СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
НА УРОКАХ
ИЗО И ТЕХНОЛОГИИ
Искусство развивает необходимые в любых жизненных ситуациях «навыки души»- тренирует чувства, эмоционально-ценностные отношения человека ко всем явлениям действительности. Развитие индивидуальных способностей каждого ученика должно осуществляться не только во время уроков, но и во внеурочное время.
На государственном уровне обозначен стандарт, который провозглашен, как системно-деятельностный подход.
Ключевым моментом этого подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Основная цель изучения предметов ИЗО и технологии— развить в детях способность эстетического восприятия действительности, раскрыть закономерности развития мировой культуры, научить их понимать язык художественных образов.
«Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка».
Поэтому итогом учебного процесса должна стать способность через восприятие и интерпретацию многовекового культурного опыта человечества сделать попытку создать свое произведение искусства.
Главная задача учителя искусства— помочь ребенку развить творческое начало и самостоятельную продуктивную деятельность. Главным в методике преподавания становится не столько информативная основа подачи материала, сколько развитие способности к восприятию и пониманию языка искусства, его роли в жизни людей.
Это позволяет сформировать у школьников комплекс умений:
•
увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
•
поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
•
оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
•
добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники информации;
•
планировать свою работу;
•
выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
•
увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем;
•
развивать адекватную самооценку, формировать позитивную Я-концепцию (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
•
развивать коммуникативную и информационную компетентность, другие социальные навыки.
На уроках изобразительного искусства особое внимание уделяется художественно-творческой деятельности, предлагается создавать творческие проекты в виде художественных работ, создания макетов, коллективных работ, презентаций и т.д.
Метод творческих проектов позволяет организовать исследовательскую деятельность, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, и художественно-творческой работы.
Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной социально значимой проблемы: исследовательской, информационной, практической. Планирование действий по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самой творческой работы, с определения вида продукта и формы его презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Некоторые проекты, например творческие, не могут быть сразу спланированы от начала до конца.
Исследовательская работа учащихся является обязательным условием каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками в виде творческой работы. В повседневной учебной деятельности внимание к оценке детского творчества должно быть исключительным. В системе развивающего обучения главным событием учебной деятельности является поиск новых способов действия. За каждую новую мысль, идею, алгоритм действия учитель поощряет учеников.
Приведу для примера некоторые творческие работы, проекты.
4 класс.
Коллективные работы
«Пейзаж родной земли»
«Древние города нашей Родины»
«Наш веселый хоровод»
3 класс
«Град на острове стоит»
Групповая работа «Волшебная птица счастья».
Объёмные композиции
«Букет для матушки Зимы»
«Рождественские Ангелы»
Оригами
«Лебединая верность»
Дизайн
«Новогодняя ёлочка»
Индивидуальные работы из природного материала
«Зимняя сказка»
Итак, в основе деятельностного подхода в обучении лежит задача научить учеников пользоваться знаниями в своей учебной и повседневной деятельности. Ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач главный способ изучения предмета. Важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.
В связи с таким подходом урок выглядит следующим образом:
Первый этап - постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
Второй этап урока посвящен совместному «открытию» знаний, т.е. изучению правил и законов, которые вывели ученые, освоению новой техники работы и знакомству с избранными примерами их применения.
Третий этап урока посвящен практикуму по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.
Последний этап урока посвящен подведению итогов работы.
Домашнее задание с творческим подходом.
Обсудим некоторые достоинства метода проектов:
•
Учащиеся видят перед собой конечный результат – уникальную вещь, которую они сделали своими руками, вложили в нее душу.
•
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
•
Профессиональное самоопределение. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
•
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным - сложное, слабым - по их реальным возможностям.
•
Важнейшим результатом реализации проекта является успех каждого обучающегося.
•
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
НА УРОКАХ
ТЕХНОЛОГИИ
Целью деятельностного подхода уроков технологии является развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание ребенка как самостоятельной личности, умеющей: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Задачи:
• - научить планировать свою работу, корректировать и оценивать
свой труд, применять знания, умения, полученные на уроках;
• - воспитывать трудолюбие, внимательность, чувство ответственности;
• - формировать эстетический вкус;
• - прививать уважительное отношение к труду, навыки
трудовой культуры, аккуратности;
• -развивать логическое мышление и творческие способности;
• -научить работать с помощью ручных инструментов,
приспособлений, машин.
Урок является основной формой организации учебного процесса. Ученик на уроке является главным деятелем. Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал». Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
СДП на уроках технологии:
1. Мотивация к учебной деятельности. Главное заинтересовать детей, а именно - создать условия для возникновения внутренней потребности («хочу»). Для этого в кабинете оформлены выставки детских работ
2. Подготовка мышления детей к проектированной деятельности:
1) конспектирование новых знаний, необходимых для выполнения проекта,
2) тренировка мыслительных операций.
3. Выявление причины затруднения (если есть).
1) помощь детям разобраться, что стало причиной затруднения, где возникло затруднение
2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для выполнения поставленной задачи.
4. Выход из затруднения, выполнение заданного проекта. Учащиеся обдумывают план действий:
1) ставят цель,
2) строят план достижения цели,
3) выбирается метод разрешения затруднения,
4)самостоятельно выполняют проект.
5. Самопроверка по образцу. Предложение выполнить самопроверку на основе сопоставления с образцом. Эмоциональная направленность состоит в организации, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его на дальнейшую познавательную деятельность.
6. Рефлексия. Оценивание учащимися собственной деятельности, организация обсуждения и запись домашнего задания.
Например: 5 кл. тема: Изготовление прихватки.
На первом уроке демонстрирую образцы прихваток, заинтересовываю.
Затем предлагаю ответить на вопросы: материал необходимый для изготовления прихватки, количество, как рассчитать, какая может быть форма прихватки, последовательность выполнения работы, способы отделки… Разбираем затруднения, которые могут появиться в процессе выполнения работы. Затем учащиеся самостоятельно выполняют изготовление прихватки, говорю о том, что работы должны получиться у всех разные, творческие, оригинальные. Затем обсуждаем готовые работы, задаем вопрос: что получилось, а что может быть не так как хотелось, почему? Настраиваю на то, что в следующий раз должно быть ещё лучше.
Цель школьного образования становится в развитии способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.
Активизируя стремление ребенка к постоянной творческой деятель- ности, можно создать основу для развития природных качеств человека и совершенствовать их; воспитать в детях потребность трудиться, показать каждому ученику, что труд человека – это источник его физического и духовного здоровья, основа жизни человека. Важно чтобы ученик мог порадоваться своей работе, успеху, чтобы он знал, что его труд необходим людям.
ре
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ