это применение».

Повторение в той или иной мере имеет место на каждом уроке. Оно выполняет важные образовательные и развивающие функции: закрепляет и систематизирует знания, развивает умственные и духовные силы учащегося, формирует навыки учебного труда, позволяет учителю получить обратную информацию об образовательном уровне класса, а значит где-то избежать «топтания на месте», где-то восполнить упущенное и т. д.

В большинстве случаев материал каждого урока опирается на содержание предшествующих уроков, вытекает из этого содержания. Поэтому в ходе повторения устанавливается связь предыдущего учебного материала с последующим, что в итоге обеспечивает восприятие его ребенком как некоторой целостной структуры.

Традиционно повторение проводится в начале урока. В этом есть определенная логика, вытекающая из его функционального назначения. Вместе с тем это не является абсолютно обязательным: повторение может быть проведено в конце урока, в процессе изучения нового материала, возможны уроки без повторения. Продолжительность этапа повторения на уроке 5—7 мин. и лишь в исключительных случаях оно может продолжаться до 15 мин.

Выделяют два вида повторения: устное и фиксированное. Каждое из них может быть организовано и как фронтальное, и как индивидуальное.

При устном фронтальном повторении основным методом является беседа. Она позволяет получить обратную связь от многих учащихся класса, поддерживать довольно высокую их активность, создает благоприятные условия для организации общения между учащимися, вводит в это общение элементы дискуссий, что очень важно для реализации развивающего обучения. Однако такой вид повторения дробит учебный материал на мелкие части, что затрудняет его обобщение. Оно не формирует у учащихся важный навык учебного труда — умение передавать в связном рассказе свои научные знания. Без этого навыка ученик может испытывать серьезные трудности в обучении в плане освоения основ точных наук. Эти негативные стороны фронтального повторения компенсирует другой вид — индивидуальное устное повторение.

Сущность индивидуального устного повторения заключается в том, что учащиеся на предложенный учителем вопрос или задание должны ответить связным рассказом. Индивидуальное устное повторение имеет свои положительные и отрицательные стороны. Его провести гораздо труднее, чем фронтальное повторение, т. к. в этом случае значительно ниже бывает активность класса. Не все учащиеся могут сосредоточиться на ответе одного ученика и внимательно его выслушать. Учителю приходится прибегать к дополнительным приемам активизации внимания. Можно, например, предложить прослушать ответ товарища, сделать необходимые дополнения, исправления, помочь выйти из затруднительного положения, задать отвечающему вопросы и т. п. Труднее этот вид повторения и для самого ученика, т. к. требует большой сосредоточенности. Ребенок не только должен знать материал, но и работать над формой его изложения. Однако, такое повторение положительно влияет на развитие мышления ученика, приучает его связно, в определенной логической последовательности излагать свои мысли. При таком повторении учебный материал представляется в более целостном виде, чем при фронтальном повторении, что облегчает его обобщение.

Успеху индивидуального устного повторения способствует следующая методика. Учебный материал, предназначенный для повторения, разбивается на несколько законченных частей. К каждой части формулируется вопрос или задание. Предъявив его классу, предлагается сначала составить план ответа. На первых порах такой план составляется коллективно, он может быть записан на доске. Типология вопросов здесь та же, что и для беседы. Вопросы и задания могут быть взяты из учебника. Постепенно отходят от коллективного составления плана, и учащиеся составляют его самостоятельно. При ответе учащиеся могут пользоваться рабочей тетрадью и, по усмотрению учителя, — учебником. Основная задача такого повторения - развитие умения передавать свои научные знания в связной речи. Это очень важно для решения проблемы преемственности.

Следующий вид повторения — это так называемое фиксированное повторение, которое, как и устное, может быть фронтальным или индивидуальным. При фиксированном повторении учащиеся отвечают на заданные вопросы на листочках бумаги или на доске с помощью условных знаков, рисунков, схем. Учащиеся могут что-то подчеркнуть в готовом тексте, подписать детали уже готового рисунка, заполнить таблицу, письменно перечислить предметы или явления и т. п. Возможны вопросы и задания, составленные в виде тестов.

Нужно помнить, что в любой вид повторения важно включать задания, требующие практического приложения знаний. В некоторых случаях учащимся можно предложить собрать простую установку для опыта, а иногда и повторить опыт. В ходе повторения учащиеся пользуются наглядными пособиями, в первую очередь теми, которые применялись при изучении нового материала, хотя не исключена возможность использования и других наглядных пособий. Последнее позволяет проверить степень осознанности усвоения учащимися изученного материала.

Ведущим приемом при повторении является обобщение. Этот сложный мыслительный процесс выступает в двух аспектах: как результат изучения учебного материала и как процесс его усвоения. С одной стороны, овладеть навыками обобщения — значит знать учебный материал с достаточной глубиной; с другой стороны, уметь обобщать — значит владеть мыслительными операциями, т. е. уметь от конкретных явлений переходить к их моделям, к понятиям, к законам, а также конкретизировать общие положения отдельными фактами. Поэтому в процессе формирования у учащихся умения обобщать развиваются и другие приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др.), а следовательно, развиваются и мышление учащихся, и их познавательные способности.

Материал, подлежащий повторению, должен отражать соотношение между физическим знанием как наукой, включающей эмпирический и теоретический уровни осмысления действительности, и физической реальностью как методологической категорией для обозначения системы обобщенных теоретических объектов физического знания. Совокупность теоретических физических моделей, составляющих образы объектов и процессов физической реальности, может быть представлена в виде определенной иерархической структуры со следующими уровнями: фундаментальные модели, позволяющие объединять описание различных физических объектов и процессов в рамках определенного физического подхода, и, наконец, частные или прикладные модели для описания конкретных явлений и процессов. Иерархические уровни физических моделей позволяют построить структуру курса общей физики таким образом, когда представления о физической реальности воплощаются в общефизическом содержании.

При повторении, вследствие ограниченности времени, приходится осуществлять такое моделирование содержательного компонента учебного материала, которое дает возможность генерализации знаний учащихся, основанной на стержневых идеях науки физики. Такими стержневыми идеями являются фундаментальные теории, законы и принципы. Если при завершении каждой теории важно переосмыслить основной материал с определенных позиций, установить взаимосвязь между изученными теориями, а также выявить взаимное влияние их в историческом процессе развития научного физического знания, то при повторении учебного материала придается особая важность формированию современной научной картины мира, ознакомлению школьников с методами научного познания.

Если проанализировать содержание физических теорий, то в их структуре можно выделить общие элементы. Прежде всего, в любой теории выделяются исходные факты. На них базируются абстрактные модели, система понятий, законы и принципы. Это ядро теории служит основой для формирования теоретического мышления учащихся. На основе развития моделей, понятий, законов и принципов развивается физическая теория, раскрывающая сущность явлений в конкретных проявлениях.

Задача обучения физике — раскрыть сложное понятие физической картины мира (ФКМ), вооружить учащихся конкретным знанием, обобщающим весь школьный курс физики, показать материальное единство мира с одной стороны, и качественное своеобразие форм движения материи и описание их в различных теориях — с другой. Обобщение — форма приращения знаний путем мысленного перехода от частного к общему, которой обычно соответствует и переход на более высокую ступень абстракции.

В материале, подлежащем повторению, система формирования у учащихся современной физической картины мира должна включать в себя такие элементы содержания, которые обеспечивают философскую интерпретацию установленных законов, выясняют их место в системе общих физических знаний, теоретически обобщают широкий круг явлений на их основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, придавая большое значение организации процесса повторения при обучении физике, следует отчетливо выделять обобщающую роль, что является одним из важнейших средств научного познания. Обобщение позволяет извлекать общие принципы, законы, унифицировать их в «единой формуле» отождествлять множества различных вещей и событий. Все это послужило основой для того, чтобы выдвинуть следующую концепцию: «Повторение - обобщающая модель обучения».

Категория: Всем учителям
29.01.2016 12:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!