Социально-педагогический проект "Навстречу детям"

Пояснительная записка

На данном этапе развития общества наблюдается яркое противоречие между жизненными реалиями настоящего времени и социальными качествами учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Это противоречие определяет актуальность проекта: поиск путей и средств, повышающих эффективность социализации воспитанников с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната.

                Проект отражает современное понимание процесса воспитания детей данной категории. В настоящее время лица с проблемами в развитии получили равноценное право на обучение и воспитание, на равные возможности в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: "Декларация прав ребёнка" (1969), "Конвенция по правам детей" (1989), "Декларация прав инвалидов" (1975), "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (1989), а также Российскими законами и типовыми положениями: "Конституция Российской Федерации", закон РФ "О социальной защите инвалидов" (1995), новый закон РФ "Об образовании" (2014г.) , типовое положение "О специальном (коррекционном образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии" (1997).

         В соответствии с данными законами, для успешной социальной адаптации детей данной категории необходимо расширять бытовой и социальный опыт.

         Дефицит социального опыта, недостаточная подготовленность их к интеграции в общество оказывает существенное влияние на характер адаптации в новых условиях. Это проявляется в неумении устанавливать личные и деловые контакты со сверстниками и взрослыми, в негативном отношении к участию в трудовых процессах, в неуверенности и незнании, как вести себя в той или иной жизненной ситуации. Очевидна необходимость дополнительной работы по социально-бытовой подготовке воспитанников школ-интернатов.

         Усвоение ребенком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социальную адаптацию. Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств. В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей.

Цель проекта: Развитие мотивации личности, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптации их в современном обществе с учётом психофизического развития.

Проблемы мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья приводит к выводу, что нельзя подготовить воспитанников специальной школы к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, не воспитав у них эмоционально-волевых качеств, не научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи. Только действенная практика укрепляет мотивацию достижения успеха. Ребенок, познавший вкус успеха, перестает чувствовать себя лишним, творчески раскрепощается, адаптируется в новой обстановке. Отсюда вытекают

Задачи проекта:

- Расширение видов творческой деятельности воспитанников в различных направлениях.

- Создание максимальных условий для усвоения учащимися, воспитанниками духовных и культурных ценностей, воспитание уважения к истории и культуре своего народа.

- Изучение интересов и потребностей воспитанников в дополнительном образовании.

- Укрепление здоровья учащихся, воспитанников, формирование здорового образа жизни, удовлетворение потребностей, учащихся в занятиях физической культурой и спортом.

- Социализация их к жизни в обществе.

- Профилактика правонарушений, наркомании, безнадзорности и др. асоциальных проявлений несовершеннолетних.

- Организация содержательного, социального досуга.

- Тесное взаимодействие с семьёй.

Ценность проекта: расширение содержания коррекционной и профилактической помощи, ориентированных на широкий диапазон проблем личностного круга в стандартных условиях современного социума. 

Незрелость эмоций, направленность на удовлетворение примитивных потребностей, снижение самокритичности, нарушения в развитии волевых качеств - все это является факторами, значительно затрудняющими процесс социализации и интеграции   детей с ограниченными возможностями в социум. Сниженная самостоятельность, моторная неумелость приводит к тому, что ребенок становится объектом насмешек со стороны окружающих, исполнителем социальных ролей, которые унижают его достоинство, подвержен различным манипуляциям, ведущих к совершению правонарушений.

В связи с этим, при планировании работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной образовательной среды, мы опираемся на приоритетные коррекционные направления работы: укрепление здоровья и физического развития; творческое развитие; гражданское становление; трудовое воспитание; профессиональное развитие; формирование коммуникативных навыков. 

В целях совершенствования процесса социализации детей с ограниченными возможностями здоровья требуется более глубокое использование потенциала дополнительного образования, который в полной мере осуществляет принцип природосообразности, меняет характер воспитательных отношений, превращая их в партнёрские. Именно здесь включаются механизмы творческого воспитания, потому что имеет место труд не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Ремесло, как вид деятельности, является очень богатым и сложным процессом, в котором принимают участие основные функциональные комплексы нашего организма: воспринимающие (анализаторы, органы чувств), перерабатывающие (мозг), моторные (исполнительские функции). Занятия в кружках декоративно-прикладного творчества, участие в различных выставках, спартакиадах, акциях, трудовых десантах даёт возможность ребёнку увидеть и оценить работы других детей, формирует умение представить свою работу, ответить на вопросы, рассказать о технологии выполнения работы, о себе, что является очень важным для детей, воспитывающихся в условиях ограниченного социума.

Модули реализации проекта:

I.Будущее за нами или как оставаться здоровым и красивым (Охрана здоровья и физическое развитие, бассейн, дни Здоровья, соревнования).

II.Дарим радость людям (Творческое развитие, кружковая работа, мини-альбомы, выставки).

III.Трудовой марафон или бюро добрых услуг (Трудовое воспитание, трудовые десанты, фоторепортажи).   

IV.В мире профессий (Профориентация, альбомы).                                                                                 

V.Мир этики и этикета (Внеклассные занятия, видеосалоны, викторины, праздники)                                                                                   

VI.Интернет-лекторий, информационный центр (работа с родителями, Бюро консультаций, вести проекта).

VII.Профилактика дорожно-транспортного травматизма». (Ознакомление 

       с правилами дорожного движения).

VIII.Воспитание посредством деятельности детской организации «ЮВЭНТА»

Модуль «Будущее за нами или как оставаться здоровым и красивым»

Цель: Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

  1. Привлечь системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни детей с ОВЗ.
  2. Создать условия для формирования ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни.
  3. Создать условия для формирования системы знаний по овладению методами оздоровления организма.
  4. Формировать положительную мотивацию, направленную на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта.

Модуль «Дарим радость людям»

Цель: Самореализация ребёнка с ОВЗ средствами художественного творчества. 

Задачи:

  1. Формировать мотивацию к активному вхождению детей с ОВЗ в социум посредством художественного творчества.
  2. Формировать у детей с ОВЗ чувство прекрасного посредством организации досуговой деятельности.
  3. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру, произведениям художественной литературы, музыкального и изобразительного искусства, в том числе и родного края.
  4. Оптимальным способом использовать изобразительную деятельность в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям с ОВЗ недостатков.

Модуль «Трудовой марафон или бюро добрых услуг»

Цель: Формирование социально-адаптированной личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Формировать навыки коллективной трудовой деятельности.
  2. Развивать трудовые навыки, навыки ответственного и творческого отношения к труду.
  3. Создать условия для развития каждого ребёнка путём вовлечения в различные виды труда сообразно со способностями, интересами и возможностями.
  4. Воспитывать уважение к членам коллектива, бережное отношение к результатам труда.

Модуль «В мире профессий»

Цель: Формирование способности к самоориентации, адекватности выбора профессии в соответствии со своими интересами, склонностями, физиологическими возможностями.

Задачи:

  1. Развивать представления о мире профессий, воспитывать уважение к физическому и умственному труду, воспитывать уважение к рабочему человеку.
  2. Расширять знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере.
  3. Формировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий и сфер трудовой деятельности.
  4. Расширять представления о народном хозяйстве и потребностях в трудовой деятельности.

Модуль «Мир этики и этикета»

Цель: Формирование нравственных ценностей через систему воспитательных мероприятий. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.

Задачи:

  1. Формировать навыки и привычки нравственного поведения.
  2. Обогащать опыт нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности.
  3. Содействовать осознанию важности нравственных качеств в жизни человека.
  4. Создать условия для воспитание межличностных отношений.

Ожидаемый результат

Воспитанники должны знать:

  • О культуре поведения и общения.
  • Понятие «этики» и «этикета», понимать их значение в жизни человека.
  • Нравственные качества человека и важность их в жизни общества.
  • О важности толерантных отношений.

Воспитанники должны уметь:

  • Определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.
  • Приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям.
  • Этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
  • Понимать значение семьи в жизни человека.
  • Понимать важность создания собственной семьи

Модуль «Интернет-лекторий, информационный центр»

Цель: Своевременное обеспечение учащихся и педагогов информацией о реализации проекта. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Задачи:

  1. Создать условия для широкой информации школы и семьи по реализации проекта.
  2. Консультирование родителей посредством публикаций на сайте школы и сайтах педагогических сообществ.
  3. Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
  4. Организация совместной деятельности администрации, педагогов и родителей в воспитании детей.
  5. Активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию в учебно-воспитательном процессе школы.

Основные принципы реализации проекта

Принцип гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; утверждение непреходящей ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям, их вклад в развитие науки, культуры, литературы и искусства.

         Принцип сотрудничества определяет построение взаимоотношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии в соответствии с принципами ненасильственного общения.

Принцип развивающего развития реализуется на основе положения о ведущей роли в развитии воспитанника в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения, учитывающей «зону его ближайшего развития».

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к воспитаннику в зависимости от характера, структуры и выраженности, отмеченных у него отклонений в развитии (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов).

Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей каждого участника (воспитанника), определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.

Деятельностный принцип определяет подходы к содержанию и построению реализации проекта с учетом ведущей для каждого возрастного периода деятельности, в которой не только «вызревают» психологические новообразования, но и создаются условия для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.

Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.

Проект рассчитан для учащихся 5-9 классов.

Срок реализации Проекта    5 месяцев

Этапы реализации

Подготовительный этап: определение целей и задач, разработка плана реализации проекта

Основной этап: реализация плана совместной работы

Итоговый этап: подведение итогов работы, определение дальнейших перспектив

Для достижения положительного результата действия проекта педагогический коллектив использует следующие технологии:

  •     личностно-ориентированные,
  •     групповые, коллективные
  •     коррекционные
  •     Интегративные

Формы работы:

Данные технологии реализуются в беседах, коллективных творческих делах, кружковой работе, посещении бассейна, тренингах, внеклассных занятиях, видеосалонах, трудовых десантах, акциях, экскурсиях, играх, конкурсах, соревнованиях и других формах работы.

Методическое обеспечение

Для реализации поставленных задач в структуру занятий по этике рекомендуется включать следующие компоненты:

  • знакомство с формулировкой этического правила;
  • рассмотрение доступных данной категории воспитанников литературных примеров:
  • анализ жизненной ситуации в рамках тематического занятия;
  • самоанализ поступка;
  • решение игровых задач на изучаемую тему;
  • анализ пословиц и поговорок.

Структура занятия в данной последовательности компонентов отработана в ходе практических занятий и представляется оптимальной. Время, отводимое на занятии для того или иного компонента, можно варьировать в зависимости от состава класса - группы: уровня общего развития детей - психоэмоционального состояния, уровня развития коммуникативных навыков.

Участники программы:

  • Учащиеся, воспитанники специальной (коррекционной) школы- интерната
  • Учителя, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

1.Расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей. (Создание предметных объединений, кружков, студий, клубов).

2.Проведение акций (школьных, поселковых, районных, международных).

3.Создание родительского интернет - лектория.

 

 

07.02.2015 07:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей