СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Системный подход к планированию работы педагога-организатора в учреждении дополнительного образования детей - необходимое условие успешного развития детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Добрый день, коллеги! Я остановлюсь на тех подходах к организации деятельности педагога-организатора, которые позволяют повысить эффективность работы.

На данном этапе развития образования учреждения дополнительного образования для детей переживают период переосмысления своей роли в общей системе образования. Им необходимо органично вписаться в новую систему выстраивания дополнительного образования и внеурочной деятельности. Успех будет во многом зависеть от того, как учреждение дополнительного образования сможет стать логическим продолжением «школьного» образования. Следовательно, должна измениться и функция педагога – организатора. Все досуговые мероприятия должны быть подчинены одной общей идее, а педагог-организатор должен стать организатором и координатором. Поэтому необходимо было найти новые подходы к проектированию системы работы педагога-организатора.

В основу проектирования новых подходов были положены следующие ключевые моменты.

В соответствии со стратегическими документами, определяющим развитие образования на ближайшую перспективу, является создание соответствующей социальной среды развития ребёнка.

Какую деятельность можно выделить в социальной среде ребёнка?

Среда включает воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность воспитанника. Деятельность должна быть основана на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм.

При этом, одним из приоритетных направлений организации развития и воспитания детей является - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.

В рамках этого направления возможно сформировать такие ценности, как: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.

Среди многообразия принципов, которые должны быть положены в основу деятельности необходимо особо выделить принцип диалогического общения.

Как вы считаете почему?

Так как, по мнению учёных, педагогов – практиков, при формировании ценностей большую роль играет именно диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, педагогом и другими значимыми взрослыми.

Кроме того, необходимо было найти идею, которая будет основой для построения деятельности.

Мы обратили внимание на то, что в последнее время в нашем районе повысился интерес взрослого населения к народной культуре, что связано с проведением многочисленных мероприятий на базе Музея-усадьбы братьев Васнецовых в с. Рябово. В районе стали традиционными праздники: «Рябовские перезвоны», «Всемирные сказочные игры», «Васнецовская снегурочка», последний звонок и др. Привлекло внимание и взрослых, и детей создание в с.Рябово «Сказочной тропы».

Поэтому основная идея заключается в следующем: использование ресурса народного творчества ( а именно росписи) для развития ценностного отношения воспитанников через организацию совместной творческой деятельности детей, педагогов, родителей. Эта идея легла в основу проекта «Практическое применение мотивов росписи - ресурс творческого потенциала воспитанников»

Определили 5 видов росписей, которые решили изучить с различных позиций и разделили их по годам, при этом срок погружения в каждую роспись определили одно полугодие.

Какие росписи вам известны?

Условно можно выделить 3 этапа: ( на слайде блок-модули, поэтому можно не комментировать)

2012-2013-учебный год

2013-2014- учебный год

2014-2015-учебный год

На каждый этап была разработана циклограмма, которая включает в себя проведение 3 коллективных дел и двух периодов «погружения»: 1 полугодие-Хохлома, второе полугодие-Дымка (слайд с циклограммой)

Предлагаю чуть подробнее остановиться на примере деятельности по теме «Роспись. Гжель.» Работа начиналась с коллективного творческого дела под названием «Синь России» всех кружков Детского центра. Каждый кружок получал одно из заданий: история появления росписи, основные элементы росписи, профессии, применение. Полученную информацию воспитанники кружков оформляли на отдельном листе-пазле. Далее проводилось общее мероприятие для кружковцев, где каждый кружок представлял полученную информацию. В итоге собирался пазл, который вывешивался на стенде для всеобщего обозрения и использования в работе. Это необходимо для того, чтобы у детей сформировалось представление о данном виде росписи.

Далее на каждом кружке происходило «погружение».

После погружения в роспись был проведен праздник, где дети могли продемонстрировать свои достижения. Мы его назвали «Праздник Успеха». Участниками этого праздника были не только воспитанники, но и педагоги и родители.

Кроме того, необходимо организовать подготовку и проведение Календарных праздников. Поэтому циклограмма работы педагога-организатора выглядит следующим образом (слайд)

В настоящее время особо остро стоит вопрос организации, так называемой, социальной трансформации. Так как для формирования ценностей необходимо, чтобы ребёнок осознавал свою значимость, а это возможно сделать только через взаимодействие с социумом. Под социальной трансформацией мы понимаем «полезное дело для другого человека». Кроме того, анализ проведённой работы позволяет сделать вывод о том, что невозможно реализовать все идеи, если не будет привлечён к деятельности актив воспитанников. Поэтому в настоящее время идёт поиск наиболее эффективных форм организации актива.

Мы выделили 6 периодов работы актива. (на схеме) В состав актива вошли от каждого объединения самые активные дети. В настоящее время 10 человек. В задачи актива входит разработка подготовки праздника и его проведения. На различных этапах работы актив может привлечь других воспитанников для решения поставленных задач. Таким образом мы организуем работу к праздникам: День пожилого человека, День инвалида, День матери, День победы. На время лагерных смен работает актив, но схема его выбора несколько иная, система работы заключается в том же. Работа с активом организуется через занятия. Систему организации деятельности воспитанников на занятии я покажу на конкурсном испытании «Учебное занятие»

Для повышения эффективности работы по формированию ценностного отношения, подбора эффективных форм преломления способностей воспитанников необходимо отработать систему изучения их индивидуальных способностей. На настоящий момент определено 7 направлений: выставки, обучение других детей на занятиях, проведение мастер-классов, исследовательская работа, выступление с сообщениями, разработка и презентация проекта совместно с родителями, публикация статей в СМИ.

Может быть из вас кто-нибудь предложит другие направления?

Сейчас я предлагаю вам познакомиться с одним из приёмов «Радуга-дуга», который мы использовали для выяснения желаний детей и направлений планирования индивидуальной работы по развитию способностей воспитанников.

Необходимо было разработать такой вид деятельности по 2 причинам: на кружке дети должны сделать что-то руками;

отвечать на вопросы анкеты скучно, мотив будет выше при выполнении интересного задания, а значит и качество выполнения будет лучше.

На каждом объединении были разработаны карточки по общему образцу, но отличающиеся материалами выполнения в зависимости от направленности объединения.

1.Задание: на слайде записаны названия объединений и их основное направление работы. На Мастерилке работают с тканью, Сударушка –работают с красками, Домовенок – работают с бумагой, кожей, Компьютер – работают в программах.

Я буду показывать карточку, и характеризовать её. Вам необходимо поднять жетон с эмблемой объединения.

После знакомства с карточкой с заданием. Детям необходимо было выбрать направления применения своих умений. Выбрать нужно не более 3.

2. Сейчас я предлагаю вам представить, что вы воспитанники кружка «Мастерилка». Вам предлагаю выбрать одно направление и прикрепить бантик нужного цвета.( на ватмане группа девчонок, участники выходят и прицепляют им бантики, пояснение на экране)

Как видите, большинство из присутствующих выбрали…

По результатам проведённой диагностики с детьми у нас получилась следующая картина

обучение других детей -6 чел

исследовательская работа -1 чел

публикации, СМИ- 1 чел

проекты совместно с родителями – о чел

выступления с сообщениями – 2 чел

мастер – класс -2 чел

выставки – 216 чел

Надо отметить, что разработанная модель объединяет занятия и другие мероприятия, проводимые в Детском центре.

Система является открытой для общества, так как эффективная организация деятельности возможна при условии согласования деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Данный опыт работы был представлен на районном метод объединении педагогов дошкольных образовательных учреждений художественно-эстетической направленности и межрегиональной научно-практической конференции педагогов дополнительного образования в г. Киров по теме « Педагогическое творчество учреждений дополнительного образования детей в современном культурно-образовательном пространстве» и оценен положительно. Сделано, не мало, но предстоит большая работа по систематизации. Главной своей задачей я вижу то, что необходимо в системе организовать работу по мотивации детей сделать что-то для другого человека.

Так как это единственный путь формирования чувства восхищения не только красотой вещей, но и красотой души!

«….Необходимо в маленьком камушке почувствовать и разгадать тайну. Мастер должен создать небывалое обрамление, посвятить своё время, талант, любовь на шлифовку и освобождение из камня его Души…» так говорится в легенде о Чуде.

Категория: Прочее
06.06.2015 08:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП