СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологический портрет современной молодежи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация.

В статье разбирается и описывается социально-психологический портрет современной молодежи. Внимание уделяется влиянию социальных сетей, социальных установок, стереотипов и поведенческих паттернов, реализующихся не только в рамках сетевого взаимодействия, но и реального на формирование личностей.

Ключевые слова: возраст, молодёжь, современные цифровые технологии, психологические качества, социальные представления.

Socio-psychological portrait of modern youth

M.A. Pravednikova, SBPEI SR"Technological College named after N.D. Kuznetsov"

Abstract.

The article examines and describes the socio-psychological portrait of modern youth. Attention is paid to the influence of social networks, social attitudes, stereotypes and behavioral patterns, which are realized not only in the framework of network interaction, but also in real life, on the formation of personalities.

Keywords: age, youth, modern digital technologies, psychological quality, social representations.

В современном мире идёт постоянная смена укладов, на данный момент общество находится на новом этапе своего развития. Мировая глобализация вынуждает формировать и видоизменять модели поведения людей. Современное общество России стремится интегрировать западные модели поведения в обществе. При решении социально-экономических и политических проблем у современного общества, проступают и выходят на первый план социально-психологические и личностные проблемы.

Устройство социального характера включает психологические и социальные черты. Разберем культурную и социальную жизнь современной молодежи, и их неотъемлемые атрибуты – индустрию развлечений, современные средства массовой информации, рекламу, потребительское поведение, интернет, телевидение.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. Молодёжь характеризуется, как поколение людей, преодолевающих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, культурные, образовательные, профессиональные, и другие функции общества. В зависимости от исторических условий и рамок возрастные критерии молодёжи варьируются от 16 до 35 лет [1].

Позже более развернутое определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь- это социально-демографическая группа, выделяемая на основе суммы возрастных характеристик, особенностей социального положения в обществе и обусловленных тем и другим социально-психологическим свойством. Молодость как конкретная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её точные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации» [2].

Жизнь современной молодежи, также, как и любой другой социальной группы, характеризуется социально-экономическими и политическими условиями общества, в котором она существует. Социальные ориентиры, избранные молодежью, во многом определяют будущее всего общества страны. Россия в настоящее время переживает системный кризис, процесс испытания зарубежного опыта и формирования собственных путей развития особым образом сказывается на молодёжи. Молодёжь как значимая часть общества не только участвует в этих процессах, но и ощущает на себе социальные, экономические, нравственные последствия проводимых реформ, особенно студенческая молодежь, которая является наиболее социально активной группой данной общественной группы.

Обсудим ключевые условия формирования современного общества: нацеленность на потребление, путем создания искусственных потребностей у молодёжи, влияние на чувства и эмоции потребителей; применение цифровых коммуникационных технологий для расширения границ общения, познания, скорости обмена информацией; влияние на поведение людей, чувства, вкусы, манипулирование и внушение.

Рассмотрим психологические черты современной молодежи.

  1. Отношение молодежи к окружающему миру. Мир воссоздается по собственному сценарию, не имея серьезных препятствий и ясных границ. Осуществляется это при помощи достижений технологического прогресса в области средств коммуникации. Современная молодёжь отрицает многие правила поведения, ограничения и запреты [3].
  2. Отношение молодого человека к себе. Сейчас молодые люди под воздействием интернета, социальных сетей, видеоигр, телевидения, средств массовой информации начинают подрожать и копировать паттерны поведения известных и знаменитых личностей. Стремятся к групповой принадлежности, являются разного рода фанатами. У них прослеживается рыночная направленность, они являются потребителями.
  3. Отношение молодых людей к работе и свободному времени. Часть современной молодежи готова много трудиться ради достижения успехов в карьере и возможности иметь доступ к различным развлечениям и активному потреблению. Другая часть во главу угла ставит наличие свободного времени, хобби, досуг. Важным фактором для них является позитивная атмосфера в рабочем коллективе больше, чем карьерное продвижение и зарплата. Большинство современной молодежи ориентировано на потребительское поведение с расчетом получить положительные эмоции, всплески адреналина.
  4. Отношение молодежи к окружающим. Для многих связь с обществом вокруг носит виртуальный характер и происходит посредством социальных сетей, интернета и прочих современных мультимедийных технологий, что в свою очередь значительно сокращает дистанцию для знакомств и общения с людьми из разных профессий, разных точек земного шара и имеет более интернациональный масштаб, чем раньше. Современная молодежь меньше направлена к близкому и более глубокому общению, основанному на заботе и внимании. У большинства молодых людей проявляется и формируется инфантилизм [4].
  5. Отношение молодых людей к получению образования и саморазвитию. Сегодня для молодежи высокую ценность представляет прикладное знание, основанное на взаимодействиях и современных цифровых технологиях. Молодежь старается полной мере использовать современные способы получения знаний и пытается применять их на практике. Огромную роль в этом играет интернет, в котором содержится огромное количество полезной информации. Подавляющее большинство времени тратится на самообразование, повышение квалификации на разнообразные курсы, тренинги, а также многие стремятся получать новые современные специальности, которые являются востребованными на рынке труда.
  6. Стиль жизни современной молодежи. Современный молодой человек понимает красоту мира согласно новым веяниям времени. Сейчас красота представляет собой способ самовыражения. Многие создают собственный стиль одежды, модель поведения и стараются выставить это напоказ, чтобы получить обратную связь от окружающих. Такие личности предприимчивы и креативны и для них не имеет особого значения, чтобы обратная связь была именно положительной. Креативность у активных людей находи выход через самопрезентацию, а у пассивных через копирование и руководство. Пассивные люди подвержены влиянию рекламы, символов, брендов, в следствии чего они являются основными потребителями [5].
  7. Мышление и восприятие молодыми людьми окружающей действительности. В современном мире настрой и образ мышления являются свободным и ассоциативным. Внимание современной молодежи привлекают в большинстве своём острые и сильные ощущения, способные значительно поднять уровень адреналина в крови. Для таких людей важно визуальное представление [6]. Именно поэтому сейчас особой популярностью пользуются проекты с различного вида розыгрышами, пранками над людьми.
  8. Общественная и личностная ценность современных молодых людей. У нынешней молодежи составляется своя система ценностей. Молодые люди почтительно и с уважением относятся к чужим ценностям, но не допускают попыток других людей изменить свои собственные представления о системе ценностей. Молодые люди активно поддерживают ценности равенства, толерантности свободы и независимости [7]. Они более спокойно относятся к тому, что все люди разные, но все должны иметь свои права и свободы. Поэтому сейчас набирают обороты такие общественные движения как: бодипозитив, феминизм, борьба против расизма, квир сообщество.
  9. Практичность социального характера, по мнению молодых людей. В анализе современной молодежи стоит сделать акцент на степени продуктивности социального характера. Многие функции и дела людей заменены современными приборами и устройствами, не требующими участия человека и исключающими человеческий фактор. В социальных отношениях посредством управления и программирования. Появляются новоиспеченные модели управления, в которых человеку определено место в качестве оператора. Сейчас общество заботится не о том, чтобы оптимизировать свои усилия при помощи технических средств, а о том, чтобы пассивно потреблять и погружаться в создаваемые этими средствами реальности.
  10. Способность фокусировать внимание в ожидании результата. Представители современной молодежи не нравится долго заниматься одним тем же, они не хотят тратить много время на работу на одном месте и в одной профессии. Они ждут немедленного вознаграждения, моментальной ответной реакции, результатов. Этому способствует огромное количество информации, в том числе развлекательной, которое выдают пользователи современных социальных сетей. Именно на фоне этого огромной популярностью у молодежи пользуется приложение TikTok, в основе которого лежат короткие ролики менее 30 секунд. В нем людям не приходится надолго задерживаться на одной теме, одном видео. Эта особенность современного мира уже является серьезной проблемой, из-за того, что молодые люди перестали обладать способностью фокусироваться на одном деле, их мозг сразу начинает требовать разнообразия и переключения внимания на что-то другое, возможно более интересное и развлекательное. Эта тенденция приводит к развитию у большинства людей синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Подводя итог, молодежь играет одну из главных ролей по сравнению с остальными социальными группами. На её плечах лежит будущее состояние всех сфер общества. Молодежь в широком плане является определяющим фактором будущего всего человечества. Одна из главных ролей современного молодого человека- носитель умственных и физических способностей, которые широко раскроются в будущем. Молодежь от других социальных групп отличает большой потенциал в трудовой деятельности, стремление к новым открытиям, способности в творчестве и культуре. Молодые люди являются перспективной группой в профессиональной деятельности и социальной сфере, они быстрее остальных усваивают новую информацию и адаптируются к различного рода изменениям. Считают, что, только рождаясь молодые люди являются объектами, на которые воздействуют общество, семья, образовательные институты, социальные условия. По мере взросления молодой человек уже сам начинает влиять на это общество и становится его субъектом. Современная молодежь свободна от предрассудков прошлого, имеет высокий уровень познания и общего развития, за счет стремительно развивающихся средств хранения и распространения информации. По сравнению с предыдущими поколениями они более раскованы, предприимчивы, толерантны и уверены в себе и завтрашнем дне.

Список литературы:

  1. Базовые ценности россиян. Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. По материалам проекта "Томская инициатива". М., 2003.
  2. Киселева И.А., Симонович Н.Е.Проблемы самореализации личности в современных условиях инноваций //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014 № 6 (243) – сс.53-56.

3. Безбогова М.С., Ионцева М.В. Социально-психологические аспекты взаимодействия пользователей в виртуальных социальных сетях. // «Мир науки» (серия Педагогика и психология). 2016. №5 (сентябрь-октябрь), том 4.

4. Воронин В.Н. Социально-психологические механизмы формирования организационной культуры: дис.. д-р психол. наук: 19.00.05. М., 1999.

5. Дергунов, Т.В. Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя / Т.В. Дергунов. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

6. Зайцев, А.Б. Индивидуально-психологические факторы успешности обучения современных студентов / А.Б. Зайцев. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология» - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ. - 2013. - Т. 6. - №2 - С. 65-71.

7. Ионцева М.В., Никитина Н.В. Теоретический анализ Я-концепции в организации / Ионцева М.В., Никитина Н.В. // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. №22. С. 229-232.

14.02.2022 09:52


© 2022 4360

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!