СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Шпага Воланда

Нажмите, чтобы узнать подробности

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в самом начале главы «Судьба мастера и Маргариты оп­ределена» есть такие слова: «Воланд сидел на складном табу­рете, одетый в чёрную свою су­тану. Его длинная и широкая шпа­га была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги мед­ленно и неуклонно удлинялась, подползая к чёрным туфлям на ногах сатаны». Почему в часы пре­вращается именно шпага? В чём смысл этой детали?

Шпага – один из атрибутов Воланда. Она появляется в романе несколько раз: то в своей серьёз­ной, «оружейно-рыцарской» функ­ции («Тут произошла метаморфо­за. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд ока­зался в какой-то чёрной хламиде со стальной шпагой на бедре»; глава «Великий бал у сатаны»), то в подчёркнуто пародийной (Азазелло жарит на ней шашлыки, глава «Неудачливые визитёры»). В эпи­зоде на крыше Пашкова дома шпа­га приобретает смысл философ­ский: становится часами.

Воланд воткнул шпагу между плитами пола, и пока шёл разговор, тень от неё двигалась, словно стрелка солнечных часов. На на­ших глазах оружие превращается в предмет, который может измерять не только время, но и вечность. Заканчивается время романа, земное время Мастера и Маргариты, заканчивается время Воланда в Москве – ему пора возвращаться в вечность. Может быть, поэтому тень от шпаги ползёт именно к его ногам? Может быть, поэтому он так печален? Может быть, поэтому в часы превращается оружие – ору­дие убийства? Здесь как будто на­полняется новым смыслом один из стёртых языком фразеологических оборотов – убить время.

Соотношение времени и веч­ности в романе вообще знамена­тельно.

Сколько времени длится диалог Понтия и Иешуа?

Кажется – несколько часов, но игемон не может позволить себе говорить столько! А когда они идут по лунной дорожке уже 2 тысячи лун – кажется, что 5 минут. По­чему? В каком временном измере­нии находился Мастер, когда писал роман, если так творчески интуи­тивно сумел всё предугадать?

Вспоминаются здесь и слова са­мого Булгакова о «пятом измере­нии» из диалога Маргариты с Коровьевым. Она удивляется раз­мерам квартиры, в которой прохо­дил бал, на что получает ответ: «Самое несложное из всего! тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раз­двинуть помещение до желатель­ных пределов. Скажу более. до чёрт знает каких пределов!» Шпага-часы – это деталь с таким «пятым измерением».

На террасе Пашкова дома раз­ворачивается диалог Воланда и Левия Матвея – странный диалог. Левий передаёт слова Того: «и про­сит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем". Тот просит у Этого, олицетворя­ющего тьму и повелевающего теня­ми?! Ощущение такое, что Булгаков не говорит всей правды – мы сами её должны понять, при этом нам то­же отведено времени столько, сколько Левию (тень ползёт к ногам Воланда постоянно!). Поймём – отбросим тень в вечность, нет – останемся рабами (именно так пре­зрительно называет Воланд Левия). Если нам не откроется истина (то есть мы не поймём замысел Булгакова или что-то важное в сво­ей жизни) – наше время закончит­ся на земле, мы своё время «уби­ли», пусть даже «благородно», шпа­гой; поймём – нам будет дана воз­можность «дописать свои сюже­ты» – отбросить свою тень в эту самую вечность. (Кстати, именно о соотношении света и теней идёт разговор у Левия с Воландом.)

Любопытно, что шпага ещё один раз появляется в романе, когда нужно отметить напрасно убитое время и отправить растратившего это время попусту Берлиоза в не­бытие: «…Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это! Вы уходите в небытие, а мне радос­тно будет из чаши, в которую вы превращаетесь, выпить за бы­тие. – Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели, и вскоре Маргарита увидела на блюде череп».

Источник: Ванюшева Н. Задание со звёздочкой* // Литература. 2008. – № 10. – С. 48.

Иллюстрация Сергея Тюнина к «Мастеру и Маргарите». Тень от шпаги Воланда

См. др. иллюстрации на стр.:

http://art.mirtesen.ru/blog/43301067124/Illyustratsii-k-romanu-Mihaila-Bulgakova-%C2%ABMaster-i-Margarita%C2%BB/?announce=1&pad=1

См. другие материалы по теме «М. А. Булгаков»

М. А. Булгаков – наш, орловский

https://multiurok.ru/blog/m-a-bulghakov-nash-orlovskii.html

Глобальные природные символы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (1)

https://multiurok.ru/blog/global-nyie-prirodnyie-simvoly-v-romanie-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita-1.html

Глобальные природные символы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (2)

https://multiurok.ru/blog/global-nyie-prirodnyie-simvoly-v-romanie-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita-2.html

М. А. Булгаков. Биография. «Мастер и Маргарита». Видеоматериалы

https://multiurok.ru/blog/m-a-bulghakov-bioghrafiia-mastier-i-margharita-vidieomatierialy.html

М. А. Булгаков и радиовещание

https://multiurok.ru/blog/m-a-bulghakov-i-radiovieshchaniie.html

Кто управляет миром в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? (1)

https://multiurok.ru/blog/kto-upravliaiet-mirom-v-romanie-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita-1.html

Кто управляет миром в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? (2)

https://multiurok.ru/blog/kto-upravliaiet-mirom-v-romanie-m-a-bulghakova-mastier-i-margharita-2.html

Произведения М. А. Булгакова на экране. «Собачье сердце»:

https://multiurok.ru/blog/proizviedieniia-m-a-bulghakova-na-ekranie-sobach-ie-sierdtsie.html

Произведения М. А. Булгакова на экране. «Мастер и Маргарита»:

https://multiurok.ru/blog/proizviedieniia-m-a-bulghakova-na-ekranie-mastier-i-margharita.html

Служение Иоанна Булгакова

https://multiurok.ru/blog/sluzhieniie-ioanna-bulghakova.html

Категория: Литература
11.06.2017 20:06


© 2017 2244

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!