СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-педагогические аспекты деятельности тренера в контексте социологии управления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ литературных источников позволяют прийти к заключению о многообразии социально-педагогической деятельности тренера-преподавателя, как в подготовке спортивного резерва, так и в формировании личностных качеств молодежи в контексте социологии управления, прежде всего в повышении социальной активности.

В настоящее время наблюдается четкое разграничение - специализация в работе тренера по управлению контингента спортсменов, с которыми тренер работает: уровень высших достижений (сборные команды страны, элитные клубы), спортсмены - мастера спорта международного класса, мастера спорта; уровень базового спортивного мастерства, где под началом тренера спортсмены - кандидаты в мастера спорта и первого спортивного разряда; уровень массового спорта - спортсмены второго и третьего разрядов; уровень начальной подготовки.

По моему мнению в указанной ранее градации тренеров по уровню контингента спортсменов, только тренеры, работающие в спорте высших достижений, стоят особняком, как бы выше всех остальных коллег по профессиональному цеху. Остальные же тренеры - преподаватели сталкиваются и решают проблемы практически всех трех уровней, начиная со второго, и заканчивая четвертым по принятой нами шкале [2].

Детские тренеры и тренеры студенческих команд имеют хорошие организаторские способности, фанатично преданы своему делу. Ведь они работают не только в сфере ограниченного материального, но и зачастую с отсутствием морального поощрений, как правило, во внеурочное время в выходные и праздничные дни. А это значит, что сами практически не имеют полноценного отдыха.

У тренеров есть широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики учебного заведения, контингента занимающихся и условий. За каждой победой спортсмена стоит огромный труд тренера, его интеллект, его преданность своему делу. Тренер чаще проигрывает, чем выигрывает, он проигрывает с того момента, когда начинает тренировать. Необходимо помнить, что важное качество в работе тренера - признание своих ошибок, а они неизбежны. Ведь идет творческий поиск оптимальных, управленческий и педагогических решений.

Нередко в настоящее время о тренерах в средствах массовой информации (СМИ) можно встретить (особенно о тренерах, работающих со спортсменами уровня высших достижений), что они являются кризисными управляющими, тренерами критических ситуаций, тренерами последней черты, тренерами «оголенных нервов», тренерами импульсивных решений. Но ведь тренеры студенческих команд, как правило, находятся в точно таких же ситуациях, при этом не получая за свой труд достойного как финансового, так и морального поощрения, а зачастую простого человеческого внимания и понимания руководства.

В новых же экономических условиях тренеры решают не только проблемы отбора, обучения и воспитания своих подопечных, прививая им любовь к занятиям спортом, без которой невозможно вырастить высококвалифицированный резерв для лучших спортивных коллективов страны, но при этом также вынуждены сами находить финансовую поддержку всех своих проектов, начиная с организации выездов на соревнования, их проведения на местах, и заканчивая обеспечением команды спортивной формой и поиска залов для занятий. Ведь даже спортсмены-победители и призеры чемпионатов студенческих лиг России не имеют денежного вознаграждения.

Процесс технико-тактического совершенствования мастерства спортсменов - беспределен при заинтересованном отношении самих спортсменов к собственной подготовке. Во взрослом возрасте, да и не только, довольно трудно чему-нибудь научить, а насильно - почти невозможно, но сами спортсмены могут научиться очень многому. И вот именно в этот момент тренеру порой приходится не столько внушать, что делать и как делать, столько объяснять, растолковывать, превратить спортсмена в союзника, реализующего тренерские идеи. Делать то, что необходимо команде в данный момент[4].

Специфика воспитательной работы в спортивных командах и спортивных секциях состоит в том, что тренер-преподаватель может проводить ее во время учебно-тренировочных занятий, на тренировочных сборах, спортивно-оздоровительных лагерях, в пути на соревнования, где используется и свободное время. Особенно полезно, да и позволяет время, проводить индивидуальные беседы со спортсменами в дни соревнований на выезде. Именно индивидуальные беседы раскрывают тренеру многие нюансы взаимоотношений игроков в коллективе и способствуют принятию правильных управленческих решений по созданию крепкого, боеспособного спортивного коллектива.

Тренеры убеждены, что участие в спортивных соревнованиях - прекрасная возможность научиться правильно реагировать на успех и неудачи, в частности потому, что здесь последствия победы или проигрыша гораздо менее серьезны, чем в реальной жизни. Соревнованиям отводится важное место в воспитательной работе. Воспитываются не только общечеловеческие ценности, но и обращается серьезное внимание на этику спортивной борьбы на площадке и вне ее. Игроков настраивают как на достижение победы, так и на проявление морально-волевых качеств. Именно соревнования являются средствами контроля за качеством воспитательной работы в команде. В ходе, которых тренер, наблюдая за поведением, высказываниями своих воспитанников, может сделать вывод о формировании у них тех или иных качеств [7].

Таким образом, в данной статье представлен многолетний опыт тренерской работы и проанализирован социально-педагогический аспект деятельности тренера-преподавателя по подготовке спортивного резерва различного уровня, наряду с проблемами формирования личностных качеств молодежи. Показано, что многосторонняя деятельность тренера оценивается не только спортивными результатами его воспитанников, но и имеет значительно более широкий круг воздействия на своих подопечных и, прежде всего в плане социальной активности личности.

Категория: Физкультура
27.02.2017 17:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!