© 2017 2244
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в самом начале главы «Судьба мастера и Маргариты определена» есть такие слова: «Воланд сидел на складном табурете, одетый в чёрную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к чёрным туфлям на ногах сатаны». Почему в часы превращается именно шпага? В чём смысл этой детали?
Шпага – один из атрибутов Воланда. Она появляется в романе несколько раз: то в своей серьёзной, «оружейно-рыцарской» функции («Тут произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре»; глава «Великий бал у сатаны»), то в подчёркнуто пародийной (Азазелло жарит на ней шашлыки, глава «Неудачливые визитёры»). В эпизоде на крыше Пашкова дома шпага приобретает смысл философский: становится часами.
Воланд воткнул шпагу между плитами пола, и пока шёл разговор, тень от неё двигалась, словно стрелка солнечных часов. На наших глазах оружие превращается в предмет, который может измерять не только время, но и вечность. Заканчивается время романа, земное время Мастера и Маргариты, заканчивается время Воланда в Москве – ему пора возвращаться в вечность. Может быть, поэтому тень от шпаги ползёт именно к его ногам? Может быть, поэтому он так печален? Может быть, поэтому в часы превращается оружие – орудие убийства? Здесь как будто наполняется новым смыслом один из стёртых языком фразеологических оборотов – убить время.
Соотношение времени и вечности в романе вообще знаменательно.
Сколько времени длится диалог Понтия и Иешуа?
Кажется – несколько часов, но игемон не может позволить себе говорить столько! А когда они идут по лунной дорожке уже 2 тысячи лун – кажется, что 5 минут. Почему? В каком временном измерении находился Мастер, когда писал роман, если так творчески интуитивно сумел всё предугадать?
Вспоминаются здесь и слова самого Булгакова о «пятом измерении» из диалога Маргариты с Коровьевым. Она удивляется размерам квартиры, в которой проходил бал, на что получает ответ: «Самое несложное из всего! – тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу более. до чёрт знает каких пределов!» Шпага-часы – это деталь с таким «пятым измерением».
На террасе Пашкова дома разворачивается диалог Воланда и Левия Матвея – странный диалог. Левий передаёт слова Того: «и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем". Тот просит у Этого, олицетворяющего тьму и повелевающего тенями?! Ощущение такое, что Булгаков не говорит всей правды – мы сами её должны понять, при этом нам тоже отведено времени столько, сколько Левию (тень ползёт к ногам Воланда постоянно!). Поймём – отбросим тень в вечность, нет – останемся рабами (именно так презрительно называет Воланд Левия). Если нам не откроется истина (то есть мы не поймём замысел Булгакова или что-то важное в своей жизни) – наше время закончится на земле, мы своё время «убили», пусть даже «благородно», шпагой; поймём – нам будет дана возможность «дописать свои сюжеты» – отбросить свою тень в эту самую вечность. (Кстати, именно о соотношении света и теней идёт разговор у Левия с Воландом.)
Любопытно, что шпага ещё один раз появляется в романе, когда нужно отметить напрасно убитое время и отправить растратившего это время попусту Берлиоза в небытие: «…Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радостно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бытие. – Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели, и вскоре Маргарита увидела на блюде череп».
Источник: Ванюшева Н. Задание со звёздочкой* // Литература. 2008. – № 10. – С. 48.
Иллюстрация Сергея Тюнина к «Мастеру и Маргарите». Тень от шпаги Воланда
См. др. иллюстрации на стр.:
См. другие материалы по теме «М. А. Булгаков»
М. А. Булгаков – наш, орловский
Глобальные природные символы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1)
Глобальные природные символы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (2)
М. А. Булгаков. Биография. «Мастер и Маргарита». Видеоматериалы
М. А. Булгаков и радиовещание
Кто управляет миром в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? (1)
Кто управляет миром в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? (2)
Произведения М. А. Булгакова на экране. «Собачье сердце»:
Произведения М. А. Булгакова на экране. «Мастер и Маргарита»:
Служение Иоанна Булгакова
© 2017 2244