СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сюжетно-ролевая игра, как итоговое мероприятие. Проект "Космическое путешествие на луну"

Нажмите, чтобы узнать подробности

" Основной вид деятельности детей дошкольного возраста — игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лов кость и т. д." Д.В. Менджерицкая

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Эта структура включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль. Сюжет – главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры.

Развитие сюжетов идет от бытовых игр к играм с производственным сюжетом и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Такую последовательность ученый связывает с расширением кругозора ребенка и его жизненного опыта, с вхождением его во все более глубокое содержание жизни взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в отношениях и деятельности людей.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отожествляет себя с каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1.сюжетно-ролевая игра обладает большим воспитательным и развивающим потенциалом;

2.основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в заданной им самим игровой обстановке;

3.одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры является самостоятельность детей в игре: ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает;

4.в игре происходит становление личности ребенка, поэтому ее педагогическая ценность зависит от того, во что и как играют дети, каково содержание сюжетно-ролевых игр.

В чём суть проектов? Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.

Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой. Но сначала воспитатель составляет свой педагогический проект, который включает несколько этапов:

- постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;

- планирование работы по подготовке воспитанников;

- прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;

- практическая работа по подготовке необходимых материалов.

Я предлагаю свой краткосрочный (на неделю) проект по теме : «Космическое путешествие на Луну»

Цель: формировать у детей умение организовывать сюжетно-ролевую игру, расширить представление о космосе, Солнечной системе.

Задачи:

  • Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, выставок и обогащать сюжет.
  • формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения; умения договариваться, мириться, уступать и убеждать; разрешать конфликты, возникающие в ходе игры.

Ресурсное обеспечение:

  • спортивное оборудование;
  • «космические» атрибуты, эмблемы.

Участники проекта:

  • воспитатель
  • дети старшей группы

Ожидаемый результат:

  • получение знаний о подготовке и работе космонавтов, о Солнечной системе
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.
  • Комментирование игровых действий и действий партнеров.

Для оформления игрового пространства можно использовать воздушные шары соответствующие цвету планет и размеру. В качестве кольца планеты можно взять и вырезать из картона и прикрепить к шару скотчем. К каждой "ПЛАНЕТЕ" можно прикрепить цветную табличку с изображением планеты и кратким описанием с обратной стороны. В качестве скафандров использовать хозяйственные пакеты, а шлемы из медицинских шапочек и бахил. К оботкам можно примотать проволоку с утолщением на краю в виде микрофона. Дети могут сделать из конструктора "СКАНЕРЫ" для сканирования метеоритов и др. находок. "Метеориты" сделали из скомканных обрезков цветной бумаги. "Млечный путь" - из блескучей жёлтой бумаги. В качестве сюрприза дети находят книгу которую забыл Незнайка на Луне.

Постановка проблемы: Ребята, к нам в группу пришло письмо от Незнайки. А вы знаете, кто такой Незнайка?

Читаю письмо : « Здравствуйте дорогие ребята, пишет вам Незнайка. Мне, очень нужна ваша помощь. В прошлом году я летал на Луну и оставил большую книгу о космосе. Я послал вам её фотографию, посмотрите. ( показываю фотографию книги). Она очень интересная и я хотел её вам подарить. Ребята, помогите мне вернуть книгу на Землю» Ребята поможем Незнайке? А как? ( ответы детей)

Этапы игровой деятельности.

Процесс

Совместная деятельность педагога и детей

Деятельность педагога

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Что знаем?

Что ещё хотим узнать?

Как можем найти ответы на свои вопросы?

*Космос- это не только мир небесных светил, но и всё, с чем мы сталкиваемся на поверхности Земли.

*В космосе находятся планеты, звёзды, метеориты, спутники, кометы.

*Самая большая звезда – это Солнце.

*В космос можно полететь на ракете.

*Первым в космос полетела собака Лайка, она не вернулась. Затем собаки Белка и Стрелка, они могли вернуться на землю. *Ю.А.Гагарин первым из людей полетел в космос на ракете «Восток»

*Что такое Солнечная система?

*Как подготавливают космонавтов для полёта в космос?

*Из чего строят ракеты?

*Что происходит на борту корабля в космосе?

*В книгах

*Посмотреть презентацию «Космос»

*Спросить у мамы или у папы *Спросить у воспитателя

*В энциклопедии

*Посмотреть фильм по телевизору.

Обрисовка сюжетной канвы

Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением космоса, энциклопедии «Космос и Солнечная система»; разучивание песни о дружбе «Ты, да я, да, мы с тобой» для «космического полёта».

Подбор очерков о космонавтах; подготовка презентации «Космос» ( просмотр по телевизору)

Организационная работа

Чтение художественной литературы В. Бороздина рассказ «Тренировки», «Первый в космосе»; Булычев К. «Тайна третьей Планеты»; Леонов А. «Шаги над планетой»

Продуктивные виды деятельности: Изготовление атрибутов, макет ракеты; чертёж ракеты из конструктора.

Обсудить характеристики людей, особенности поведения: Космонавт, бортинженер, диспетчер, врач, командиры отряда и экипажа.

П/Д игра «Земля и солнечная система», Д/игра: «Космос» Чудесный мешочек «Что возьмём с собой в космос?»

П/игры: «Космонавты». «Ракетодром» «Земляне и инопланетяне», «На одной ножке вдоль дорожки». Занятия: 1.Ознакомление с окружающим миром «Планета- Земля»

2.Развитие речи: пересказ рассказа «Ракета» В. Бороздина

3.Развитие элементарных математических представлений: «Большое космическое путешествие на Марс».

4.Конструирование: «Наш космический корабль».

5.Рисование «Полёт на Луну».

6.Тематическое занятие (Аппликация + рисование) «Летим на ракете»

7.Лепка «Ракета».

Наблюдение: За солнцем; за небом в утренние и вечерние часы.

Беседа:«О дне Космонавтики». «Планеты Солнечной системы», «Солнце и Луна» Просмотр презентации ( по телевизору)«Космос».

Разработка воспитателем эмблем, материала для игры:

для Командира отряда (воспитатель), для Бортинженера, Космонавтов, Медсестры, Диспетчер.

Разучивание песни о дружбе « Ты, да, я, да, мы с тобой» для полёта в космос.

Работа с

родителями

Консультации: Книжка- передвижка

«Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»; Информационный листок для родителей о занятиях на тему « Космоса»

ОСНОВНОЙ

Систематизация

Информации

Организация игрового пространства:

Оформление выставки рисунков и поделок. Украшение шарами - планетами и постройка ракеты из подручного материала.

Распределение ролей. Принятие на себя второстепенной роли. Обсуждение содержания игры.

Принятие детьми на себя ролей, воспитатель берёт на себя второстепенную роль.

Обсуждение содержания игры.

Игровая деятельность детей

Игровые – ситуации :

Игра«Выбираем транспорт» Игра«Звёзды»

Игра «Послушай и назови планету»(Воспитатель читает о планете, а дети должны назвать эту планету)

Поиск решения с помощью педагога. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером.

Встреча с инопланетянином, он не знает, что такое планета Земля ребята приглашают его к себе на планету.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций

предложение гипотезы одальнейшем разворачивании сюжета.

Заключительный

Итог

Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе.

Подведение итогов игры,

Диагностика игровых умений.

12.04.2017 11:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс