СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ситуационные задания как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в 5 классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Милевская Н.А, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59» г Курск

Ситуационные задания как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии в

5 классах

Внедрение новых образовательных стандартов предусматривает систему взаимосвязанных требований, одними из которых являются требования к результатам освоения основной образовательной программы, системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и спроектировать универсальные учебные действия, которыми должны владеть учащиеся.

Потенциалом для формирования универсальных учебных действий является использование ситуационных задач, позволяющих интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов, повышающих интерес учащихся к биологии.

Решение задач связано с анализом конкретных ситуаций. Эти ситуации могут быть новыми не только для ученика, но и для учителя, поэтому при решении ситуационной задачи учитель и ученик выступают как равноправные партнеры, что способствует развитию коммуникационных компетенций обучающихся.

Непременным условием решения ситуационных задач является вариантность. Обучающийся обозначает несколько вариантов решения ситуационной задачи, выбирает из них наиболее ему подходящий и анализирует его. Работа по решению ситуационных задач на уроке проводится как индивидуально, так и в групповой форме, возможно совместное обсуждение наиболее сложных или спорных моментов. Каждый ученик получает шанс обосновать свою точку зрения, т.е. реализация программного материала не замещается занимательными задачами.

Текстом задачи может служить фрагмент литературного произведения, искусственно смоделированная учителем ситуация. Уровень сложности ситуационных задач следует увеличивать постепенно, убедившись в сформированности необходимых универсальны учебных действий. Целесообразно начинать работу с задач на текстовой основе, снабженных подробной инструкцией по решению.

Анализ программ курса биологии в пятых классах дает основание определить, на каких уроках может быть использована та или иная ситуационная задача. В соответствии с этим подбирается демонстрационный материал, опыт или лично – значимый вопрос, служащие основой ситуационной задачи.

Рассмотрим несколько примеров ситуационных заданий для уроков биологии

в 5 классе.

Тема урока: Устройство увеличительных приборов.

Практическая работа №2

«Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором»

Этап урока: Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

Учитель: Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья. Давайте скорее его прочитаем.

«Привет, мальчишки и девчонки из 5 «А» класса!

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.»

Учитель: 1.Ребята, какие же задачи поставил перед нами Стекляшкин?

2.Возьмите рабочие тетради, сформулируйте и запишите тему урока. (учащиеся самостоятельно пытаются записать тему)

«Устройство увеличительных приборов».

2. Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете? (Растения, животные, грибы, бактерии– это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются.)

3.Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы. Какие увеличительные приборы вы знаете? (лупа, микроскоп)

Сегодня разговор пойдет о микроскопе. Что означает слово микроскоп?

4.Кто же изобрел микроскоп? Известна одна удивительная история изобретения микроскопа.

(информационные проекты учащихся -работа в группах или индивидуально)

(Запись- 1590 год очковый мастер Захария Янсен в рабочих тетради)

Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.

Достичь увеличения в 20 тысяч раз и больше ученым удалось, создав электронный микроскоп. Стеклянные линзы в нем заменены электромагнитными, а световые лучи — потоком электронов, выбрасываемых электронной пушкой. Получился электронный микроскоп. Учитель: пришло время изучить устройство увеличительных приборов.

Формирование УУД:

  • Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Тема урока: Пластиды.

Лабораторная работа №3

«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника»

Этап урока: Изучение нового материала

Николай Михайлович Верзилин в своей увлекательной книге «Путешествие с домашними растениями», рассказывая о клеточном строении элодеи, пишет:

«Теперь посмотрите внимательнее.

В клетке хлорофилловые зерна располагаются не равномерно, а больше по краям или иногда пересекая клетку. И странно - хлорофилловые зерна как будто медленно движутся. Да, как зеленые вагончики, друг за другом, будто сцепленные, они бегут в одну сторону по краям клетки и пересекая ее. Мы неверно назвали хлорофилловые зерна вагончиками, так как не они бегут, а бегут - струятся прозрачные «рельсы».

О каких структурах растительной клетки идет речь? Почему «вагончики» движутся то быстрее, то медленнее? От каких условий зависит их движение?

Формирование УУД

  • Предметные УУД: умение выделять существенные признаки строения клетки. Различение на таблицах и микропрепаратах частей и органоидов клетки.
  • Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
  • Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
  • Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Тема урока: Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.

Этап урока: Закрепление изученного материала. Приспособленность бактерий к выживанию в неблагоприятных условиях

Контролирующее задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

  1. Бактерии называют микроорганизмами, потому что.
  2. Бактерии, имеющие округлую форму, называются.
  3. Клетки, в которых отсутствует ядро.
  4. Бактерии размножаются путем.
  5. Бациллами называют бактерии, у которых.
  6. Бактерии, способные образовывать органические вещества из неорганических,.

В настоящее время бактерий можно встретить практически везде. Даже там, где другие живые организмы выжить не могут. Их находят в струях гейзеров с температурой около 105° С, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн. лет. В океане, на глубине 11 км; на высоте 41 км в атмосфере; в недрах земной коры на глубине в несколько километров. Бактерии прекрасно себя чувствуют в воде, охлаждающей ядерные реакторы; остаются жизнеспособными, получив дозу радиации, в 10 тыс. раз превышающую смертельную для человека. Они выдерживали двухнедельное пребывание в глубоком вакууме; не погибали в открытом космосе, помещённые туда на 18 ч, под смертоносным воздействием солнечной радиации. Но, как и любые живые организмы, они предпочитают определённые условия жизнедеятельности.

Что позволило бактериям освоить различные места обитания?

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями, (используя текст параграфа и условие ситуативно задачи)

1) Организмы, в клетках которых отсутствует ядро

2) Бактерии, которым для дыхания необходим кислород

3) Организмы, в клетках которых есть сформированное ядро

4) Бактерии и другие организмы, способные образовывать

органические вещества из неорганических веществ

5) Бактерии, способные к фотосинтезу

6) Бактерии, которым не нужен кислород для жизнедеятельности.

7) Бактерии и другие организмы, которые потребляют готовые органические вещества

8) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из мёртвого

9) Бактерии и другие организмы, которые поглощают питательные вещества из живых организмов

А) автотрофы Б) гетеротрофы В) Сапротрофы

Г) паразиты Д) цианобактерии Е) аэробы

Ж) анаэробы З) прокариоты И) эукариоты

  • Личностные УУД: представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.
  • Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, извлекают информацию и ориентируются в своей системе знаний.
  • Тема урока «Лишайники»
  • Этап урока: Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
  • Учитель: Существует библейская легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, обратились к богу с просьбой о пище. Тогда с неба на землю посыпалась масса мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Отсюда и пошло выражение «манна небесная». Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие закончить путь. Что это за крупинки?

Для ответа на этот вопрос обратимся к учебнику.

(Предполагают, что это съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки и Азии.)

Лишайники действительно нашли свое уникальное место в условиях очень неблагоприятных для других форм жизни: живут в тундре, на скалах высокогорий и побережий, на голой почве, стволах деревьев, заборах. Они обитают по всему миру, от пустыни до Арктики.

Сегодня мы проведем исследование и узнаем много нового и интересного об этих организмах. Какая наука изучает лишайники? Какое их строение? Как питаются лишайники? Как с помощью лишайников определить чистоту воздуха?

  • Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
  • Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы
  • Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
  • Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Таким образом, применение ситуационных заданий на уроках биологии позволяет успешно формировать и развивать универсальные учебные действия обучающихся.

Литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.
  2. «Школьный практикум. Экология », В.В. Пасечник, М: «Дрофа»,1998г.
  3. «Внеклассная работа. Биология., 3-8 классы», Н.А. Касаткина, Волгоград, 2001г. «Учитель»
  4. «Сто приемов для личного успеха ученика на уроках биологии», Н.Л. Галеева, М: «5за знания», 2006г.
  5. «Путешествие с домашними растениями», Н.М.Верзилин, Ленинград

« Детская литература»,1970г.

Категория: Биология
16.05.2015 12:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!