СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Согласие родителей: что может педагог-психолог в школе и саду с согласия, а что — без него?
Этот вопрос стабильно вызывает жаркие споры и в чатах, и на педсоветах. Причин несколько, и каждая из них про нашу практику.
1. Разночтения в законе и методичках
ФЗ-273 «Об образовании» (ст. 42) чётко говорит: *психолого-педагогическая помощь оказывается на основании письменного согласия родителей (законных представителей)*. Но в профстандарте педагога-психолога и во ФГОС перечислены функции, которые можно выполнять в рамках образовательного процесса без уточнения о согласии. Отсюда и путаница. Сложно разграничить, где "психологическая помощь", а где часть "образовательного процесса. Прямого документа с такими разъяснениями нет, поэтому граница для многих остается размытой.
2. Скрининг и углублёнка — разные истории
* Скрининговая диагностика, наблюдение, опрос педагогов — во многих методрекомендациях (в т.ч. в реестрах ГППЦ) эти процедуры позиционируются как часть плановой работы, иногда без отдельного согласия. Однако родители расценивают эту работу как "психологическую помощь" и высказывают претензии. * Углублённая диагностика, коррекция, развивающие программы — только при наличии письменного согласия родителей, т.к. это уже работа с личными данными, особенностями психики и развитием ребёнка.
3. Нет единых форм документов
В регионах — свой набор согласий, уведомлений и отказов. Где-то используют комплексную форму на всё сопровождение, а где-то требуют отдельные на каждое обследование. В итоге педагоги-психологи и родители по-разному понимают, что «разрешено».
4. Путаница понятий
Педагогическое наблюдение — часть образовательного процесса. Психологическая диагностика с тестами — уже обследование, требующее согласия. Для многих родителей эти различия не очевидны. А разъяснительная работа со стороны специалистов ведется недостаточно.
5. Этический фактор
Мы хотим вовремя выявить трудности и помочь, но родители опасаются «ярлыков» или лишнего вмешательства. Плюс — разная позиция администрации: кто-то требует согласия на всё, а кто-то, наоборот, минимизирует бумажную работу.
Вывод: споры появляются из-за разрыва между правовыми нормами, методическими рекомендациями и реальной практикой. Решение — прозрачная система согласий, понятные родителям формулировки и чёткое разграничение, где мы наблюдаем, а где диагностируем.
© 2025, Ещенко Валентина Георгиевна 54