СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социализация детей с задержкой психического развития в условиях детского сада комбинированного вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дошкольный возраст – ответственный период в развитии, являющийся первоначальным становлением личности ребенка и его социализации, на процесс которой оказывают влияние индивидуальные особенности, психические состояния, уровень сформированности навыков общения и формы взаимодействия ребенка с окружающими. В общении ребенка со сверстниками возникают сложные взаимоотношения, влияющие на развитие его личности. Трудности в отношении с окружающими у детей с задержкой психического развития связаны с несформированностью формы общения, неразвитостью коммуникативных навыков, замедленным эмоционально-личностным развитием.

Ведь, именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Это и есть истоки социализации. Что бы понять, что такое социализация – обратимся к словарю: «Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». (БЭС – большой энциклопедический словарь.)

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в тоже время это самый незащищенный ее этап.

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Современные исследователи (А.В. Мудрик, С.А. Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:

- адаптация к социальному миру;

- интеграция и принятие социального мира как данности;

- дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем [3].

Р.Д. Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как не имеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что испытывают трудности при обучении по общеобразовательным программам [4].

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории.

Рассматривая клинический аспект, Н.Ю. Борякова отмечает следующие характерности детей с ЗПР:

- незрелость форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности;

- эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов;

- недоразвитие межличностных компонентов;

- низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;

- неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;

- хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;

- гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков [1].

Психолого-педагогический аспект характеризуется:

- нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);

- нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления и т.д.;

- общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;

- низкое развитие игровой деятельности;

- не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности [1].

Таким образом, задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

В нашем дошкольном учреждении вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Важным для педагогов детского сада является положительный психолого-эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе. Уроки проводятся методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, поисково-исследовательских методов, игровой деятельности. Педагоги стараются, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости, чтобы они приходили на занятия и уходили с урока со светлыми, веселыми лицами, с огоньком в глазах и любовью в сердце. Главное – верить, понимать, что происходит в их душах, смотреть на мир их глазами, наполнить любовью и добротой каждое мгновение [2, с. 56].

В начале дошкольного периода обучения это совершенно беспомощные дети: многие из них не умеют говорить, играть со своими сверстниками, не владеют навыками самообслуживания. Всему, чему обычный ребенок учится в семье, детей нашего детского сада приходится долго и упорно обучать. Такие дети нуждаются в особом подходе и особой организации обучения и воспитания. Каждый учебный год начинается с комплексной диагностики детей, в ходе которой определяется актуальный уровень развития ребенка. После тщательного обследования педагоги намечают пути коррекционного воздействия и составляют рабочие программы, индивидуальные маршруты развития каждого ребенка. В конце года проводится итоговая диагностика, на основе которой определяется эффективность реализации индивидуальной программы. Программа обучения в детском саду построена так, что позволяет максимально компенсировать и скорректировать недостатки задержки психического развития. Особое внимание обращается на социальное, эмоциональное развитие, на навыки коммуникативного поведения, что помогает ребятам наиболее полно адаптироваться в социуме.

Педагоги, работающие с детьми, имеющими задержку психического развития, сталкиваются с целым рядом трудностей. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей. Осложняется процесс социализации детей с ЗПР и трудностями в общении. Ребенок с ЗПР, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными. Слабо формируется умение пользоваться средствами речевого этикета, принятого в обществе. Дети испытывают затруднения при оформлении адекватного речевого высказывания, допуская ошибки в его правильности, точности, логичности, чистоте и уместности высказывания.

Учитывая вышеперечисленные проблемы, необходимо отметить, что социализация ребенка с ЗПР возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих подготовку к самостоятельной жизни. Немало важно для более эффективной социализации детей ранняя диагностика, чем раньше выявлен дефект у ребенка, тем раньше начинается работа по коррекции нарушения развития. Значит, чем раньше начата коррекционная работа, тем легче такому ребенку адаптироваться в обществе.

Главный принцип в работе с такими детьми – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, выполнение соответствующих правил поведения должны стать для таких учащихся привычкой.

Для развития социального, эмоционального и интеллектуального потенциала ребенка и формирования его позитивных личностных качеств у нас в детском саду создана коррекционно-развивающая среда, проводятся специализированные занятия с воспитателями, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыке.

Основополагающим в коррекционно-развивающей работе является познавательное развитие. Данное направление включает в себя сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений, формирование игровой, конструкторской и исследовательской деятельностей, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование коммуникативных способностей.

Занятия по познавательному развитию проводит учитель-дефектолог с обязательным сочетанием различных форм коррекционной работы (индивидуальных, подгрупповых). В основе всей коррекционной работы детей с ЗПР лежит концентрический полисенсорный метод воспитания и обучения. Все обучение происходит по лексическим темам, которые повторяются из года в год с усложнением материала.

Большая роль в социализации детей с ЗПР отводится обучению сюжетно-ролевой игре. Самостоятельно, без специального коррекционного обучения сюжетно-ролевая игра у данной категории детей не формируется. Учитель-дефектолог учит, а воспитатели закрепляют с детьми различные сюжетно-ролевые игры. Педагоги учат детей играть вместе, в процессе игр пользоваться речью, разворачивать сюжет, учат брать на себя роль, действовать в соответствии с ней; воспитывают правила культурного поведения.

Воспитанники нашего детского сада получают квалифицированную логопедическую, психологическую помощь. Учитель-логопед развивает слуховое восприятие, обучает правильному звукопроизношению. Педагог-психолог развивает психические процессы у детей. Знакомство детей с миром прекрасного происходит через приобщение к искусству пения. Знакомство с музыкой происходит в разных формах деятельности: занятиях, праздниках, развлечениях.

Таким образом, благодаря усилию всего педагогического коллектива МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №18», происходит успешная социальная адаптация детей в общественную жизнь.

Литература

1. Борякова Н.Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития // Коррекционная педагогика. 2003. №2.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений. СПб: Речь, 2004. 272 с.

3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997. 96 с.

4. Тригер Р.Д. Писхологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб: Питер, 2008. 192 с.

17.10.2020 13:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!