СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение ФГОС и модернизация отечественного образования – это ответ на вызовы времени. Выпускнику школы уже недостаточно обладать определенным багажом знаний, навыков и умений – он должен быть готов самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Поэтому коренным образом изменяется цель школьного обучения: главным становится формирование компетенций, необходимых личности для успешной самореализации. Иным становится и подход к образованию – он предусматривает усиление практической направленности обучения, приоритетное использование системно-деятельностного подхода. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов.
Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций в последующей жизни. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях. И начальная школа – первое звено системы образования – является фундаментом всего последующего обучения.
Вот уже 29 лет работаю в Большеникольской школе. Школа малокомплектная, сейчас в ней обучается 38 человек. Важно отметить, что контингент школьников в поселениях, подобных нашему, имеет свои характерные особенности. Данные социального паспорта школы: 34% семей неполные, 50% - малообеспеченные, 27% - безработные. 3% детей – из социально-опасных семей. 12% обучающихся имеют статус ОВЗ VII и VIII вида, получают образование инклюзивно.
У наших подопечных очень часто наблюдаются:
– общее снижение интереса к учебной деятельности;
– низкий уровень мотивации к учебным предметам;
– неумение применять знания в нестандартной учебной ситуации;
– отсутствие поддержки со стороны родителей.
И неудивительно, что, работая с такими ребятами, мы имеем гораздо более низкие учебные результаты, чем учителя городских школ, гимназий и лицеев. Но значит ли это, что мы работаем меньше или хуже последних? Ни в коем случае. Работа в подобных условиях требует особой квалификации учителя и особой преданности своей профессии. Имея дело с детьми, попавшими в тяжелую жизненную ситуацию, чувствуешь огромную ответственность, потому что универсальные действия и ключевые компетенции, которые мы формируем в школе – это единственная зацепка, которая может помочь ребятам как-то реализоваться в жизни, выбиться из того неблагополучного заколдованного круга, который уготовила им жизнь. Поэтому идея деятельностного подхода в условиях подобных школ особенно значима. Для наших учеников формирование метапредметных и предметных УУД без преувеличения имеет судьбоносное значение. И любые их победы, даже самые маленькие, приносят учителю чувство радости и морального удовлетворения.
Причем для наших детей в списке универсальных учебных действий очень важную роль, безусловно, играют не только познавательные и регулятивные УУД, но и коммуникативные и личностные, потому что успешным может быть только ученик, имеющий активный социальный опыт. Поэтому помочь ребенку одержать главную победу в жизни – победу над обстоятельствами и над собой – главное предназначение сельского учителя.
Таким образом, актуальность темы моего профессионального проекта обусловлена как потребностью общества и системы образования в целом, так и особой потребностью учащихся школы, в которой я работаю.
© 2022, Гурьянова Светлана Петровна 169