СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуация успеха на уроках истории Отечества как средство повышения качества знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе ситуации успеха лежит тезис – «дать каждому ребёнку шанс проявить себя». Ведь проживая ситуацию успеха, ребёнок обретает уверенность в себе, удовлетворённость жизнью.

Практически у всех сейчас не вызывает сомнения тот факт, что история - сложный предмет. Научить всех детей истории очень сложно, но научить пусть не любить, но уважать историю, тем более историю своего отечества – цель, которую можно реализовать. Неоценимую помощь в этом оказывает ситуация успеха на уроках истории Отечества и обществознания.

Именно этой цели и подчиняется моя деятельность на уроке. Что я делаю?

  1. Создание доброжелательного климата на уроке. Это улыбка, открытый жест (показ), шутка. Анатоль Франс говорил: «Учиться надо весело. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».
  2. Стараюсь не наказывать отрицательной оценкой. Даже если ученик не выполнил домашнее задание, ему даётся шанс «доработать», добавить «бонусные баллы» за активную работу по новой теме, работу с картой и т.д.
  3. Подбадриваю за малейший успех. Учащиеся получают за каждый правильный ответ баллы (плюсы). Набрав на уроке 4 или 5 плюсов, ребёнок может получить положительную отметку.
  4. Важно научить ребят не бояться высказываться. Дети не должны бояться отвечать, даже если их ответ ошибочный.
  5. Применяю задания, предполагающие соревновательность. Например, даю задание – какой ряд быстрее, точнее, аргументированнее ответит на тот или иной вопрос.
  6. Надо не забывать об очень важном принципе – «Обучая других, учусь сам». С этой целью назначаю эксперта по работе с картой. То есть тот ученик, который сдал зачёт по карте успешно, учит других – как правильно показывать объекты, как стоять у карты. Это я делаю в 6 классе, когда дети только знакомятся с предметом истории и ситуация успеха в этом возрасте необходима именно как средство повышения качества знаний.
  7. Дифференцированный подход, в основе которого лежит формиро-

вание разноуровневых групп обучающихся. В переживании ситуации

успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определённые затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. Хорошим помощником здесь является учебник, я часто прошу ребят найти ответ на поставленный вопрос в учебнике, а затем прошу вспомнить аналогичное событие или явление из пройденного материала.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положи-

тельные мотивы учения.

  1. Коллективные формы учебной деятельности. Работа в сотрудничестве, учитывая интерес обучающихся к соревнованию развивается мотив подражания сверстнику, способствующий возникновению ситуации успеха.: «У тебя получилось, смогу и я»
  2. Оценку учебной деятельности даю в сравнительной динамике. Сравнивается не один ученик с другим, а один ученик вчера и сегодня, сравнение с прошлыми личными результатами.
  3. Индивидуальный подход в оценивании учеников. Более слабые учащиеся знают, что могут получить дополнительные баллы за оформление тетради, аккуратно вычерченную схему или эстетично оформленную контурную карту.

Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах учителя, но и среди одноклассников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить ребенка всем классом. Например, можно овациями встречать победителя школьного конкурса, предметной олимпиады.

10 правил учительской похвалы:

Как похвалить ученика на уроке и не оказать ему тем самым «медвежью услугу»? Для этого педагогу важно соблюдать следующие правила.

1. Хвалить за старательность! Хвалить ученика нужно за те усилия и старания, которые он приложил при выполнении задания или поручения, а не за хорошие способности, данные ему природой. Например, похвалить ученика на уроке истории за отличные знания на зачёте или контрольном опросе можно так: «Молодец! Ты старательно подготовился к работе»

2. Хвалить действия, а не личность! В похвале очень важно высказать одобрение действиям и достижениям ученика, а не оценивать его личность. В противном случае у школьника может сформироваться необъективно завышенная самооценка и самомнение. 3. Четко обозначать, за что хвалите! Важно, чтобы школьник понимал, за что конкретно его похвалили, что именно ему удалось сделать хорошо. Общая похвала имеет невысокую эффективность, вызывает сомнения в ее искренности.

При этом рекомендуется избегать общих фраз: «Ты умница! » Если это уместно, стараться подчеркнуть сложность задачи, успешно выполненной учеником. 4. Хвалить в меру и по делу! Учительская похвала должна быть искренней, заслуженной, умеренной и обоснованной, чтобы не вызывать зависть со стороны других учеников. Безмерная похвала теряет всякую ценность и смысл, приучает ребенка к дешёвому успеху. Школьник, которого хвалят за каждую мелочь, подсознательно ожидает одобрения практически каждого своего действия. А когда не получает его, искренне недоумевает. К тому же похвала без меры – прямой путь к зазнайству, причина возникновения лени и безразличия к другим предметам. 5. Хвалить не только «любимчиков»! В каждом классе не обходится без неформальной иерархии, на основании которой считается, что одни ученики достойны похвалы в большей степени, нежели другие. Как же хвалить своих учеников, которые не пользуются популярностью у одноклассников? Настойчивая похвала в их адрес может только ухудшить к ним отношение класса. Важно таких учеников обоснованно поддерживать, обращать внимание на их успехи в учебной и внеурочной деятельности. Для похвалы своих «любимчиков» педагогу желательно выбирать наиболее подходящий для этого момент. 6. Останавливаться на хорошем! Как легко с помощью словесного одобрения педагогу удаётся повысить самооценку ученика! Но всего одно лишнее предложение способно все разрушить. Например, если учитель захотел похвалить школьника на уроке за выполнение задания, он не должен указывать на то, что остальная часть работы ему не удалась. Учительская похвала не должна содержать упреков, условий и уточнений, ее нужно закончить на хорошей ноте. Похвалив ученика, не стоит через некоторое время разубеждать его в значимости этого личного достижения. 7. Нельзя противопоставлять одного ученика всему классу! Нельзя хвалить одного ученика, если его не поддерживает группа. Даже если он поступил правильно. К примеру, как похвалить ученика на уроке, если он один выполнил домашнее задание? Лучше всего сделать это наедине с ребёнком. Ведь похвала перед всем классом (хоть и вполне заслуженная) в этом случае способна породить у одноклассников не только зависть, но и агрессию. А ведь этот ученик ни в чём не виноват! 8. Хвалить без сравнений! Важно, чтобы учительская похвала была безусловной, не содержала сравнений. Не сравнивайте успехи, результаты и личностные качества ученика с достижениями сверстников. Не говорите, что Данил молодец, потому что он справился с заданием лучше, чем его одноклассник Иван или Михаил. 9. Подкреплять похвалу! Похвала, подкреплённая одобряющими невербальными компонентами (улыбкой, мимикой, открытыми жестами) обладает большей силой и эффективностью. 10. Запастись «Я - посланиями»! Более действенной является та похвала, при выражении которой учитель использует «Я - послание». Например, похвалить ученика на уроке истории можно так: «Я очень рада, что тебе удалось ответить на этот непростой вопрос». Такая похвала способствует сближению учителя и его воспитанников.

В заключении хочется отметить – успех является источником внутрен-

них сил ребёнка, рождающим энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребёнок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учёбе – завтрашний успех в жизни!

21.09.2024 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ПП