СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение о любимом классном руководителе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель…Каждого из нас по жизни ведут учителя. Маленького, только что родившегося человека, учат родители, бабушки, дедушки. Затем, в детском саду, малыша встречают первые профессиональные учителя – воспитатели. Первое сентября. В строгих костюмах, с огромными букетами цветов идут на встречу с первой учительницей взволнованные первоклассники. И завертелась, закружилась школьная жизнь. Каждый учитель оставляет след в душе ребенка. Кто-то тропинку неровных шагов, кто-то просторную дорогу, кто–то переправу через топкое болото, кто–то звездный путь. Какое ответственное решение принимает человек, который решается стать учителем! Ежедневно, без выходных и праздников, своим словом, делом, даже взглядом, жестом оказывать влияние на душу и сердце ранимого, неопытного в жизни человека.

Примером для нас, педагогов сегодняшнего дня, служат учителя, которые учили нас. Очень многие из них начинали свой педагогический путь в трудные послевоенные годы. Их встречали голодные дети, без школьных принадлежностей, одетые в перешитые родительские одежды, дети, которым после уроков надо идти за дровами, на ферму, помогать мамам, присматривать за младшими. Наверное, отсюда безграничная любовь учителей – ветеранов к детям, желание чуточку согреть их, приласкать, дать возможность хотя бы в школе забыть о сложном взрослом мире.

Одним из таких учителей является Антонина Александровна Солодухина, которая была моим классным руководителем с 4 по 10 класс. Антонина Александровна училась в школе в трудные военные и послевоенные годы. Её мама одна растила четверых детей. Жизнь была сложная - такая же как у многих в то время. Но Тоня все время училась на «отлично». Не на пятёрки, как отмечает Антонина Александровна, а именно на «отлично». В 1947 году после семилетки, Тоня поступила учиться в Арзамасское педучилище. Всегда мечтала быть учителем, а в педучилище была возможность получить профессию учителя начальных классов и пионервожатой. Время было не из легких – каждую субботу ездили на подножках поезда домой – до станции Суроватиха, а там лесной дорогой до дома, до Румстихи. Не ездить было нельзя – из дома на неделю возили нехитрую крестьянскую еду. Никогда не рассказывала о тех годах нам, своим ученикам, Антонина Александровна. Да и сейчас вспоминает с неохотой: «Ты, Таня, все знаешь, тебе мама рассказывала. Все жили одинаково». Окончив педучилище, вернулась Антонина Александровна в свой район. Были знания, было огромное желание учить детей, но…не было свободных вакансий. В 1951 году сократили 43 учителя в районе – время трудное, детей в войну рождалось мало. Пригодилось то, что в дипломе была ещё одна специальность – работа с пионерами, позвали в райком комсомола, секретарем по школам. Думала, ненадолго, а оказалось на 6 лет! Сколько школ исходила пешком, сколько было собраний, концертов, спектаклей, слетов, сборов у костра! Но душа рвалась в школу. До сих пор Антонина Александровна жалеет, что столько лет не работала в школе, считает это время потерянным. А тогда, чтобы приблизить мечту, заочно поступила в Горьковский пединститут на филологический факультет. Хотелось учить детей русскому языку, да и в педучилище так преподавали этот предмет, что привили любовь к родному слову. И вот, наконец, мечта сбылась! Еще не окончен институт, а в Белозеровской семилетней школе освободилось место учителя русского языка. Как ни уговаривали остаться на комсомольской работе, Антонина Александровна с радостью окунулась в школьную жизнь с ее тетрадками, учениками, которые делали по 50 ошибок, с которыми приходилось заниматься после уроков. «Я всю жизнь просидела после уроков», - говорит Антонина Александровна. Через год Антонина Александровна стала учителем Борисово – Покровской средней школы. Нагрузка была всего 16 часов в средних классах, но и этого хватало, так как оставался последний курс института. В 1958 году стала дипломированным специалистом. С учениками отношения сложились сразу. Да и как им не сложиться, если учительница говорит: «Мне так везло. У меня все классы были хорошие.» О каждом своем выпуске Антонина Александровна вспоминает с теплотой, помнит «изюминку» каждого класса и многих учеников, хотя часто их было около сорока в классе. Один из любимых классов – это «артисты», то есть члены драматического кружка. Из Борисова домой в Вышку ходили пешком, но репетировали допоздна. Успевали всё! Было очень интересно, ведь любимая учительница проводила репетиции почти ежедневно, и ученики погружались в волшебный мир театра. Особенно отмечает Антонина Александровна учеников, которые получили высшее образование, а из них тех, которые стали учителями литературы. Хотя меня (а я училась в третьем выпуске Антонины Александровны) Антонина Александровна отговаривала быть учителем русского языка и литературы. Очень много ученических работ нужно проверять, на рабочем столе учителя словесника тетради, тетради, тетради… И я не стала, хотя на всю жизнь моё любимое занятие – чтение, и часто я думаю, что так интересно знакомить детей с волшебным миром СЛОВА.

Чем запомнился наш выпуск Антонине Александровне? «Вы были такие активные, всегда что-то придумывали. Во всех мероприятиях занимали первые места. Всегда все сами. Я ничего не делала, вы все сами.» Каким же талантом воспитателя нужно обладать, чтобы ученикам самим хотелось летом ходить в походы на Озерку, в Курилово, работать в лагере труда и отдыха, проводить пионерские и комсомольские собрания, участвовать в традиционных конкурсах «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», просто после уроков не торопиться домой, а общаться с учителем, делать классный уголок, отчет о походе и многое, многое другое. 7 лет мы ежедневно, кроме каникул и выходных, общались с классным руководителем. Чуткость, понимание, такт, эрудированность, навсегда оставшийся комсомольский задор – вот что отличало Антонину Александровну.

А летом Антонина Александровна путешествовала. Была в Пушкинских местах, Ясной поляне, на Днепре, на Волге, на Чёрном море, Ленинграде, Москве, Прибалтике побывала во многих музеях и домах русских писателей и поэтов. В путешествиях черпала силы на новый учебный год, это было для души, но в то же время, как всегда, для работы: можно рассказать и показать ученикам то, чего нет в учебнике, заинтересовать, увлечь, зажечь…

Я не знаю о наградах Антонины Александровны. Для каждого человека важно, чтобы его труд был оценен, замечен, был созидательным и долговечным. Для учителя самые главные ценители его труда – дети. Антонина Александровна получает вести от своих учеников, поздравления, слова благодарности. Ежегодно ученики разных выпусков приглашают на встречу любимую учительницу. Около тридцати ее выпускников стали учителями, и сеют доброе, вечное, мудрое среди своих учеников. Ученики учеников тоже стали учителями, и так будет продолжаться и продолжаться. Каждому новому ученику достанется частичка тепла, души, знаний обыкновенного, но незаменимого, учителя – Антонины Александровны Солодухиной. Одну награду не отметить нельзя. В год 65-летия Победы в Великой отечественной войне Антонина Александровна была награждена памятной медалью как ветеран труда, труженик тыла.

Низкий поклон вам, Антонина Александровна! Огромное спасибо тысячам учителей. Вслед за великим педагогом В. А. Сухомлинским вы можете сказать о самом главном в вашей жизни: «Сердце отдаю детям».

Примечание. К сожалению, любимого учителя уже нет с нами….

02.06.2015 20:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!