СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Содействовавшая прославлению русского имени…» (Беседа о С. В. Ковалевской)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Софья Васильевна Ковалевская (урождённая Корвин-Круковская;

3 [15] января 1850, Москва – 29 января [10 февраля] 1891, Стокгольм)

Ведущий. В истории науки найдётся не­много женских имён, которые были бы извест­ны всему миру, о которых знал, хотя бы понаслышке, каждый образованный человек. К их числу принадлежит имя Софьи Васильевны Ковалевской, замечатель­ной русской женщины, своею деятельностью «немало содействовавшей прославлению рус­ского имени», как сказал о ней крупнейший русский учёный в области теории авиации Николай Егорович Жуковский.

Первый ученик. Софья Васильевна Ковалевская родилась 15 января 1850 г. в Москве. Отец её, Василий Васильевич Корвин-Круковский, был генерал-лейтенантом артил­лерии.

Детство Софья Васильевна провела в име­нии родителей, в селе Палибино Витебской губернии. Она получила прекрасное по тому времени воспитание и образование.

Родители Софьи Васильевны противились слишком свободному развитию её ума и ста­рались воспитать девочку в соответствии с требова­ниями и понятиями той среды, в которой жили сами, сделать из неё светскую благовоспитан­ную барышню. Она рано обнаружила матема­тические способности. Этому способствовали и разговоры в семье на математические темы. Возбуждению любви к математике способство­вал брат отца дядя П. В. Корвин-Круковский.

Ученица. «От него услышала, я, на­пример, в первый раз о квадратуре круга, об аксиомах, к которым кривая постоянно при­ближается, никогда их не достигая, о многих других вещах подобного же рода, смысла ко­торых я, разумеется, понять ещё не могла, но которые действовали на мою фантазию, внушая мне благоговение к математике, как к науке высшей и таинственной, открывающей перед посвящёнными в неё новый чудесный мир, недоступный простым смертным» (из «Воспоминаний детства» С. В. Ковалевской).

Ведущий. Математические разговоры поддерживались также посещавшими дом про­фессором математики Лавровым и профессо­ром физики Тыртовым. Они же обратили вни­мание родителей на математические способно­сти четырнадцатилетней девочки, которая пы­талась, не зная тригонометрии, самостоятельно разбираться в смысле формул, встретившихся ей в курсе физики. С этого момента отец Софьи изменяет свои взгляды на её образование. Гордый признанием у дочери выдающихся способностей, он разрешает ей брать уроки высшей математики у преподава­теля Морского училища А. Н. Страннолюбского. С пятнадцати лет Софья во время зимних приездов её семьи в Петербург систематически занимается изучением математики.

Ученица. «Когда мы переезжали на житьё в деревню, весь дом пришлось отделать заново и все комнаты оклеить новыми обоя­ми…

Но, по счастливой случайности, на предва­рительную оклейку пошли листы литографированных лекций Остроградского о дифферен­циальном и интегральном исчислении, приобретённые моим отцом в его молодости. Листы эти, испещрённые странными, непонятными формулами, скоро обратили на себя моё вни­мание. Я помню, как проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь ра­зобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом. От долгого, ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в мою память, да и самый текст оставил по себе глубокий след в мозгу, хотя в самый момент прочтения он и остался для меня непонятным.

Когда, много лет спустя, уже пятнадцати­летней девочкой, я брала первый урок дифференциального исчисления у известного препо­давателя математики в Петербурге Александ­ра Николаевича Страннолюбского, он удивил­ся, как скоро я схватила и усвоила себе понятия о пределе и о производной, «точно я наперёд их знала». Я помню, он именно так и выразился. И дело действительно было в том, что в ту минуту, когда он объяснял мне эти понятия, мне вдруг живо припомнилось, что всё это стояло на памятных мне листках Ост­роградского, и самое понятие о пределе пока­залось мне давно знакомым» (из «Воспомина­ний детства» Софьи Васильевны Ковалевской).

Второй ученик. В то время среди жен­щин развивалось стремление к высшему обра­зованию, получить которое они могли лишь в некоторых заграничных университетах. Вы­сших школ для женщин в России ещё не существовало, а в мужские их не допускали. Чтобы освободиться от родительской опеки, мешавшей поступлению в университеты, не­которые девушки заключали фиктивные браки с людьми, сочувствовавшими женскому движе­нию и предоставлявшими своим фиктивным женам полную свободу.

Ученица. «Детьми, особенно девушка­ми, овладела в то время, словно эпидемия, какая-то мысль – убегать из родительского дома. В нашем непосредственном соседстве пока ещё, бог миловал, всё обстояло благопо­лучно; но из других мест уже приходили слу­хи: то у того, то у другого помещика убежала дочь, которая за границу – учиться, которая в Петербург – к „нигилистам”» (из «Воспоми­наний детства» С. В. Ковалевской).

Третий ученик. Восемнадцати лет Софья Васильевна решает фиктивно выйти замуж за Владимира Онуфриевича Ковалев­ского, одного из представителей передовой интеллигенции, занимавшегося в то время из­дательской и научной деятельностью. Но слу­чилось так, что они потом полюбили друг друга и их брак стал фактическим. Оказыва­ется, фиктивный брак был нужен Анне, стар­шей сестре Софьи Васильевны, обладавшей литературным талантом. Но когда Владимира Онуфриевича познакомили с обеими сёстрами, он решительно заявил, что женится только на младшей, которая его совершенно очаровала. Он пишет брату: «Несмотря на свои 18 лет, воробышек (так называли Софью Васильевну за её моложавость и малый рост) образована великолепно, знает все языки, как свой собст­венный, и занимается до сих пор, главным образом, математикой. Работает, как муравей, с утра до ночи, и при всём том жива, мила и очень хороша собой».

Четвёртый ученик. После свадьбы, осенью 1868 г., супруги Ковалевские отправились в Петербург. Каждый из них усердно занимался своей наукой, а Софья Васильевна, кроме того, добилась разрешения слушать лекции в Медико-хирургической академии, где преподавал знаменитый Сеченов. Затем Ковалевские уехали в Германию.

В Гейдельберге С. В. Ковалевская ещё глуб­же изучает математику, посещает лекции крупных учёных: Кирхгофа, Дю-Буа-Реймона и Гельмгольца. В 1870 г. С. В. Ковалевская переехала в Берлин, где хотела слушать лекции знаменитого математика Вейерштрасса. Однако ей это не удалось, так как в Берлинский университет женщин не допускали. Но Вейерштрасс согласился давать ей частные уроки. Это было блестящим успехом Софьи Васильевны. Привлечь к себе внимание такого крупного учёного и сделаться его первой уче­ницей было чрезвычайно трудно. Лично Вейерштрасс придерживался консервативных взглядов на женское образование и был противником допущения женщин в германские университеты. Кроме того, быть его учеником, по словам одного немецкого учёного, было нелегко: его интеллектуальное превосходство скорее подавляло слушателей, чем толкало их на путь самостоятельного творчества. Однако блестящие способности С. В. Ковалевской очень скоро заставили Вейерштрасса признать математическое дарование своей ученицы: «Что касается математического образования Ковалевской, то могу заверить, – писал он, – что я имел очень немногих учеников, которые могли бы сравниться с нею по прилежа­нию, способностям, усердию и увлечению на­укой».

Ведущий. Вейерштрасс возбудил перед Геттингенским университетом ходатайство о присуждении С. В. Ковалевской степени док­тора философии заочно и без экзаменов. В письмах профессорам Геттингенского универ­ситета Вайерштрасс даёт характеристику трёх работ, представленных Ковалевской, из кото­рых каждая, по его мнению, была достаточна для получения степени доктора наук.

Первая из них – «К теории дифферен­циальных уравнений в частных производных» –относится к самым основам теории этих уравнений. Этим же вопросом до Вейерштрас­са занимался крупный французский математик Коши. Теорема, доказанная Ковалевской, относится к числу классических и излагается в настоящее время под названием «теоремы Коши-Ковалевской» во всех основных университетских курсах.

Вторая работа, представленная С. В. Ко­валевской, относится к интереснейшей космо­логической проблеме – вопросу о форме кольца Сатурна. Здесь С. В. Ковалевская развивает исследования Лапласа, считая кольцо жидким.

В третьей работе «О приведении некото­рого класса абелевых интеграллов к эллипти­ческим интегралам» С. В. Ковалевская обна­ружила основательное знакомство с трудней­шими теориями математического анализа.

Пятый ученик. С получением степени доктора философии был закончен пятилетний период скитальческой жизни Софьи Васильев­ны. Она совершила несколько путешествий: была в Лондоне, Париже – во время Париж­ской коммуны, где вместе с мужем они участ­вовали в освобождении из тюрьмы Жаклара – мужа её родной сестры Ани. В 1874 г. С. В. Ковалевская вернулась с мужем в Россию и стала жить в Петербурге. На довольно продол­жительное время она отошла от занятий математикой. Обстоятельства русской жизни того времени способствовали этому отчуждению от науки: она имела право лишь преподавать арифметику в младших классах гимназии. Сойтись близко с русскими математиками на почве научной работы она не смогла, так как принадлежала к иному математическому на­правлению. Лишь впоследствии русские учё­ные – А. М. Ляпунов, Н. Е. Жуковский и другие – серьёзно заинтересовались работами Ковалевской о вращении твёрдого тела, но это был уже совсем другой период её жизни.

Ведущий. В 1878 г. С. В. Ковалевская переезжает с семьёй в Москву. Вскоре она, по предложению крупнейшего русского матема­тика П. Л. Чебышева, делает доклад на съезде естествоиспытателей о своих работах. Хлопо­чет о разрешении сдавать магистерские экза­мены в Московском университет, но ей отка­зывают в этом, несмотря на поддержку про­фессоров.

В 1881 г. Софья Васильевна решила вер­нуться в Берлин к Вейерштрассу, взяв с собой свою дочь Софью. Основной работой, написан­ной С. В. Ковалевской с 1881 по 1883 г., была статья о преломлении света в кристаллических средах.

В 1883 г. трагически погиб Владимир Онуфриевич Ковалевский: он покончил с собой под давлением ряда материальных обстоятельств, когда его компаньон по предпринимательству ложно обвинил его в растрате больших сумм денег, предназначенных на строительство до­мов.

Софья Васильевна тяжело перенесла изве­стие о смерти мужа. В это время она принимает предложение от шведского профессора мате­матики, тоже ученика Вейерштрасса, – Мииттаг-Леффлера о переезде в Стокгольм для преподавания в Стокгольмском университете.

В университете С. В. Ковалевская прочла с большим успехом двенадцать курсов по различным отделам математики, «с глубиной и ясностью направляя умственную жизнь юно­шества».

Здесь в Стокгольме она написала выдающу­юся научную работу о вращении твёрдого тела, составившую, по словам Н. Е. Жуков­ского, «её ученую славу». С. В. Ковалевская отправила работу на конкурс под девизом:

«Делай, что надо.

Говори, что знаешь.

И будь, что будет».

За эту работу 24 декабря 1888 г. Парижская академия присудила С. В. Ковалевской самую почётную премию Бордена, увеличив ее с 3000 до 5000 франков (в то время это была огромная сумма).

А в 1889 г. пришло признание заслуг С. В. Ковалевской и на родине. Российская Академия наук избрала С. В. Ковалевскую своим членом-корреспон­дентом. В это время Софья Васильевна нахо­дилась в Стокгольме и узнала о своём избра­нии из телеграммы, присланной из Петербур­га: «Наша Академия наук только что избрала вас членом-корреспондентом, допустив этим нововведение, которому не было до сих пор прецедента. Я очень счастлив видеть испол­ненным одно из моих самых пламенных и справедливых желаний. Чебышев».

Шестой ученик. Многие люди русской науки, как известно, обладали незаурядным литературным даром. Склонность к литерату­ре проявлялась у С. В. Ковалевской ещё в петербургский и московский периоды жизни, когда она писала очерки и театральные рецен­зии в газеты. Настоящий расцвет её творчества в науке и литературной деятельности начался в Швеции. В Стокгольме склонность к литера­туре поддерживалась благодаря дружбе с шведской писательницей А. Ш. Эдгрен-Леффлер – сестрой учёного-математика Миттаг-Леффлера. Совместно с ней Софья Васильевна написала драму «Борьба за счастье», ставившуюся несколько раз в России. Кроме того Софья Васильевна Ковалевская написала «Воспоминания де­тства», роман «Нигилистка», очерк «Три дня в крестьянском университете в Швеции», «Вос­поминания о Джордже Эллисте» и другие очерки и статьи, печатавшиеся на шведском, русском и других языках. В литературных произведениях проявляются живой и глубокий ум Софьи Васильевны, широта её интересов.

Ведущий. Незадолго до смерти в одном из писем Ковалевская признавалась, что всю жизнь не могла решить, к чему у неё было «больше склонности – к математике или к литературе». Ещё в Москве Софья Васильевна быстро вошла как в научные, так и литератур­ные круги древней столицы. Среди её знако­мых были Менделеев и Тургенев, Чебышев и Достоевский, многие другие учёные и писате­ли. Особенно большое значение для молодой Ковалевской имела дружба с Достоевским. В его журнале «Эпоха», как это подробно рас­сказано в «Воспоминаниях детства», сестра Ковалевской Анна ещё в 60-х годах напечата­ла свои первые повести. Раннее знакомство Софьи Васильевны с Достоевским, вероятно, немало способствовало развитию в ней лите­ратурного вкуса и любви к русской словесно­сти.

Ученица. «Особенно хорошо бывало, когда Достоевский приходил вечером и, кроме него, у нас чужих не было. Тогда он оживлялся и становился необыкновенно мил и увлекате­лен. Общих разговоров Фёдор Михайлович терпеть не мог; он говорил только монологами, и то лишь под условием, чтобы все присутст­вующие были ему симпатичны и слушали его с напряжённым вниманием. Зато, если это условие выполнено, он мог говорить так хоро­шо, картинно и рельефно, как никто другой, кого я ни слышала.

Иногда он рассказывал нам содержание за­думанных им романов, иногда – сцены и эпизоды из собственной жизни. Живо помню я, например, как он описывал нам те минуты, которые ему, приговорённому к расстрелянию, пришлось простоять, уже с завязанными гла­зами, перед взводом солдат, ожидая роковой команды: «Стреляй!» – когда вдруг на место того забил барабан и пришла весть о помило­вании» (Из «Воспоминаний детства» С. В. Ковалевской).

Позднее Ковалевская признавалась, что с детства страстно любила поэзию: «…самая форма, самый размер стихов доставляют мне необычайное наслаждение». Она «с жадностью поглощала все отрывки русских поэтов», какие только попадались ей на глаза, и с пяти лет стала сама сочинять стихи, а в двенадцать – была глубоко убеждена, что станет поэтессой. Однако ранние стихотворные опыты Ковалев­ской затерялись.

Всего через два года (10 февраля 1891 г.) после избрания её членом-корреспондентом Российской Академии С. В. Ковалевская скон­чалась в Стокгольме от воспаления лёгких, которым заболела, возвращаясь после зимних каникул из Италии в Швецию. Ей был всего 41 год. Она была в расцвете своего таланта.

Источник: Николаева Т. Н. «Содействовавшая прославлению русского имени…». (Урок-беседа о С. В. Ковалевской) // Вечерняя средняя школа. – 1995. – № 1. – С. 47–50.

Софья Ковалевская. Формула любви. Гении и злодеи.

https://www.youtube.com/watch?v=IZUAk_y5w9Y

Больше, чем любовь. Софья Ковалевская

https://www.youtube.com/watch?v=JHqQJ8Fy3Tc

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Классное руководство

https://multiurok.ru/blog/klassnoe-rukovodstvo.html

Кольца Сатурна

https://multiurok.ru/blog/koltsa-saturna-1.html

Категория: Всем учителям
02.07.2017 20:50


© 2017 908

Рекомендуем курсы ПК и ПП