СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Познавательное развитие"

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Малыш играет в кубики, куличики, мяч…» — говорим мы, видя ребёнка за занятием. Однако играть в полном значении этого слова дети начинают к трём годам. В раннем возрасте ребёнок исследует предметы, совершает с их помощью простые действия. Тем самым он познаёт окружающий мир. И каждое крохотное открытие приводит его в восторг. Задача педагогов предоставить младшим дошкольникам возможность безопасных и разнообразных исследований.

Дети 1,5–3 лет обладают достаточным уровнем развития моторики и координации движений, чтобы совершать самостоятельные исследования.

Воспитатель первой младшей группы максимально использует исследовательские способности детей.

Образовательный процесс выстраивается по принципу «Ребёнок добывает знания». Адаптируясь к условиям пребывания в детском саду, малыши первое время самостоятельно находят себе занятия. Они рассматривают групповое помещение. Изучают внешность друг друга и запоминают лица. Но эффект новизны окружающей обстановки угасает, и воспитатель становится постоянным генератором исследовательских ситуаций.

Познавательно-исследовательская деятельность раннего дошкольного возраста в ДОУ направлена на решение ряда задач:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира»

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду мы используем разнообразные методы:

наглядные

а) наблюдение

б) рассматривание картин

практические:

а) игра

б) труд в природе

в) элементарные опыты

словесные:

а) рассказ воспитателя

б) чтение художественных произведений

в) ответы на вопросы.

Методы повышения познавательной активности ;

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);

сравнение;

метод вопросов;

экспериментирование и опыты.

Приемы, используемые для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с миром природы:

показ с пояснением

игровой прием

прием вопросов

использование игрового персонажа (животные, птицы)

речевые (процесс говорения как образец)

действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развития их фантазии)

использование музыкальной наглядности

применение выразительных средств речи

Детская любознательность активно привлекается на всех видах занятий в ДОУ: по изучению окружающего мира, творческих (рисование, лепка, конструирование), музыкальных и др. Главное, чему дети учатся на этих занятиях, — способности познавать мир через действие и созерцание.

Среди форм организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для занятий с детьми младшей группы:

  • Проведение опытов и экспериментов. Экспериментирование считается педагогами одним из главных видов детской деятельности наряду с игрой. Чтобы дети были наблюдательными, инициативными и дружными, с ними нужно заниматься. И каждый детский опыт воспитатель воспринимает как открытие и зарождает в детях чувство гордости собой.
  • Коллекционирование. В современной жизни коллекционирование считается увлечением, хобби. Но для детей остаётся способом познания вещественного мира. С детьми 1,5–3 лет рекомендуется собирать гербарии (листьев, цветов), коллекции камней и ракушек, семян и орехов.
  • Наблюдения за природными явлениями или объектами (растениями, насекомыми, птицами). Кажется, организовать наблюдение просто, но внимание детей раннего возраста концентрируется на короткий отрезок времени. Поэтому к изучению объекта возвращаются несколько раз за занятие. Исследования не бывают без наблюдений. Дети учатся изучать объект с разных сторон, многопланово.
  • Познавательные беседы. Эта форма занятия строится на постановке воспитателем проблемных вопросов и поиске ответов подопечными. Проведение беседы в младшей группе требует тщательной подготовки: педагог выбирает вопрос-проблему в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
  • Проектная деятельность. В младшей группе проектная деятельность проходит как совместная деятельность воспитателя, детей и родителей. Исследовательские проекты включают ряд образовательных мероприятий и затрагивают различные сферы детской активности. Дети ставят опыты, просматривают иллюстрированные альбомы и короткие мультфильмы по теме проекта, создают поделки, помогают родителям и педагогу создать стенгазету или коллаж для отчёта.

Проводим следующие игры-экспериментирования: «Теплая-холодная», «Пена», «Ловись рыбка», «Перелей водичку», «Вылови шарик сачком», «Погладим песочек», «Забьем колышек», «Украсим горку», «Украсим полянку», и др.

В этом возрасте в экспериментировании мы ставим цель опыта, помогаем детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляем необходимые действия.Постепенно привлекаем детей к прогнозированию результатов своих действий: "Что получится, если мы подуем на одуванчик?"

Учим детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей.

Выступаем, как партнеры, выясняем с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняем. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность:например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.Затем совместно делаем выводы: вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной и др.

В процессе работы знакомим детей со свойствами и качествами такого материала как камень: они бывают большие и маленькие, тяжелые и легкие, твердые, тонут. Из камней можно делать постройки.

Камни, песок, вода постоянно присутствуют в группе. Вместе с детьми мы изучаем их свойства, играем с ними, делаем поделки, которые впоследствии становятся украшением группы: из камней выложили и раскрасили «Цветик-семицветик», построили дорожку к домику зайчика. Здесь проявляются творческие качества, развиваются воображение и сенсорные способности. Опыт и наблюдения мы повторяем, усложняем, переносим из группы в предметную среду и наоборот. Вообще исследовательскую деятельность, стараемся включать в разные виды деятельности: в игру, непосредственно образовательную деятельность, прогулку.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, мы постоянно пополняем наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т. д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

В процессе работы, играя с детьми, стараемся создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет игры, предлагаем слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.

Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить, дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой, а также способами сделать песок пригодным для лепки.

В процесс познания включаются все органы чувств. Малыш слушает, смотрит, пробует на вкус, улавливает запахи, открывая многообразие признаков предметов. Для этого мы учим малыша способам обследования. Их формирование происходит по мере усвоения ребенком сенсорных эталонов слуховых (шкала музыкальных звуков, речевых фонем); зрительных (спектр цветов, геометрические формы); тактильных (представления о таких свойствах, как горячий - холодный, мягкий - твердый, гладкий - шершавый);обонятельных.

Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире.

Таким образом, можно сказать, что специально организованное исследование – это возможность для грандиозных открытий детей, неиссякаемый источник получения новой информации и положительных эмоций. Осуществление всей этой работы способствовало созданию фундамента умений и навыков детей в области познания окружающего, развития познавательных способностей, активности.

27.07.2023 21:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!