СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произведения М. А. Булгакова на экране. «Мастер и Маргарита»

Нажмите, чтобы узнать подробности

19 декабря 2005 года на канале «Россия» начался показ десятисерийного фильма «Мастер и Маргарита».

Режиссёр Владимир Бортко, снявший фильм по повести М. А. Булгакова «Со­бачье сердце» и сери­ал по роману Достоев­ского «Идиот», написал сценарий «Мастера и Маргариты» ещё в 1996 году. Съёмки планиро­валось начать в 2000-м, но буквально накануне наследники писателя уступили права на экра­низацию романа аме­риканцам. Лишь спус­тя несколько лет их выкупил канал «Россия».

В. Бортко долго не мог решить, кого взять на роль главной героини. И когда стало известно, что играть её будет Анна Ковальчук, многие удивились: «Какая же Маргарита из актрисы, играющей в «Тайнах следствия»?! Разве это ведьма?!».

Режиссёр так объяс­нил свой выбор: «Вооб­ще я редко провожу про­бы, но в этот раз они велись очень долго, хотя в сериал перешла половина актёров, ут­верждённых ещё четы­ре года назад. Мне все­гда сложно выбрать ис­полнительницу главной женской роли – напри­мер, в сериале «Идиот» я не делал проб ни на какие роли, кроме На­стасьи Филипповны. Та же история была и с Маргаритой, на роль которой пробовалось множество прекрасных актрис. Анну Ковальчук мы выбрали потому, что она красива, талантлива, потому что у неё лицо «того» времени. И, как мне кажется, внеш­не она похожа на жену Булгакова Елену Серге­евну».

*

Актриса вспоминает, что перед утверждени­ем на роль Маргариты ей приснился сон, в котором она летала. Это её поразило: последний раз такое было в детстве! Однако на этом, по словам Анны, налёт мистики и закон­чился. Она не видит вмешательства нечис­той силы даже в том, что, закончив снимать­ся в роли Маргариты, развелась с мужем Анатолием Ильченко.

Да и во время съёмок причины страхов были вполне земные. «Мы снимали прилёт на шабаш ночью в Петер­бурге, в парке лесотех­нической академии, – вспоминает Анна. – Я должна была идти вдоль пруда, прямо по кромке воды. А в цент­ре его на острове оби­тало семейство крыс. И они шныряли мимо меня то на берег, то к себе на остров. Я каждый раз вздрагивала, пыталась их прогнать, шикала на них, но этих животных ничем не проймёшь!»

В фильме Анне при­шлось сниматься обна­жённой, и она испыты­вала огромную нелов­кость на съёмках. Од­нажды ей пришлось пройти голой по улице в центре Питера от маши­ны до подъезда дома. Милицейское оцепле­ние зевак близко не подпускало, но всё рав­но собралась толпа, жители соседних домов высовывались из окон, фотографировали. Впрочем, на экране в таких эпизодах тело Маргариты полу­прозрачное, и его вид не вызовет осуждения даже у зрителей самых строгих правил.

А вот на балу у Сата­ны, где по книге на Маргарите были лишь туфли из лепестков роз и тяжёлая цепь с порт­ретом пуделя, киношная Маргарита будет оде­та. в металлический корсет и железные туф­ли с закручивающими­ся по бокам болтами. Сцену снимали зимой, в павильоне было хо­лодно, и при первой возможности все кута­лись в дублёнки. Чтобы хоть чуть-чуть умень­шить страдания Анны, корсет перед съёмками слегка грели над печ­кой, а в перерывах ря­дом с этой печкой пы­талась отогреться акт­риса. Туфли доставля­ли не меньше мучений – раны от болтов не за­живали несколько ме­сяцев.

Мастера в фильме сыграл Александр Галибин, которого зрители помнят как Пашку Америку в «Трактире на Пятницкой» и Николая II в фильме «Романовы. Венценосная семья». Воландом стал Олег Ба­силашвили, Азазелло – Александр Филиппенко, Коровьевым – Алек­сандр Абдулов. В роли Иешуа снялся Сергей Безруков, Пилата – Ки­рилл Лавров, Иуды – Дмитрий Нагиев, Каифы – Валентин Гафт, ко­торый сыг­рал Воланда в фильме Юрия Кары.

*

Вся «чертовщина» в фильме создавалась при помощи компью­терных спецэффектов. Подобных моментов в сериале набралось аж на 167 минут больше, чем во всех сериях «Гарри Поттера». Съём­ки героев в таких сце­нах проходили в специ­альном павильоне с си­ними стенами. Людей, которых не должно было быть видно, одевали в синие костюмы, по­скольку при компьютерной обработке этот цвет невидим.

При съёмках эпизода на Патриарших прудах, когда Коровьев-Фагот материализуется из воздуха, Александра Абдулова раскачивали на качелях. Затем с по­мощью компьютерной графики кадры с Абду­ловым наложили на виды Патриарших пру­дов, а качели «стёрли». И в результате перед Берлиозом «соткался из воздуха прозрачный гражданин престран­ного вида».

Кота в человеческом обличье сыграл Алек­сандр Баширов, а в зверином – 46-летний артист эстрады Вано Миранян. Рост Вано – всего сто сантиметров, но когда он облачался в начинённый электрони­кой комбинезон, изоб­ражающий кошачью шкуру, и надевал голо­ву кота Бегемота, то «подрастал» на трид­цать сантиметров. Кот-Миранян только бегал и прыгал, а за мимику Бегемота отвечала техника: специальные моторчики, спрятан­ные в кошачьей голо­ве, вращали глаза, а также шевелили уса­ми и ушами.

Несмотря на душный неудобный костюм, Миранян сам запры­гивал на люстру, ви­сел на шторе – каска­дёра такого роста не найдёшь, а актёр раньше работал в цирке. Но больше всего ему пришлось мучиться вовсе не с акробатическими трюками, а в сцене, где кот Бегемот выпи­вает рюмку водки и закусывает грибком, шокируя Степу Лиходеева (Александр Панкратов-Чёрный). В этом случае у Мираняна не было воз­можности смотреть че­рез крошечные проре­зи для глаз, и попасть грибом в кошачий рот, который расположен выше, чем его соб­ственный, было очень трудно!

*

В последней серии Мастера и Маргариту уносят из бренного мира чёрные кони ада. Всех их сыграл один семилетний вороной конь Халиф. Принадле­жит он телеведущему, ав­тору документального телесериала «Лошади­ная энциклопедия» Александру Невзорову.

Облачившись в синий костюм-«невидимку», Невзоров им и управ­лял – никто другой этого сделать не мог. С ко­нём было бы нетрудно сладить, будь он в сбруе (её потом можно убрать на компьютере), но тогда движения жи­вотного оказались бы обычными, заученны­ми. Поэтому от сбруи решили отказаться. И вот в студии два часа бесновался «свобод­ный» конь, а операторы вокруг тряслись за до­рогую аппаратуру.

«„Мастер и Маргарита”: дождались!». «Поколение». 15 декабря 2005 года. С. 5.

Категория: Всем учителям
10.07.2016 18:28


© 2016 669

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!