СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С рождения назвали Светой,
А значит - свет нести должна.
И солнечным теплом согрета.
Душа от солнца мне дана.
Дарить себя всю без остатка,
Забыв про сон и про покой.
И хоть порой совсем не сладко -
Но не хочу судьбы иной.
Приоритетным в работе учителя считаю то, что каждый ребенок должен быть окутан заботой, теплом, лаской и вниманием. Только в условиях абсолютной уверенности каждого ребёнка в своей защищённости возможны позитивное общение учащихся в классе, проявление со стороны детей инициативы и ответственности.
Мой педагогический опыт был всегда направлен на взаимодействие с учениками, создание благоприятного социально-психологического климата, на признание индивидуальности каждого ребенка. В 2011 году 3А класс остался без классного руководителя. Я стала работать в классе, в котором не был сформирован коллектив, атмосфера в классе была неблагоприятной. Каким открытием для меня стала «нежная педагогика» Н.Е. Щурковой, в которой я нашла подтверждение своим взглядам на воспитание и узнала новые для себя приемы работы.
Насколько социально – психологический климат будет благоприятным, во многом зависит от учителя, от его умения настроить детей на предстоящую работу и умения обеспечить благоприятное самочувствие и состояние каждого ребёнка.
Начнём с ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ:
Важно в пластическом образе учителя :
- отсутствие угрожающей позы («пистолет», «лев перед прыжком», «граната в кармане», «воинственный петух»…)
И, наоборот, важно присутствие:
- открытой позы (отсутствие «замка» рук, ног);
- «прямая диагональ» ( небольшой наклон к партнёру общения);
- развёрнутые ладони в сторону партнёра общения;
НЕЖНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ к личности ребёнка:
* Отсутствие в речи: слова «НЕТ»,
ГЛАГОЛОВ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.
Они должны быть заменены: просьбой: «ПОЖАЛУЙСТА…»
вопросом: « А ты как думаешь?…»
* Важна педагогическая поддержка.
« ТЫ ХОРОШО СКАЗАЛ…»
« ТЫ ПРОСТО УМНИЧКА…»
«ТЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ Ч ЕЛОВЕК..»
Кроме перечисленного существует еще ряд приемов позволяющих поддерживать благоприятный психологический климат в классе. На некоторых из них хочу обратить ваше внимание:
*«Я - сообщение».
Не должно быть оценки ребёнка.
«Я ВСЕГДА ТАК НЕРВНИЧАЮ, КОГДА ЛЮДИ ОПАЗДЫВАЮТ, НЕ СЛУЧИЛОСЬ ЛИ С НИМИ ЧЕГО - НИБУДЬ».
«МНЕ ВСЕГДА…», «У МЕНЯ ВСЕГДА…».
*Акцент на обстоятельства.
«У ТЕБЯ БЫЛИ СЕРЬЁЗНЫЕ ПРИЧИНЫ, РАЗ ТЫ НЕ ВЫПОЛНИЛ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». ( Тем самым мы не допускаем и мысли, что д/з можно не делать).
*«Мягкое корректирование» недостойных действий детей.
«ВЫ, НАВЕРНОЕ, НЕ ПОДУМАЛИ…»
«САМ НЕ ОЖИДАЛ?» «ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ? КАК ТЫ ПРИ ЭТОМ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ? ДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ БЫЛО ХОРОШО».
*Умение защищать индивидуальные своеобразия личности.
Не давать обругивать других детей
«ЗАТО ОН УМЕЕТ ДРУГОЕ…»
*Умение допускать возражение и высказывание другой точки зрения.
«КАК ХОРОШО, ЧТО ТЫ НЕ СОГЛАСЕН…ИНАЧЕ МИР БЫЛ БЫ СЕРЫМ И ОДНООБРАЗНЫМ…»
*Умение предоставить свободу выбора:
Н-р», ВЫ МОЖЕТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ В ЛЮБОМ ПОРЯДКЕ».
Или, « ВЫУЧИТЕ ЛЮБУЮ СКОРОГОВОРКУ НА ВЫБОР».
*Умение создавать ситуацию успеха.
Успех формирует уверенность в своих силах, достоинство, радостное проживание момента творческого напряжения.
Успех определяет статус ребёнка в группе, товарищеские связи его с детьми, а так же положительно влияет на семейные отношения ребёнка с родителями.
Учитель обучает детей замечать успешность товарища:
«Он не умел – теперь умеет»,
«Он не знал – теперь знает»,
«Он не любил - теперь ему понравилось это делать?»
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:
«ВЫ УМЕЕТЕ…», «ВЫ ЗНАЕТЕ…».
- Надо найти повод для первичного положительного подкрепления.
«НАЧАЛО ХОРОШЕЕ…», «ВИДНО, ЧТО РАБОТА ПОЛУЧИТСЯ ИНТЕРЕСНОЙ»,
- Чуть позже, учитель публично оглашает первые удачные шаги в исполняемой работе, акцентируя внимание на детали.
- Если работа удачна, то в финале высоко оцениваются детали исполнения.
«ВОТ ЭТО ОСОБЕННО ХОРОШО…»
На базе успеха плодотворно выстраивается воспитание личности.
Педагогическая профессиональная деятельность сложна тем, что она требует постоянного внимания к личности ребёнка и создания благоприятного психологического климата для его развития.
Благоприятная атмосфера в классе, уверенность в своей успешности и защищённости – условия для позитивного общения учащихся и проявления инициативы, ответственности со стороны детей.
© 2015, Суфиянова Светлана Рабисовна 401