СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В комедии «Свои люди – сочтемся» А. Н. Островский использует сравнения и противопоставления в качестве одного из основных приемов развития комедийного конфликта. Эта комедия написана 1849 году, по мнению многих исследователей творчества драматурга, относится к «гоголевскому» типу сатирической комедии, которая, в отличие от «грибоедовской» комедии, противопоставляющей одного положительного героя косному миру, нацелена на использование смеха, как оружия борьбы с людскими пороками. А. И. Журавлева высказывается так: «Пьеса обладает достаточно сложной композиционной структурой, объединившей традиционную для натуральной школы очерковость с достаточно напряженной интригой и вместе с тем характерной для Островского неторопливостью. Это неторопливое развертывание событий объясняется в первую очередь тем, что драматическое действие у Островского не исчерпывается интригой»
Самсон Силыч является тем героем, который хотел обмануть, но оказался обманутым. Он яркий представитель старого поколения, для которого неподчинение его воле равносильно преступлению. Он типичный пример самодура, который считает себя умнее других. Но важно отметить, что Большов не утратил веру в Бога, в святость родственных чувств и семейных ценностей.
Потеряв власть, Большов оказывается один на один со своими долгами. Он не может принять, осознать предательство со стороны родственников, поверить в падение своего авторитета: «Что вы! Что вы! Опомнитесь! Ведь я у вас не милостыню прошу, а свое же добро. Люди ли вы?» (т. 1., с. 146)
Осознав происходящее, Большов меняется. А. Н. Шалимова в книге «Человек в художественном мире А. Н. Островского» скажет об этом так: «Став жертвой собственных замыслов, он не возвышается до осознания законов миропорядка, а смиряется с выпавшей ему участью узника долговой тюрьмы. Возрастание его личности связанно с пробудившимся в нем чувством стыда, с совестным осознанием собственного греха»
В этой комедии нет положительного героя. Большов оказывается обманутым, но в результате этого обмана он меняется, осознает свою глупость. Таким образом, благодаря приему сравнения мы видим, как герой меняется, перерождается, и, таким образом, противопоставляется в конечном итоге самому себе.
Противопоставленным самому себе оказывается не только Большов.
Прием противопоставления используется и при изображении Олимпиады Самсоновны. В начале пьесы она мечтает о «благородном» женихе и, казалось бы, тверда в своем намерении не выходить замуж за купца с его «мочалкой». Автору достаточно одной сцены объяснения Липочки с Подхалюзиным, для того чтобы показать, как быстро героиня изменила свои намерения. Узнав о том, что весь капитал отца перешел Подхалюзину, Липочка сразу соглашается на свадьбу: «Так смотрите же, Лазарь Елизарыч, мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они – как хотят» (т. 1, с. 136). Из этих слов видно, что Липочка противопоставляет себя родителям, говоря о своем безразличии к их жизни, а причиной этого является трезвый расчет. В итоге существовавшее противопоставление Липочки и Подхалюзина в пьесе быстро снимается.
Отсутствует положительный герой и в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» 1868 года. «Эту пьесу принято определять как “общественную” комедию, написанную “в щедринской манере”. Критика оценила ее как “едкую сатиру на отживающее в России поколение”, отметив черты новой манеры драматурга: “утрировки”, “карикатуры”, “шаржа”, “фарса”»
Все персонажи сравниваются друг с другом. В каждом персонаже Островский обличает разные пороки, тем самым открывает истинные лица героев своей пьесы. Объектом сатиры становится здесь весь уклад жизни московского дворянского общества. Комедия построена как портретная галерея характерных типов московского общества, по которой зрителя «проводит» Глумов, «молодой человек» (такова краткая представляющая его ремарка в списке действующих лиц пьесы).
Глумов — персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. Решив выступить автором и режиссёром комедии, он набрасывает сценарий, наскоро распределяет роли (себе отводя, разумеется, главную роль) и берется за организацию «случайностей»: заставляет маменьку писать подметные письма, подкупает человека Мамаева ради «нечаянной» встречи с дядей, задаривает приживалок Турусиной, привлекает к заговору «пророчицу» Манефу — и все ради «теплого места и богатой невесты».
Глумов считает себя умнее и хитрее других. Но в конце пьесы он оказывается разоблаченным. Главный мудрец перехитрил самого себя, поскольку слишком прост ещё. Конфликт не разрешается никак, точнее он снимается словами Крутицкого: «А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать» (т. 1, с. 136). В этой пьесе Островский показал совершенно другой мир, в котором нет человека, который бы смог противостоять окружающей действительности.
Пьеса «Бедность не порок», написанная в 1853 году, построена несколько иначе. По своей структуре она похожа на трагедию. Это комедия, написанная в 3-х действиях, является второй пьесой «москвитянинского» периода творчества Островского. А. И. Журавлева и М. С. Макеев в главе о пьесе «Бедность не порок» пишут так: «Драматическое столкновение тысячелетней общенародной укорененной культуры с преломлением новой европейской культуры в сознании традиционалистской купеческой среды лежит в основе комедии “Бедность не порок”. В комедии сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней»
В этой пьесе конфликт построен на судьбе бедного молодого приказчика Мити, который оказывается осмеянным, непонятым. Он отличается мягкостью характера, добрым нравом. «Парень-то такой простой, сердцем мягкий», (т. 1, с. 368) – говорит о нем Пелагея Егоровна. Он живет в маленькой комнатушке, получает мизерное жалование, которое вынужден отправлять своей престарелой матери. Митя очень беден, но у него есть самое главное человеческое богатство – доброта. Он отзывчивый и заботливый человек с лучшими моральными качествами. Островский ценит своего героя, прежде всего, за умение любить и сострадать, за живую душу, за горячее сердце.
Характер уже проявляется в любви к стихам, в помощи Любиму Карпычу. «Хотя в главных представлениях о жизни Митя – человек патриархального мира, но в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влиянием нового времени»
С молодым купчиком Гришей Разлюляевым Митя сравнивается на разных основаниях. Разлюляев – человек не бедный, может позволить себе отдыхать на «широкую ногу»: «Денег, что ли, у нас нет? (Бьет себя по карману.) Звенят! У нас гулять – так гулять!» (т. 1, с. 334). Из-за разных уровней достатка у молодых людей сформировалось и разное отношение к любви. Митя умеет искренне любить, но понимает, что открыто показать свои чувства не может. Разлюляев не любит Любовь Гордеевну, но, понимая, что его состояние позволяет ему посвататься к богатой невесте, решает воспользоваться этим: «Что вы пристали? К чему? Я жениться хочу на ней, хочу свататься. Что, взяли! Да, женюсь! <…> Так за тебя, что ль, отдадут? Как же, держи карман-то! А у нас денег много!.» (т. 1, с. 356). Таким образом, герои противопоставлены на основаниях бедности и богатства и, в отличие от Мити, Разлюляев уже близок к такому пониманию жизни, когда народные представления о нравственности отходят на второй план, уступая место коммерческим отношениям.
Митя и Гордей Карпыч противопоставлены. Гордей Карпыч Торцов – богатый купец, отец
Сравнивается, а впоследствии и противопоставляется Митя и с Коршуновым. Коршунов Африкан Савич – богатый фабрикант из Москвы, друг
В отличие от Мити, Коршунов и статус имеет (в глазах Торцова) и образование. Если Митя еще верит в искреннюю любовь, то Коршунов привык все покупать. В разговоре с Любовью Гордеевной Коршунов видит, что девушке не по душе такой жених, но он не прислушивается к ней, а старается переубедить девушку, говоря, что со стариком-то жизнь лучше: «Я ведь знаю, об чем: чай, за молоденького хочется? Так ведь это, миленькая вы моя (берет руку и целует), глупость одна девичья. <…> Молодой-то разве оценит, что вы его полюбите, а? Молодого-то ведь всякая полюбит, ему это не в диковинку, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и тем, и сем, и золотом, и бархатом – и не знает, чем утешить» (т. 1, с. 368-369). Коршунов, несмотря на слезы невесты, готов стоять на своем, Митя же, когда просит Любовь Гордеевну убежать с ним, все-таки соглашается с ее волей не перечить отцу и смиряется.
Коршунов и Митя оказываются полностью противоположенными друг другу. Митя, как и Люба, сторонник традиционных, патриархальных нравственных представлений, для него устои семьи (обязательность родительского благословения для счастья детей) незыблемы, потому, он и смиряется, хотя очень жалеет Любу, понимая, что брак с Коршуновым для неё – несчастье на всю жизнь. А Коршунов мыслит как человек нового времени, оторвавшийся от народных представлений о нравственности. Для него есть одна власть над человеческой душой – власть золотого тельца.
В комедии «Бедность не порок» есть и герои, которые, как и Большов, оказываются противопоставленными самим себе. Если в самом начале пьесы Гордей предстает перед нами человеком, мнение которого является незыблемым, неоспоримым (называет брата «врагом на всю жизнь»), то в конце пьесы он благодарит Любима за то, что «на ум наставил» и удивляется, как «в голову вошла такая гнилая фантазия». Противопоставлен сам себе и Коршунов. Если в начале пьесы герой старается произвести впечатление человека «порядочного» и достойного, то в конце пьесы он раскрывает свое истинное лицо, говоря о том, что Гордей Торцов сам придет к нему прощение просить и дочь его замуж взять.
Далее произведения А.Н. Островского цитируются по этому изданию, номер тома и страницы указываются в скобках после цитаты.
© 2020, Тихонова Дарья Владимировна 1055