СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

?Социально-психологические особенности феномена детей индиго

Нажмите, чтобы узнать подробности

Полякова Анастасия Сергеевна

студентка 2-го курса факультета непрерывного образования Российского государственного университета правосудия, г. Воронеж

Социально-психологические особенности феномена детей индиго

Мнение научного руководителя. Проведенное исследование является самостоятелдьной работой студентки. Программой изучения психологии социально-правовой деятельности не предусмотрено изучение психологии "индиго". А. Полякова выходит за рамки программы, видимо потому, что ей, успевающей на "отлично" становится тесно в этих самымх рамках.

Тем интереснее работа, имеющая очевидные научно-популярные тенденции.

Статья опубликована в Материалах международной конференции.

Изучение социально - психологических особенностей детей «индиго» представляется актуальным и своевременным на фоне социальной стратификации молодежи, кризиса ценностей в подростковой среде, традиционных проблем семейных взаимоотношений в психологических системах детей и взрослых.

В отношении детей «индиго», как это следует из научно-популярной публицистики, необходимо на самом раннем этапе детского развития, суметь распознать их особенности, научиться понимать их и подготовить общество к продолжающейся динамике их появления.

Это объясняется тем, что психика детей «индиго» имеет характеристики неустойчивости и обостренной ранимости. Именно поэтому важно принимать их такими, какие они есть, не отторгая и не уничижая их исключительность, т.к. в противном случае эти дети становятся изгоями в обществе во взрослом возрасте.

Эти и другие психологические особенности социальных отношений к детям «индиго» стали предметом настоящей статьи. Актуальность проблемы обусловила постановку двух исследовательских задач, которые решались в рамках социального проектирования при изучении дисциплины: «Психология социально-правовой деятельности». Это: определение социально-психологических признаков феномена «индиго» в детях и определение психологических особенностей отношения общества к детям «индиго» при их взрослении.

Как известно, восточная традиция современной науки предполагает обращение к интуитивному осмыслению мира, приоритету духовных ценностей в созерцательно-медитативных способах познания, противоположных чувственно-эмпирическим и абстрактно-теоретическим методам, характерным для западной ментальности.

Именно поэтому основные характеристики детей «индиго», а именно цветовые особенности ауры, т.е. своеобразного ореола, нимба, особого энергетического поля вокруг физического тела человека, невидимые обычным зрением, невозможно подвергнуть психологической диагностике, исследовать, измерить и доказать средствами официальной науки. Энциклопедические источники в области психологии подчеркивают тот факт, что сам термин «аура» не имеет в науке сколь-нибудь устойчивой концептуализации. Т.е., данный термин – не научен. Так называемый «ауратический опыт» опирается на терминологию, которая, например, к области формирования общекультурных компетенций будущего юриста не может быть применена: такие семиотические характеристики ауры, как «мироощущение экстаза», «тотемическая иллюзия», «невыразимая прелесть» и т.д. с успехом могут применяться, разве, что в эзотерике, оккультизме, антропософии и парапсихологии.

Но официальная наука не может отбросить и тот факт, что медитативные опыты буддистских монахов имеют феноменальные результаты [1, 262-279.], методы лечения и профилактики болезней, эффективность и безопасность которых не объяснена наукой [5] эффективны. Типичными примерами последнего являются широко распространенные гомеопатия, акупунктура, натуропатия, «энергетическая медицина».

Тем интереснее для современной психологии феномен детей «индиго».

Нужно признать, что их появление в 70-80-е гг. прошлого столетия было неожиданным на фоне статистики детской и подростковой преступности, устойчивой тенденции распространения не только СПИДа, но и «новых» диагнозов: «синдрома дефицита внимания» и «синдрома гиперактивности» [2].

При этом, исследователями по результатам наблюдений были сформулированы общие отличительные характеристики этих детей, проявляющиеся во внешних поведенческих признаках [3, 236].

К этим признакам относится: повышенная потребность к религиозной духовности; развитость не по возрасту волевых качеств, силы воли; многовекторность умственной деятельности; высокоразвитость интуиции и мыслительных способностей, не соответствующие общепринятым нормам; уникальные способности в освоении речи (языка), чтения книг и правил счета; осознание своей уникальности и ожидание ее поддержки со стороны взрослых; глубокая рассудительность в суждениях и стремление противостоять социальному неравенству по отношению к ним.

К. и Дж. Кэрролл предлагают два способа определения первичных признаков определения детей «индиго» [4, 33-34].

Первый способ основан на внимательном отношении к ребенку, исходя из эмоциональных и иных признаков его поведения. Если ребенок «трудный», не обычный - необходим тест на одаренность по тем параметрам, которые в известной тестологии концепции IQ, покажут результаты, соответствующие высокому уровню (130 и выше). При этом, необходимо учитывать, что результаты освоения общеобразовательной программы в школе могут быть на среднем уровне.

Второй способ заключается в том, что если ребенок диагностирован, как «гиперактивный» или удручен из-за дефицита внимания к нему, необходимо определить его склонности к разрушительному поведению, и если диапазон ответных реакций ребенка на замечания взрослых определяется категорическим не приятием прямых просьб и убеждающих воздействий, есть вероятность, что такая реакция ребенка на «правильное поведение» - показатель его исключительности.

В любом случае, замечено, что таким детям требуется повышенное внимание взрослых. И дело здесь не в эгоцентричности личности ребенка. Так называемая «гипервозбудимость» не является болезнью. Обычные детские шалости легко отличаются от поведенческой реакции на отношение к ребенку родителей, когда более слабый утверждает себя в своем праве быть самим собой. Подавление в данном случае «своевольности» и детских каприз - непростительная ошибка родителей, которые тем самым могут спровоцировать в дальнейшем устойчивость к деструкции или девиантному поведению подростка. Непонимание таких детей и их непринятие сверстниками, любой коммуникативной средой их взросления – это проектируемый семьей социальный риск процесса взросления детей индиго.

Век современных технологий, информационная основа современного общества оказывают влияние и на развитие психики человека. В этом смысле, возможно, психика, как естественнонаучная дефиниция, подвергается плавным эволюционным изменениям. Возможно, и появление детей «индиго» - результат этой эволюции. Статистических данных, подтверждающих повсеместное рождение детей «индиго» нет, т.к. соответствующие критерии не внесены в отчетные показатели органов государственной статистики в сфере социально-правовой деятельности. Можно лишь констатировать, отдельные факты таких «эволюционных проявлений». Медики, например, давно «сигнализируют», что новорожденные дети появляются на свет с изначальной фиксирующей способностью взгляда: фиксация в данном случае зрения на предмете – уникальность, т.к. любой учебник по физиологии утверждает: первые две недели у младенца устойчивое «перевернутое зрение». И никакой мистики в этом нет.

А. Маслоу в своих исследованиях предсказал «трансперсональную психологию» - психологию, выходящую за пределы человеческих способностей, понимая последнее в качествах общепринятых способностей личности. Возможно, дети «индиго» - первые объекты научного рассмотрения трансперсональной психологии в будущем науки.

Список литературы:

1. Жуковская Н. Л. «Феномен Итигэлова»: версии религиозные, научные, антинаучные и другие // О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1969 - 2011 / Н. Л. Жуковская, В. И. Корнев. - М.: Ориенталия, 2013. - 480 с.

2. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. «Дети индиго»: психологическая реальность или психологический миф? Между одаренностью и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31. С. 73-75.

3. Рахматуллин Т.Г., Рахматуллин М.Т. Дети индиго как необычная форма проявления одаренности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 236-242.

4. Тоубер Д., Кэрролл Л. Дети Индиго. – М.: София, 2004. - 288 с.

5. Science and Technology: Public Attitudes and Public Understanding [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nsf.gov/statistics/seind02/c7/c7s5.htm

Категория: Всем учителям
14.03.2015 12:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!