© 2016 669
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
19 декабря 2005 года на канале «Россия» начался показ десятисерийного фильма «Мастер и Маргарита».
Режиссёр Владимир Бортко, снявший фильм по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» и сериал по роману Достоевского «Идиот», написал сценарий «Мастера и Маргариты» ещё в 1996 году. Съёмки планировалось начать в 2000-м, но буквально накануне наследники писателя уступили права на экранизацию романа американцам. Лишь спустя несколько лет их выкупил канал «Россия».
В. Бортко долго не мог решить, кого взять на роль главной героини. И когда стало известно, что играть её будет Анна Ковальчук, многие удивились: «Какая же Маргарита из актрисы, играющей в «Тайнах следствия»?! Разве это ведьма?!».
Режиссёр так объяснил свой выбор: «Вообще я редко провожу пробы, но в этот раз они велись очень долго, хотя в сериал перешла половина актёров, утверждённых ещё четыре года назад. Мне всегда сложно выбрать исполнительницу главной женской роли – например, в сериале «Идиот» я не делал проб ни на какие роли, кроме Настасьи Филипповны. Та же история была и с Маргаритой, на роль которой пробовалось множество прекрасных актрис. Анну Ковальчук мы выбрали потому, что она красива, талантлива, потому что у неё лицо «того» времени. И, как мне кажется, внешне она похожа на жену Булгакова Елену Сергеевну».
*
Актриса вспоминает, что перед утверждением на роль Маргариты ей приснился сон, в котором она летала. Это её поразило: последний раз такое было в детстве! Однако на этом, по словам Анны, налёт мистики и закончился. Она не видит вмешательства нечистой силы даже в том, что, закончив сниматься в роли Маргариты, развелась с мужем Анатолием Ильченко.
Да и во время съёмок причины страхов были вполне земные. «Мы снимали прилёт на шабаш ночью в Петербурге, в парке лесотехнической академии, – вспоминает Анна. – Я должна была идти вдоль пруда, прямо по кромке воды. А в центре его на острове обитало семейство крыс. И они шныряли мимо меня то на берег, то к себе на остров. Я каждый раз вздрагивала, пыталась их прогнать, шикала на них, но этих животных ничем не проймёшь!»
В фильме Анне пришлось сниматься обнажённой, и она испытывала огромную неловкость на съёмках. Однажды ей пришлось пройти голой по улице в центре Питера от машины до подъезда дома. Милицейское оцепление зевак близко не подпускало, но всё равно собралась толпа, жители соседних домов высовывались из окон, фотографировали. Впрочем, на экране в таких эпизодах тело Маргариты полупрозрачное, и его вид не вызовет осуждения даже у зрителей самых строгих правил.
А вот на балу у Сатаны, где по книге на Маргарите были лишь туфли из лепестков роз и тяжёлая цепь с портретом пуделя, киношная Маргарита будет одета. в металлический корсет и железные туфли с закручивающимися по бокам болтами. Сцену снимали зимой, в павильоне было холодно, и при первой возможности все кутались в дублёнки. Чтобы хоть чуть-чуть уменьшить страдания Анны, корсет перед съёмками слегка грели над печкой, а в перерывах рядом с этой печкой пыталась отогреться актриса. Туфли доставляли не меньше мучений – раны от болтов не заживали несколько месяцев.
Мастера в фильме сыграл Александр Галибин, которого зрители помнят как Пашку Америку в «Трактире на Пятницкой» и Николая II в фильме «Романовы. Венценосная семья». Воландом стал Олег Басилашвили, Азазелло – Александр Филиппенко, Коровьевым – Александр Абдулов. В роли Иешуа снялся Сергей Безруков, Пилата – Кирилл Лавров, Иуды – Дмитрий Нагиев, Каифы – Валентин Гафт, который сыграл Воланда в фильме Юрия Кары.
*
Вся «чертовщина» в фильме создавалась при помощи компьютерных спецэффектов. Подобных моментов в сериале набралось аж на 167 минут больше, чем во всех сериях «Гарри Поттера». Съёмки героев в таких сценах проходили в специальном павильоне с синими стенами. Людей, которых не должно было быть видно, одевали в синие костюмы, поскольку при компьютерной обработке этот цвет невидим.
При съёмках эпизода на Патриарших прудах, когда Коровьев-Фагот материализуется из воздуха, Александра Абдулова раскачивали на качелях. Затем с помощью компьютерной графики кадры с Абдуловым наложили на виды Патриарших прудов, а качели «стёрли». И в результате перед Берлиозом «соткался из воздуха прозрачный гражданин престранного вида».
Кота в человеческом обличье сыграл Александр Баширов, а в зверином – 46-летний артист эстрады Вано Миранян. Рост Вано – всего сто сантиметров, но когда он облачался в начинённый электроникой комбинезон, изображающий кошачью шкуру, и надевал голову кота Бегемота, то «подрастал» на тридцать сантиметров. Кот-Миранян только бегал и прыгал, а за мимику Бегемота отвечала техника: специальные моторчики, спрятанные в кошачьей голове, вращали глаза, а также шевелили усами и ушами.
Несмотря на душный неудобный костюм, Миранян сам запрыгивал на люстру, висел на шторе – каскадёра такого роста не найдёшь, а актёр раньше работал в цирке. Но больше всего ему пришлось мучиться вовсе не с акробатическими трюками, а в сцене, где кот Бегемот выпивает рюмку водки и закусывает грибком, шокируя Степу Лиходеева (Александр Панкратов-Чёрный). В этом случае у Мираняна не было возможности смотреть через крошечные прорези для глаз, и попасть грибом в кошачий рот, который расположен выше, чем его собственный, было очень трудно!
*
В последней серии Мастера и Маргариту уносят из бренного мира чёрные кони ада. Всех их сыграл один семилетний вороной конь Халиф. Принадлежит он телеведущему, автору документального телесериала «Лошадиная энциклопедия» Александру Невзорову.
Облачившись в синий костюм-«невидимку», Невзоров им и управлял – никто другой этого сделать не мог. С конём было бы нетрудно сладить, будь он в сбруе (её потом можно убрать на компьютере), но тогда движения животного оказались бы обычными, заученными. Поэтому от сбруи решили отказаться. И вот в студии два часа бесновался «свободный» конь, а операторы вокруг тряслись за дорогую аппаратуру.
«„Мастер и Маргарита”: дождались!». «Поколение». 15 декабря 2005 года. С. 5.
© 2016 669