СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ УМК Л.Г. Петерсон с точки зрения возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В курсе математики по программе Л.Г.Петерсон выделяется несколько содержательных линий.

  1. Числа и операции над ними

  2. Величины и их измерения

  3. Текстовые задачи

  4. Элементы геометрии

  5. Элементы алгебры

  6. Элементы стохастики

  7. Нестандартные и занимательные задачи.

Проанализируем данные содержательные линии с точки зрения возможности и эффективности использования ИКТ.

Понятие натурального числа является одним из центральных понятий начального курся математики. Формирование этого понятия осуществляется практически в течение всех лет обучения. Раскрывается это понятие на конкретной основе в результате практического оперирования конечными предметными множествами; в процессе счёта предметов, в процессе измерения величин. В результате раскрываются три подхода к построению математической модели понятия «число»: количественное число, порядковое число, число как мера величины. В первом классе при изучении темы «Числа от 1 до 9» возможно использование программы «Арифметика-малышка», которая дает возможность на наглядном материале дать реальные модели понятия «однозначное число». Электронное учебное пособие «Математика. Счет» создано специально для детей предшкольного и младшего школьного возраста. Оно помогает выучить начертание цифр и научиться считать. Для дальнейшего изучения материала содержательной линии «Числа и операции над ними» возможно использование программы «Уроки Кирилла и Мефодия». Уроки курса представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. На слайдах размещаются текстовые или информационные объекты: рисунки, анимации, интерактивные элементы. Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности преподавателя отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию, подготовить свою презентацию урока.[] Компьютерная программа "А я считаю лучше всех. Математика для начальной школы" содержит уроки, которые помогут маленькому пользователю освоить умножение, деление, простые и десятичные дроби, округление чисел, таблицу умножения.

Понятие «величина» также является одним из самых основных понятий. В процессе изучения у детей формируется представление о каждой из изучаемых величин (длина, масса, время, площадь, объем). Важное место занимают средства наглядности как демонстрационные, так и индивидуальные, сочетание различных форм обучения (коллективных, групповых, индивидуальных). При проведении уроков по изучению величин кроме имеющихся программ «Уроки Кирилла и Мефодия», учитель может использовать технологию Macromedia Flash. Рисунки учебника можно ввести в компьютер с помощью сканера, а затем оживить, используя технологию Macromedia Flash. При создании флэш-анимации необходимо создать ключевые кадры, а программный пакет сам преобразует их в серию кадров, как в мультфильмах. Электронное учебное пособие «Математика. Измерение»

создано специально для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нём много интересных заданий, развивающих пространственное воображение школьников. При решении задач используется интерактивный режим прямого манипулирования объектами, что позволяет лучше усвоить многие геометрические понятия, меры веса, времени и расстояния.

В курсе математики по программе Л.Г.Петерсон особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи - фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами. При обучении решению текстовых задач используется метод математического моделирования, который позволяет научить школьников анализу, установлению связей между объектами задачи, составлению задач по готовым моделям. Использование технологии Macromedia Flash поможет учителю на этапе открытия нового знания наглядно демонстрировать графические модели и краткие записи условий текстовых задач. Презентации, составленные в программе PowerPoint при использовании интерактивной доски дадут возможность учащимся самостоятельно составлять графические модели текстовых задач и выбирать способ решения. Возможен вариант использованя тренировочных и обучающих модулей, способствующих более эффективному усвоению учебного материала.[прил. 9]

Изучение геометрического материала служит двум основным целям: формированию у учащихся пространственных представлений и ознакомлению с геометрическими величинами (длиной, площадью и объёмом). Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств занимает группа практических методов, и особенно практические работы. Использование мультимедийных презентаций на индивидуальных компьютерах или интерактивной доске позволит учителю наглядно продемонстрировать свойства геометрических фигур в тех случаях, когда невозможно организовать практическую работу по изготовлению фигур из различных материалов, сопоставления и противопоставления геометрических фигур. При помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

В курсе математики по программе Л.Г.Петерсон стохастика представлена в виде элементов комбинаторики, теории графов, наглядной и описательной статистики, начальных понятий теории вероятностей. Использование программ. Exel, Macromedia Flash, PowerPoint позволит учителю наглядно представитьучащимся возможности построения и использования диаграмм, оси координат, графических моделей, а учащимся во время практических занятий отработать умения по изучаемым темам.

Нестандартные и занимательных задачи способствуют формированию мышления, умения учащихся с честью выходить из затруднительных положений. При решении таких задач возможно и необходимо использование дидактических компьютерных игр, позволяющих учащимся глубже погрузиться в заданную математическую ситуацию, а учителю организовать различные формы работы (групповую, парную, индивидуальную).

Кроме того, проведение урока математики по программе Л.Г.Петерсон предполагает использование определённых образовательных технологий. Одна из них – технология проблемного обучения, которая используется на уроках открытия нового знания. Проанализируем возможности использования ИКТ на каждом этапе урока в технологии проблемного обучения.

  1. Создание проблемной ситуации. На этом этапе урока учитель может предложить учащимся варианты заданий, которые создадут ситуацию противоречия. Для этого можно использовать материал компьютерных программ «Уроки Кирилла и Мефодия»,

"А я считаю лучше всех. Математика для начальной школы", мультимедийные презентации, созданные самим учителем.

Это позволит повышать мотивацию учащихся, организовывать учащимся собственную учебную деятельность, адекватно понимать и воспринимать информацию из разных источников.

  1. На этапах формулирования проблемы и выдвижения гипотез её решения использование информационно-коммуникационных технологий неэффективно, так как работа на данном этапе предусматривает диалог учителя и учащихся, во время которого высказывается основной вопрос или проблема и версии учащихся по её решению. Возможна фиксация ключевых моментов на интерактивной доске или презентации с целью наибольшего привлечения внимания учащихся р решаемому вопросу.

  2. Актуализация знаний, планирование деятельности. На данном этапе целесообразно использовать компьютер с целью выявления уже имеющихся знаний и тех знаний, которых не хватает для выполнения новых заданий, определения возможности учащихся в открытии нового знания, фиксации планирования деятельности. Это позволит организовать на уроке исследовательскую деятельность, осуществить дифференцированный подход, придать деятельности учащихся логический и поисковый характер, активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулировать умственную деятельность.

  3. Открытие нового знания. На этом этапе урока наиболее эффективным является использование мультимедийных презентаций. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию. Сочетание устного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования, зафиксировать результаты, скорректировать деятельность учащихся на уроке. Компьютер позволяет учителю организовать групповую и парную формы работы, а учащимся рассказывать о результатах выполненной работы с использованием наглядных материалов. Кроме того, целесообразно использовать различные программы, целью которых является обучение учащихся самостоятельному поиску материала, а также ответов на вопросы. Программы могут содержать задания различного уровня сложности, а также подсказки, и справочные материалы.

  4. Применение нового знания.на этом этапе возможно использование различных обучающих и демонстрационные программ, моделей, игр. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения

  5. При подведении итога урока можно использовать мультимедийные эффекты с целью закрепления положительног интереса детей к изучаемому материалу.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе изучения курса математики по программе Л.Г.Петерсон при разумном подходе возможно эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии, так как они позволяют представить учебный материал более доступно и понятно. Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность. Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Категория: Всем учителям
26.04.2020 21:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!