СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

С рождения назвали Светой,  

А значит - свет нести должна.

И солнечным теплом согрета.

Душа от солнца мне дана.

Дарить себя всю без остатка,

Забыв про сон и про покой.

И хоть порой совсем не сладко -

Но не хочу судьбы иной.

 

          Приоритетным в работе  учителя считаю то, что каждый ребенок  должен быть окутан заботой, теплом, лаской и вниманием. Только в условиях абсолютной уверенности каждого ребёнка в своей защищённости возможны позитивное общение учащихся в классе, проявление со стороны детей инициативы и ответственности.

 Мой педагогический опыт был всегда направлен на взаимодействие с учениками,  создание благоприятного социально-психологического климата, на  признание индивидуальности  каждого ребенка.  В 2011 году 3А класс остался   без классного руководителя.   Я стала работать в классе, в котором не был сформирован коллектив, атмосфера в классе была неблагоприятной. Каким открытием для меня стала «нежная педагогика»  Н.Е. Щурковой, в которой я нашла подтверждение своим взглядам на воспитание и узнала новые  для себя приемы  работы.

      Насколько социально – психологический климат будет благоприятным, во многом  зависит от учителя, от его умения настроить детей на предстоящую работу и умения  обеспечить благоприятное самочувствие и состояние каждого ребёнка.

Начнём с ПЛАСТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ:

  Важно в пластическом образе учителя :

 - отсутствие угрожающей позы («пистолет», «лев перед прыжком»,        «граната в кармане», «воинственный петух»…)

 И, наоборот, важно присутствие:

-  открытой позы (отсутствие «замка» рук, ног);

-  «прямая диагональ» ( небольшой наклон к партнёру общения);

-  развёрнутые ладони в сторону партнёра общения;

  НЕЖНОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ к личности ребёнка:

*  Отсутствие  в речи: слова «НЕТ»,

ГЛАГОЛОВ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ.

 Они должны быть заменены:  просьбой: «ПОЖАЛУЙСТА…»

                                       вопросом: « А ты как   думаешь?…»

*  Важна педагогическая поддержка.

 «  ТЫ  ХОРОШО   СКАЗАЛ…»

 « ТЫ ПРОСТО УМНИЧКА…»

  «ТЫ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ Ч ЕЛОВЕК..»

Кроме перечисленного существует еще ряд приемов позволяющих поддерживать благоприятный  психологический  климат в классе.  На некоторых из них хочу обратить ваше внимание:

*«Я - сообщение».

Не должно быть оценки ребёнка.

«Я  ВСЕГДА ТАК НЕРВНИЧАЮ, КОГДА ЛЮДИ ОПАЗДЫВАЮТ, НЕ СЛУЧИЛОСЬ  ЛИ С НИМИ  ЧЕГО - НИБУДЬ».

«МНЕ ВСЕГДА…», «У МЕНЯ ВСЕГДА…».

*Акцент на обстоятельства.

«У ТЕБЯ БЫЛИ СЕРЬЁЗНЫЕ ПРИЧИНЫ, РАЗ ТЫ НЕ ВЫПОЛНИЛ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ». ( Тем самым мы не допускаем и мысли, что д/з можно не делать).

*«Мягкое корректирование» недостойных действий детей.

«ВЫ, НАВЕРНОЕ, НЕ ПОДУМАЛИ…»

«САМ НЕ ОЖИДАЛ?» «ЧЕГО ТЫ ХОЧЕШЬ? КАК ТЫ ПРИ ЭТОМ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ? ДЕЛАЙ ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЕ БЫЛО  ХОРОШО».

*Умение защищать индивидуальные своеобразия личности.

Не давать обругивать других детей

«ЗАТО ОН УМЕЕТ  ДРУГОЕ…»

*Умение допускать возражение и высказывание другой точки зрения.

«КАК ХОРОШО, ЧТО ТЫ НЕ СОГЛАСЕН…ИНАЧЕ МИР БЫЛ БЫ СЕРЫМ И ОДНООБРАЗНЫМ…»

*Умение предоставить свободу выбора:

Н-р», ВЫ МОЖЕТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЯ В КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ В ЛЮБОМ ПОРЯДКЕ».

Или, « ВЫУЧИТЕ  ЛЮБУЮ  СКОРОГОВОРКУ НА ВЫБОР».

*Умение создавать ситуацию успеха.

Успех формирует уверенность в своих силах, достоинство, радостное проживание момента творческого напряжения.

Успех определяет статус ребёнка в группе, товарищеские связи его с детьми, а так же положительно влияет на семейные отношения ребёнка с родителями.

Учитель обучает детей замечать успешность товарища:

«Он не умел – теперь умеет»,

«Он не знал – теперь знает»,

«Он не любил - теперь ему понравилось это делать?»

 

АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА:

  1. Благоприятная атмосфера. Доброжелательность снимает психические зажимы, освобождает ребёнка от страха быть неуспешным и подвергнуться осмеянию.
  2. Оглашая предстоящую работу, необходимо объяснить, что эта работа важна.
  3. Предвосхищая успех, педагог выделяет достоинства детей, которые обязательно помогут им справиться с работой.

«ВЫ УМЕЕТЕ…», «ВЫ ЗНАЕТЕ…».

- Надо найти повод для первичного положительного подкрепления.

«НАЧАЛО ХОРОШЕЕ…», «ВИДНО, ЧТО РАБОТА ПОЛУЧИТСЯ ИНТЕРЕСНОЙ»,

- Чуть позже, учитель публично оглашает первые удачные шаги в исполняемой работе, акцентируя внимание на детали.

- Если работа удачна, то в финале высоко оцениваются детали исполнения.

«ВОТ ЭТО ОСОБЕННО ХОРОШО…»

На базе успеха плодотворно выстраивается воспитание личности.

Педагогическая  профессиональная деятельность  сложна тем, что она требует постоянного внимания к личности ребёнка и создания благоприятного психологического климата для его развития.

Благоприятная атмосфера в классе, уверенность в своей успешности и защищённости – условия для позитивного общения учащихся  и проявления инициативы, ответственности со стороны детей.  

Категория: Всем учителям
12.01.2015 19:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!