СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, то есть обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально компетентными людьми.

Для решения этой задачи в нашем училище выработана единая политика, направленная на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса. Она включает следующие направления:

- диагностика типов и форм отклоняющего поведения обучающихся и провоцирующих их факторов;

  • изучение потребностей обучающихся и их родителей в дополнительной педагогической и психологической информации;
  • анализ результатов изучения мнений обучающихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении обучающихся с учётом выявленной специфики.

Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении обучающихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность обучающихся в учебной деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, родителями, преподавателями, психологическая защищённость. Последнее обстоятельство связано с гарантированной социальной защищённостью, включающей в себя:

- знание обучающимися своих прав и обязанностей;

- соблюдение прав и обязанностей всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- психологическое и социальное равенство всех обучающихся в стенах образовательного учреждения;

- исключение дискриминации по любому признаку.

Выполнение этих требований позволяет вести учебно-воспитательный процесс со всеми обучающихся через дифференциацию педагогического подхода и интеграцию образовательного процесса.

В работе с обучающихся девиантного поведения мы придерживаемся следующей модели:

1 этап - выявление и постановка на учёт обучающихся данной категории. Это самый сложный и продолжительный по времени этап, и его выполнение полностью ложиться на плечи классного руководителя. Именно они владеют информацией об обучающемся, его семье, досуговой деятельности, круге его общения. Задачи классного руководителя - решить вопрос о форме учёта (внутригрупповой, внутриучилищный). Затем ведётся совместное социально - педагогическое сопровождение, уточняется дополнительная информация об обучающихся.

2 этап - коррекционная работа. На данном этапе к деятельности подключается администрация учебного заведения, которая организует работу всех служб с семьёй и обучающимися, утверждает нормативную документацию. Родителям на индивидуальных консультациях разъясняется нормативно - правовая сторона проблемы, их ответственность. Коррекционную работу осуществляют классный руководитель, он способствует социализации ребёнка, оказывает возможную помощь подростку и семье.

Анализ поступков подростка, проводится в присутствии его самого (по его желанию могут присутствовать и родители). Предметом обсуждения становится полученная информация, которая по согласованию с обучающимся может быть доведена до родителей. Однако та часть информации, которая по желанию подростка не должна являться предметом обсуждения, не должна доводиться ни до членов администрации, ни до родителей.

3 этап - малый педсовет (совет профилактики). На заседании малого педсовета классный руководитель представляет информацию об обучающемся, о проделанной работе. На данном этапе подключаются к работе администрация учреждения и специалисты органов подразделения по делам несовершеннолетних. Амплитуда решений малого педсовета колеблется от вынесения предупреждения, до передачи материалов в подразделение по делам несовершеннолетних.

Задача системы по профилактике девиантного-деликветного поведения обучающихся в образовательном учреждении заключается не в том, чтобы довести ребёнка до мест лишения свободы, а в том, чтобы вовремя его остановить и направить на путь исправления вне стен специального учреждения.

ВЫВОДЫ:

  1. Девиантное поведение – это поведение индивида, последовательно разрушающее сложившуюся систему межличностных взаимодействий и общения в той человеческой общности, к которой он принадлежит.
  2. Подростковый возраст (пубертатный период) с его бурными нейроэндокринными сдвигами считается фактором, способствующим злокачественному развитию девиантного поведения.
  3. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении обучающихся требует их социальной иммунизации, т.е. обучению навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми.

Я, как классный руководитель, на классных часах и в индивидуальных беседах с обучающимися и их родителями прикладываю все усилия, чтобы помочь ребенку адаптироваться в среде сверстников и направить свою деятельность в положительное русло. Кому- то рекомендуем секции и кружки, с кем – то приходиться проводить индивидуальные беседы и лекции. Но на протяжении трех лет, ни один человек не был на совете профилактики, т.к. все возникающие вопросы были решены самостоятельно.

13.02.2016 09:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!