СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Служение Иоанна Булгакова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор «Белой гвардии», «Собачьего сердца» и «Мастера и Маргариты» Михаил Афанасьевич Булгаков вполне мог родиться в Орле, где его отец в 1881 году окончил духовную семинарию. Из Киевской духовной академии, в которой Афанасий Иванович Булгаков продолжил образование, он снова мог бы попасть в Орёл. Так не случилось. Но в Орле у Булгаковых оставались родные люди – родители Афанасия Ивановича, его братья и сёстры.

Что мы о нём знаем

Главой семьи Булгаковых был священник Иван Авраамович, или, если произносить его имя согласно церковным канонам, Иоанн. Его биография, к сожалению, почти неизвестна широкой общественности. О деде Михаила Булгакова по матери – священнике Михаиле Покровском – мы знаем гораздо больше. Тот был известным в Карачеве настоятелем Казанского собора, общественным деятелем уездного земства, любимцем горожан.

А что мы можем сказать об отце Иоанне? Почти ничего. Выскажем парадоксальную мысль: многого, вероятно, не знал об отце даже его сын Афанасий. Складывается впечатление, что жизнь орловского деда почти незнакома внукам. Ничем иным невозможно объяснить кочующую по Интернету фразу, взятую из книги литературоведа Мариэтты Чудаковой: «Дед со стороны отца, Иван Авраамович Булгаков, был много лет сельским священником, а ко времени рождения внука Михаила – священником Сергиевской кладбищенской церкви в Орле».

Афанасий Иванович умер в 1907 году, будущему писателю в то время было 16 лет. В этом возрасте человек уже вполне может запомнить какие-то важные вехи в жизни родни, если слышит о них. Но вот нет. Сельский священник, кладбищенский иерей. Да, это важная миссия – служение Господу. Но других знаний о нём не особенно много.

Человек великой скромности

Между тем документы, обнаруженные в Государственном архиве Орловской области, позволяют узнать, что Иоанн Булгаков был известной, знаковой личностью в Орле, ключарём кафедрального собора и духовником владыки Орловского и Севского. Перед нами предстаёт священник, деятельное богословие которого проявлялось и в богослужении, и в активной помощи людям, и в опеке учащихся духовных учебных заведений. И во всех проявлениях его обширной деятельности мы видим великую христианскую скромность, закрывавшую от посторонних глаз деяния отца Иоанна. Эта великая скромность не позволяла ему громко рассказывать о знаковых событиях в его судьбе.

Иван Булгаков родился в 1835 году в семье священника Авраама Булгакова, выпускника Орловской духовной семинарии 1831 года. В 1857 году и сам Иван окончил ту же семинарию с аттестатом 1-го разряда. 8 сентября 1858-го он был рукоположен во священники преосвященным Поликарпом, епископом Орловским и Севским. Назначение молодой священник получил в Архангельскую церковь села Байтичи Брянского уезда; ныне это Жирятинский район Брянской области. В 1859 году здесь родился его старший сын Афанасий.

В Байтичах отец Иоанн стал бесплатно учить крестьянских детей чтению, письму и Закону Божьему, причём учил и девочек, что в те годы было очень редким явлением в сельской среде. Его беседы с прихожанами, с детьми, бескорыстное их образование и помощь крестьянам уважались народом. 14 мая 1864 года за особую заботу о своём храме и безвозмездное обучение детей отец Иоанн получил архипастырское благословение.

Мы не знаем, что заставило священника Булгакова подать прошение о переводе его в Богоявленскую церковь села Подоляны Орловского уезда, но 16 ноября 1864 года он уже начал службу на новом месте, в нынешнем Глазуновском районе. Здесь, в Подолянах, отец Иоанн будет служить целых 15 лет. 12 января 1869 года «за усердное исполнение пастырских обязанностей» его наградят набедренником, и лишь через восемь лет – 26 марта 1877 года – бархатной фиолетовой скуфьей. 2 декабря 1877 года Булгаков стал членом благочиннического совета и оставался в его составе до 15 июня 1879 года.

На служение в Орёл

В 1879 году отцу Иоанну было 44 года. Казалось, жизнь его сложилась; никаких перемен для себя он не видел и не искал.

Кто, когда рассмотрел у скромного священника сельской церкви особый дар слова? Дар ясного ума? Дар горячего проповедника? Кто по достоинству оценил его? Кто был поражён услышанной речью того, кто долгие годы находился в отдалении от епархиального руководства? Судя по тому, что последовало в дальнейшем, это был епископ Орловский и Севский Ювеналий (Карюков, 1877–1882), который, как известно, отличался особым вниманием к священству, внимательно следил за служением иереев в сельских храмах, в небольших городских церквях уездов губернии. Булгаков, вероятно, прибыл в Орёл по какому-то церковному делу и там, возможно, говорил о делах своего благочиния или ещё о чём-то существенном в церковном отношении, и был отмечен удивлённым вниманием членов духовной консистории. Яркая речь, образованность, ясное понимание стоявших задач вызвали одобрение тех, кто слышал тогда отца Иоанна. Вероятно, он произвёл сильное впечатление и на владыку. Ничем иным невозможно объяснить то, что Ювеналий распорядился перевести священника Булгакова в Орёл, да не просто в городскую церковь. Местом служения отца Иоанна стал главный храм губернии – кафедральный Петропавловский собор. Назначение состоялось 15 июня 1879 года. Так семья Булгаковых совершенно неожиданно для себя оказалась в Орле.

Священник кафедрального собора

О том, что епархиальное руководство поразил дар Булгакова как проповедника, говорит простой факт: вместе со служением в храме ему сразу поручалась должность наставника-увещателя и духовника при Орловской арестантской роте. Это было морально тяжёлое дело – беседы с арестованными, склонение их к покаянию, наставление преступников на правильный путь. Священник Булгаков не отказался от поручения, которое выполнял со всей ответственностью и, как привык, бесплатно. Одновременно он направлялся в батальонный суд 69-го резервного пехотного батальона – «для привода к присяге подлежащих лиц».

Отец Иоанн быстро получил известность в городе как прекрасный священник кафедрального собора. Священство почти сразу избирает его членом комитета по ревизии отчётов Орловской духовной консистории и епархиального начальства. О, это было дело тонкое и щекотливое – устраивать ревизии руководства епархии. И оно тоже легло на плечи Булгакова. В 1880 году он становится духовником преосвященного Ювеналия, епископа Орловского и Севского, и будет им до самой кончины владыки в 1882 году.

Некая ли суетность, отвлекавшая мысли от служения Богу, или нездоровье через какое-то время заставили отца Иоанна подать прошение о переводе его из кафедрального собора настоятелем к Крестительской кладбищенской церкви, которую в те времена называли ещё Предтеченской, ибо Иоанн Креститель и Иоанн Предтеча – разные имена одного святого. Отец Иоанн оказался в церкви Иоанна Крестителя – наверное, Булгаков был рад совпадению имён. Так сложилось, что в Крестительской церкви служили лучшие орловские священники – незадолго до Булгакова это был известный всему городу протоиерей Лука Маликов – бывший духовник женского Введенского монастыря, к тому времени покойный.

8 апреля 1880 года священник Булгаков впервые появляется на службе в церкви Иоанна Крестителя. Тихое место, край города, ежедневное общение с людьми. Как быстро они начинают доверять ему, приходить со своими бедами, за советом, за поддержкой… Так и видишь, как он идёт ранним утром по Карачевской улице к воротам старой, XVIII века церкви, как входит в храм, как произносит первую молитву.

В храме Иоанна Крестителя

В кладбищенских церквях тогда не венчали, не крестили. Здесь священника ожидали печальные дела и люди, нуждавшиеся в утешении. Священник – это обязательно психолог. Кладбищенский священник ежедневно пропускает через себя большое человеческое горе, здесь он психолог вдвойне, втройне. Принимая последнюю исповедь, отец Иоанн сталкивался с огромным страданием – и умирающего, и его родных, взрослых и детей; потом совершал в церкви обряд отпевания. На Крестительском (иначе Предтечевском) кладбище хоронили жителей соседних Пушкарной и Стрелецкой слобод, жителей улиц Васильевской, Кромской и Карачевской; здесь упокаивались и прихожане Богоявленской церкви – это был значительный городской сектор.

Но и в кладбищенской церкви тихого служения не получается у Булгакова. Общественные обязанности настоятельно стучатся в дверь. Деликатность отца Ивана не позволяет уклониться от них. Булгаков избирается членом правления по 2-му Орловскому духовному училищу (23 августа 1880 года), членом «ревизионного комитета по ревизии отчётов Орловской духовной семинарии», членом совета двух женских епархиальных училищ (с 1881-го). Священнику поручаются дела непростые, хлопотные и деликатные.

А тут ещё и каменная богадельня его Крестительской церкви пришла в аварийное состояние, и отец Иоанн ежедневно следит за её капитальным ремонтом. И все поручения священник выполняет с возможной тщательностью. Он ездит в духовную семинарию и в духовное училище, отечески заботится о девочках духовного звания, проверяет отчёты семинарии, доглядывает за трудным ремонтом, поддерживает жильцов своей богадельни, которые на время ремонта покидают её кров. 22 марта 1882 года за отличную службу по духовному ведомству Святейший синод награждает Булгакова камилавкой – особым головным убором.

Ключарь Петропавловского собора

Особенная молитвенная сила отца Иоанна и его дар проповедника, по мнению владыки Ювеналия, должны были быть востребованы всё-таки не в кладбищенской церкви. Слишком уж это было расточительно. И 21 декабря 1882 года по настоятельному требованию епархиального руководства священник Булгаков вновь перемещается в Орловский кафедральный собор. Через два дня он назначается ключарём, то есть заместителем соборного настоятеля. Это назначение было одним из последних распоряжений преосвященного Ювеналия, вскоре скончавшегося.

В метриках Петропавловского собора имя отца Иоанна Булгакова встречается часто – он служит, крестит, венчает, исповедует и отпевает. Например, 25 октября 1883 года он крестит младенца Александра, сына орловского вице-губернатора Александра Андреевича Берса. Тот был родным братом жены Льва Толстого Софьи Андреевны. «Крестил ключарь-священник Иоанн Булгаков», – записано о крещении в метрической книге. Александр Берс потом станет, как скажет сама С. А. Толстая, её любимым племянником. 24 апреля того же года отец Иоанн венчает племянника Н. С. Лескова – секретаря Орловского окружного суда Василия Страхова с дочерью губернского прокурора К. Н. Бурнашева Софьей, а 1 июля 1884-го проводит венчание будущих родителей известного радиоинженера Михаила Бонч-Бруевича – Александра Ивановича и его супруги Натальи Михайловны, урождённой Мацневой. (Кстати, дед радиоинженера – Иван Андреевич Бонч-Бруевич, описанный Лесковым в «Мелочах архиерейской жизни», был похоронен на Троицком кладбище возле церкви, где и теперь ещё имеется захоронение его супруги Апполинарии Петровны.)

Духовник двух епископов

Новый владыка Орловский и Севский – архимандрит Симеон (Линьков, 1836–1899), бывший наместник Александро-Невской лавры, так же, как и его предшественник на кафедре, был впечатлён нравственными качествами отца Иоанна, его образованностью и мудростью; и он тоже просил священника быть его духовником. Так отец Иоанн становится духовником ещё одного орловского владыки – преосвященного Симеона.

Когда в Орле возникнет православное Петропавловское братство, священство попросит отца Иоанна стать его казначеем. Щепетильная честность священника была всем известна.

В кладбищенскую церковь – по прошению

В 1888 году в возрасте 53 лет Иоанн Булгаков вновь просит отпустить его к кладбищенской церкви. И епархиальное начальство, наконец, уступает ему. «Священник Иоанн Булгаков, ключарь Орловского Петропавловского кафедрального собора определён на священническое место к Сергиевской кладбищенской церкви», – проинформируют читателей «Орловские епархиальные ведомости». Отныне и до конца своих дней Булгаков будет служить в храме при кладбище на восточной окраине Орла. Ныне ни храма, ни обширного кладбища больше нет. Теперь на этом месте завод «Текмаш».

Здесь, в Орле, служа в церкви Сергия Радонежского, отец Иоанн узнал о рождении в Киеве 3 мая, а по новому стилю 15 мая 1891 года, своего внука Михаила, будущего писателя. Возможно, литературные способности передались тому по отцовской линии, а Афанасий Иванович – богослов, духовный писатель и историк церкви, вероятно, унаследовал их от своего отца. Той весной 1891 года гимназию в Орле оканчивал Леонид Андреев, в редакции «Орловского вестника» работал Иван Бунин. Может быть, отец Иоанн встречал их в городе. Бунин любил совершать прогулки на вокзал – шёл мимо ограды Сергиевского кладбища, мимо церковного сада, слышал колокольный звон здешней церкви. Может быть, когда-то видел и кладбищенского батюшку.

Лишь Байчичи и Сергиевскую церковь укажут как места служения Ивана Авраамовича биографы писателя Булгакова. Получается, что ими отмечается лишь начало деятельности священника и конец. Ни служение в кафедральном соборе, ни должность кафедрального ключаря, ни выполнение миссии духовника двух орловских владык, ни пребывание в православном братстве, ни, наконец, награждение орденом Святой Анны третьей степени, которое последовало 15 мая 1893 года, – ничто нам не было известно. Сомневаешься – да знали ли, например, о награждении отца Иоанна орденом его киевские родные? Да говорил ли он кому-нибудь, что годами у него минуты не было свободной – настолько много обязанностей он нёс? Нет в этом уверенности. Ничто важнее служения Господу не видел для себя отец Иоанн. Остальное он, должно быть, не считал достойным упоминания.

Многочисленное семейство

Своего дома у Булгаковых в Орле не было; мы не знаем пока, где они снимали дом или квартиру. Документ 1884 года приводит данные о составе семьи И. А. Булгакова: Михаил – студент четвёртого курса Санкт-Петербургской духовной академии, 23 лет; Пётр – студент второго курса той же академии, 22 лет (оба учатся за казённый счет); Елена – преподавательница чистописания Орловского епархиального женского училища, 18 лет; Николай – ученик пятого класса Орловской духовной семинарии, 17 лет; София – ученица епархиального женского училища, 16 лет; Ферапонт – ученик второго класса Орловской духовной семинарии, 15 лет; Сергей – ученик третьего класса 2-го Орловского духовного училища, 14 лет; Анна – ученица первого класса Орловского епархиального женского училища, 7 лет.

Супругой отца Ивана была Олимпиада Ферапонтовна, урождённая Иванова (1840–1908), дочь причётника Смоленской церкви города Брянска. Она-то и стала крёстной матерью Михаила Булгакова. А крестным отцом мальчика просили быть историка литературы, преподавателя Киевской духовной академии Николая Ивановича Петрова. Афанасий Булгаков был в числе его любимых учеников. Сергей Иванович Булгаков, ещё один сын отца Иоанна, вёл пение во 2-й Киевской гимназии, был регентом её хора. В эту гимназию 18 августа 1900 года привели в приготовительный класс девятилетнего Михаила Булгакова. Его дядя Сергей был крестным Николая, младшего брата Михаила.

1893 год стал последним для Иоанна Булгакова. Уйдя из жизни, он оставил след в жизни многих орловцев, которым помогал и Божьим словом, и делом. Светлая личность этого скромнейшего священника, замечательного проповедника и чудесного человека не должна исчезнуть из нашей памяти.

Источник: http://www.vestnik57.ru/page/sluzhenie-ioanna-bulgakova;

http://www.vestnik57.ru/page/sluzhenie-ioanna-bulgakova-okonchanie

Категория: Всем учителям
25.11.2016 22:10


© 2016 620

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!