СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Схема психологического анализа урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Психологическая цель урока.
  1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели (проектирование развития конкретных психологических процессов и психологических качеств в ходе урока).
  2. В какой мере отвечают поставленной психологической цели характер изучаемого на уроке материала; отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом.

II. Психологические особенности самоорганизации учителя

1. Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели ).

2. Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему, происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

3. Проявление в организации учебной деятельности учащихся психолого-педагогических умений (привести примеры проявленных умений в конкретных ситуациях урока).

(Примеры умений:

- учитывать готовность класса к уроку;

- замечать и учитывать в ходе урока психофизическое состояние учащихся;

- наблюдать за дисциплиной учащихся и поддерживать ее;

- внимательно слушать ответы учащихся;

- воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы и объяснение материала, контролировать образовательный процесс в течение всего урока;

- поддерживать благоприятный психологический климат урока, атмосферу оптимистичного, искреннего общения на уроке школьников с учителем и друг с другом;

- проявлять тактичность и поддержку учащихся в случае их затруднений или ошибок;

- наблюдать в течение всего урока за своим поведением и речью;

- регулировать правильность своей речи, использовать выразительные средства (речь четкая, ясная, краткая, логичная, доказательная, эмоциональная, с применением нужной интонации, пауз, силы и тембра голоса, темпа речи);

- замечать и учитывать особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, типичные ошибки);

- учитывать особенности учебной деятельности отдельных групп учащихся («сильных» по успеваемости, «средних», «слабых», «трудных», недавно прибывших в класс и т.д.), выделение на уроке возможных групп учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной формах работы учащихся;

- учитывать особенности учебной деятельности отдельных учащихся (уровень их обучаемости, особенности поведения, речи, прилежание в учебе, способности, интересы, продвижение в развитии);

- осуществлять на уроке психолого-педагогическую поддержку «трудных» учащихся и учеников, перешедших из другой школы.)

Ш. Психологические особенности организации

познавательной деятельности учащихся

  1. Создание мотивации учения, соответствующей теме, целям урока и возрасту учащихся.
  2. Активизация познавательных процессов учащихся через:

- учет возрастных особенностей и новообразований возраста;

- учет ведущей деятельности возраста;

- учет зоны ближайшего развития учащихся;

- учет потребности в положительной оценке;

- учет психофизических особенностей и потенциала учащихся.

3. Приемы развития психических познавательных процессов в обучении.

Приемы развития внимания (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

(Примеры приемов:

  • Обращение к учащимся быть внимательными.
  • Подчеркивание значимости деятельности.
  • Постановка конкретной задачи.
  • Использование наглядных пособий.
  • Обращение к непроизвольному вниманию учащихся (использовать эмоциональные моменты в обучении, вызывать у ребенка интерес к работе и т.п.).
  • Формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания.
  • Развивать переключение внимания посредством чередования видов деятельности и ее целей.
  • Формировать объем и распределение внимания путем одновременного выполнения нескольких учебных действий при высоком темпе работы.
  • Обращение к жизненному опыту учащихся.
  • Опора на различные анализаторы.)

Приемы развития восприятия (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

(Примеры приемов:

  • Совершенствовать мыслительную деятельность как условие развития целенаправленного восприятия – наблюдения: учить умению подмечать существенные детали, использовать анализ и рассуждение.
  • Давать детям расчлененную задачу – наблюдать не весь объект в целом, а по частям.
  • Эмоционально заинтересовывать учащихся (объект преподносится как кусочек реальной жизни).
  • Речь учителя должна быть доступной, четкой, выразительной.
  • При использовании классной доски учитывать место расположения материала, его цвет и др. факторы.
  • Постановка вопросов к прочитанному тексту, учебному фильму, схеме и т.д.
  • Задания на выделение деталей воспринимаемых предметов или установление взаимосвязей и взаимозависимости.
  • Задания на узнавание предметов по нескольким характерным признакам.
  • Наглядное предъявление знакомых или изучаемых объектов и др.)

Приемы развития памяти (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

(Примеры приемов:

  • Постановка цели запомнить (эффективно запоминается и воспроизводится та информация, которая входит в содержание цели или имеет прямое отношение к ее достижению).
  • Создание нужной установки на запоминание (на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания).
  • Включение материала для запоминания в активную деятельность.
  • Логическая обработка материала (анализ, выбор главного, отсечение второстепенного, группировка, классификация и др.).
  • Обучение мнемическим приемам: повторению, установлению ассоциаций, схематизации, мнемотехнике и др.
  • Придавать материалу для запоминания эмоциональную окраску.
  • Использование различных органов чувств;
  • Учет индивидуальных особенностей памяти учеников.)

Приемы развития воображения (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

(Примеры приемов:

  • Обогащение опыта, представлений учащихся.
  • Учить прилагать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление.
  • Учить приемам действия в той или иной области творческой деятельности (например, в рисовании – технике построения рисунка, в музыке – технике исполнения и т.п.).
  • Давать творческие задания: придумать рассказ, написать сочинение на вольную тему, сочинение рассказов, сказок, эссе на заданную тему, придумать математическую задачу и т.п.)

Приемы развития мышления (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

(Примеры приемов:

  • Решение различного рода задач: с недостающими данными, с избыточными данными, нестандартные задачи, задачи на мысленную зрительную трансформацию объектов и т.д.
  • Создание и укрепление оптимальной мотивации (подчеркивание жизненной необходимости, повышение личностной значимости, вызывать желание получить интеллектуальное удовольствие и т.д.)
  • Создание проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов.
  • Учить умению ставить вопросы, поскольку это активизирует мыслительные процессы.
  • Использование приема визуализации (с языка символов на язык образов и обратно).
  • Задания на установление предметно-логических связей, анализ противоречивых высказываний, анализ содержания текстов, краткий пересказ текстов и т.д.
  • Приемы, использованные учителем для введения новых понятий: сообщение понятий, определение, объяснение, уточнение, поиск к ним синонимов и антонимов, выделение в тексте слов, выражающих изучаемые понятия, введение новых понятий в предложение и текст.)

  1. Психологические особенности учащихся данного класса, отмеченные в процессе урока.

1.Уровень умственного развития класса, самоорганизация учащихся, сформированность познавательных потребностей, отношение учащихся к учению;

2.Особенности учебной деятельности учащихся с разным уровнем развития (одаренных, «сильных» по успеваемости, «средних», «слабых», «трудных»);

3.Стиль работы класса в целом на данном уроке (активность, организованность, безразличие, равнодушие, пассивность, боязливость, недисциплинированность);

4.Работоспособность класса в начале и конце урока;

5.Интеллектуальная активность учащихся на уроке (состояние внимания, наблюдательность, сосредоточенность, готовность к восприятию, к запоминанию, к творческому мышлению, к самостоятельному усвоению новых знаний, к решению проблемных ситуаций);

6. Проявление на уроке межличностных отношений между учащимися (взаимопомощь, взаимоподдержка, соперничество, враждебность, пренебрежение);

7. Отношение учащихся к учителю и предмету.

V. Результаты урока. Выводы и рекомендации:

- степень реализации психологических целей и задач урока;

- достоинства и недостатки организации познавательной деятельности учащихся на уроке, самоорганизации учителя;

- возможные способы коррекции недостатков.

Категория: Всем учителям
10.11.2019 19:04


Рекомендуем курсы ПК и ПП