СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
" Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лов кость и т. д." Д.В. Менджерицкая
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.
Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.
Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность ученый связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.
Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей.
Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры.
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать.
Итак, можно сделать следующие выводы:
1.сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;
2.основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;
3.одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;
4.в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.
В чём суть проектов? Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.
Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.
Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:
- постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;
- планирование работы по подготовке воспитанников;
- прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
- практическая работа по подготовке необходимых материалов.
Я предлагаю свой краткосрочный (на неделю) проект по теме : «Космическое путешествие на Луну»
Цель: формировать у детей умение организовывать сюжетно-ролевую игру, расширить представление о космосе, Солнечной системе.
Задачи:
Ресурсное обеспечение:
Участники проекта:
Ожидаемый результат:
Для оформления игрового пространства можно использовать воздушные шары соответствующие цвету планет и размеру. В качестве кольца планеты можно взять и вырезать из картона и прикрепить к шару скотчем. К каждой "ПЛАНЕТЕ" можно прикрепить цветную табличку с изображением планеты и кратким описанием с обратной стороны. В качестве скафандров использовать хозяйственные пакеты, а шлемы из медицинских шапочек и бахил. К оботкам можно примотать проволоку с утолщением на краю в виде микрофона. Дети могут сделать из конструктора "СКАНЕРЫ" для сканирования метеоритов и др. находок. "Метеориты" сделали из скомканных обрезков цветной бумаги. "Млечный путь" - из блескучей жёлтой бумаги. В качестве сюрприза дети находят книгу которую забыл Незнайка на Луне.
Постановка проблемы: Ребята, к нам в группу пришло письмо от Незнайки. А вы знаете, кто такой Незнайка?
Читаю письмо : « Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Незнайка. Мне, очень нужна ваша помощь. В прошлом году я летал на Луну и оставил большую книгу о космосе. Я послал вам её фотографию, посмотрите. ( показываю фотографию книги). Она очень интересная и я хотел её вам подарить. Ребята, помогите мне вернуть книгу на Землю» Ребята поможем Незнайке? А как? ( ответы детей)
Этапы игровой деятельности.
Процесс |
Совместная деятельность педагога и детей |
Деятельность педагога |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ |
||
Что знаем? |
Что ещё хотим узнать? |
Как можем найти ответы на свои вопросы? |
*Космос- это не только мир небесных светил, но и всё, с чем мы сталкиваемся на поверхности Земли. *В космосе находятся планеты, звёзды, метеориты, спутники, кометы. *Самая большая звезда – это Солнце. *В космос можно полететь на ракете. *Первым в космос полетела собака Лайка, она не вернулась. Затем собаки Белка и Стрелка, они могли вернуться на землю. *Ю.А.Гагарин первым из людей полетел в космос на ракете «Восток» |
*Что такое Солнечная система? *Как подготавливают космонавтов для полёта в космос? *Из чего строят ракеты? *Что происходит на борту корабля в космосе? |
*В книгах *Посмотреть презентацию «Космос» *Спросить у мамы или у папы *Спросить у воспитателя *В энциклопедии *Посмотреть фильм по телевизору. |
Обрисовка сюжетной канвы |
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса, энциклопедии «Космос и Солнечная система»; разучивание песни о дружбе «Ты, да я, да, мы с тобой» для «космического полёта». |
Подбор очерков о космонавтах; подготовка презентации «Космос» ( просмотр по телевизору) |
Организационная работа |
Чтение художественной литературы В. Бороздина рассказ «Тренировки», «Первый в космосе»; Булычев К. «Тайна третьей Планеты»; Леонов А. «Шаги над планетой» Продуктивные виды деятельности: Изготовление атрибутов, макет ракеты; чертёж ракеты из конструктора. Обсудить характеристики людей, особенности поведения: Космонавт, бортинженер, диспетчер, врач, командиры отряда и экипажа. П/Д игра «Земля и солнечная система», Д/игра: «Космос» Чудесный мешочек «Что возьмём с собой в космос?» П/игры: «Космонавты». «Ракетодром» «Земляне и инопланетяне», «На одной ножке вдоль дорожки». Занятия: 1.Ознакомление с окружающим миром «Планета- Земля» 2.Развитие речи: пересказ рассказа «Ракета» В. Бороздина 3.Развитие элементарных математических представлений: «Большое космическое путешествие на Марс». 4.Конструирование: «Наш космический корабль». 5.Рисование «Полёт на Луну». 6.Тематическое занятие (Аппликация + рисование) «Летим на ракете» 7.Лепка «Ракета». Наблюдение: За солнцем; за небом в утренние и вечерние часы. Беседа:«О дне Космонавтики». «Планеты Солнечной системы», «Солнце и Луна» Просмотр презентации ( по телевизору)«Космос». |
Разработка воспитателем эмблем, материала для игры: для Командира отряда (воспитатель), для Бортинженера, Космонавтов, Медсестры, Диспетчер. Разучивание песни о дружбе « Ты, да, я, да, мы с тобой» для полёта в космос. |
Работа с родителями |
Консультации: Книжка- передвижка «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»; Информационный листок для родителей о занятиях на тему « Космоса» |
|
ОСНОВНОЙ |
||
Систематизация Информации |
Организация игрового пространства: Оформление выставки рисунков и поделок. Украшение шарами - планетами и постройка ракеты из подручного материала. Распределение ролей. Принятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры. |
Принятие детьми на себя ролей, воспитатель берёт на себя второстепенную роль. Обсуждение содержания игры. |
Игровая деятельность детей |
Игровые – ситуации : Игра«Выбираем транспорт» Игра«Звёзды» Игра «Послушай и назови планету»(Воспитатель читает о планете, а дети должны назвать эту планету) Поиск решения с помощью педагога. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Взаимосвязь с партнером. Встреча с инопланетянином, он не знает, что такое планета Земля ребята приглашают его к себе на планету. |
Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций предложение гипотезы одальнейшем разворачивании сюжета. |
Заключительный |
||
Итог |
Участие детей в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. |
Подведение итогов игры, Диагностика игровых умений. |
© 2017, Васильева Светлана Александровна 998