СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохраним учебники!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаете ли вы, что школа на обеспечение учебниками одного ученика тратит от 10 до 20 тысяч рублей? Все ли дети и родители понимают, что учебники на безвозмездной основе выдаются школьникам во временное пользование на условиях бережного к ним отношения? Что такое отношением вменяется им в обязанность? И что такая обязанность возникает именно потому, что учебники относятся к школьному имуществу? Взял 18 учебников ‒ верни все 18. Случайно повредил страницу или корешок книги ‒ подклей, приведи в порядок. Согласно ФГОС школа обязана обеспечить каждого учащегося полным комплектом учебников. По нормам в школе каждый учебник должен служить не менее пяти лет. Из этого следует, что школьники должны бережно относиться к учебникам, чтобы количественно и качественно их хватало для передачи следующим классам. При этом внешний вид учебника должен быть презентабельным и не вызывать у пользователей отторжения.

Такой порядок обеспечения школы учебной литературой существовал не всегда. Старшее поколение помнит, как в советское время их родители к началу учебного года покупали комплект учебников за счёт семейного бюджета, без какой-либо государственной компенсации. Справедливости ради следует сказать, что учебники в то время были недорогими. Кроме того, действовал порядок возможной сдачи комплекта учебников в книжный магазин при условии их целостности. Это мотивировало учеников на бережное отношение к учебникам. Деньги, полученные за возврат учебников в книжный магазин, направлялись родителями на покупку учебников для следующего учебного года.

Современные родители освобождены от расходов семейного бюджета на покупку учебников. Вроде бы это хорошо: ведь действующий порядок обеспечения школьными учебниками гарантирует их доступность для всех семей! Но есть обратная сторона этого блага: многие дети и родители обесценивают учебник, халатно относясь к книжному имуществу школы. При этом нередко родители требуют от школы (иногда даже в конфликтной форме), чтобы получаемые учебники были чистыми, крепкими и красивыми. В целом же эта требовательность несоразмерна ответственности школьников и их родителей за полученный у школы в аренду комплект учебников.

Поэтому перед школьной библиотекой возникает проблема: как сохранить учебники, как не допустить их убыль и обеспечить их физическую сохранность. С этой целью в библиотеке ведется учёт сдачи-выдачи учебников, проводятся беседы о недопустимости небрежного и неряшливого отношения к школьным учебникам, учебники ремонтируются ‒ библиотекарями и детьми, проводятся мастер-классы по обучению детей технике изготовления книжных обложек, проводятся рейды по проверке выполнения требования школы по сохранности учебников и к этой работе подключается общество «Книгочей». Классные руководители пишут родителям в вайбер персональные замечания по поводу учебников.

Несмотря на эти меры, нельзя сказать, что в деле сохранности учебного фонда у нас всё ладно. Многие школьники относятся к учебникам варварски. Во время рейдов проверки состояния учебников и акции «Сохрани учебник» из уст школьников то и дело звучат оправдания: «А у нас нет денег на обложки». В ответ приглашаем в библиотеку: «Приходи, дадим бумагу, научим, как сделать обложку для учебника, поможем обернуть учебники». Этот приём помогает, но не всегда. Тогда классный руководитель вторично призывает в вайбере родителей навести порядок с учебниками. Если и это не действует, звучит последнее предупреждение о том, что учебники без обложки и без подписи будут изъяты: в конце концов за родителями остаётся право покупки комплекта учебников в книжных магазинах, и эти учебники действительно можно не подписывать и не обёртывать.

Процедура сдачи-выдачи учебников перед летними каникулами остаётся проблемной. Из-за этого процесс передачи книг в полном объёме ученикам на следующий учебный год затягивается до осени. Бывают ситуации, когда учащийся по разным причинам заканчивает учебный год раньше и уезжает надолго, не подумав о своевременной сдаче учебников. Повторяются утраты учебников под предлогом «а вы нам не давали». Ученик поставил в ведомости подпись напротив перечня выданных учебников, а в конце учебного года утверждает, что часть из них ему не выдавали (?). Этой уловкой пользуются школьники и родители, чтобы снять с себя финансовую ответственности за потерянные учебники.

Опыт показывает, что потери учебников происходят значительно чаще, когда учебники не подписаны. Поэтому с этого учебного года школьная библиотека ввела в качестве обязательного требование подписать учебник на специальном вкладыше, который вклеивается в учебник. Это норма тем более оправдана, что в настоящее время происходит смена учебников в связи с переходом на новое поколение федеральных государственных стандартов. Важно понимать следующее: библиотека может значительно улучшить положение с сохранностью учебников в школе только при поддержке учащихся, их родителей и классных руководителей. Родители должны в этом вопросе быть строгими, поставив под контроль отношение своих детей к учебникам. Что касается школы, она делает все возможное, чтобы обеспечить детей необходимыми качественными учебниками. Если школьнику достался учебник с вырванными страницами, с рваным корешком, изрисованный, нужно обратиться в библиотеку для замены или ремонта учебника.

Отношение к книге, к учебнику является маркером культуры человека и знаком хорошего семейного воспитания. К счастью, таких детей и таких семей у нас в школе много. Воспитанным детям не надо напоминать о необходимости обернуть и подписать учебник. Они бережно обращаются с учебником, как правило любят ремонтировать книги, с удовольствием участвуют в рейдах и акциях, посвященных проверки сохранности учебников.

Действуя сообща, все вместе ‒ дети и родители, классные руководители и школьная библиотека ‒ мы сможем лучше сохранить школьный учебный фонд.

Действуя сообща, все вместе ‒ дети и родители, классные руководители и школьная библиотека ‒ мы сможем лучше сохранить школьный учебный фонд.

Категория: Прочее
06.02.2023 20:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!