СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное волонтёрство как средство формирования профессиональной культуры будущего юриста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные технологические достижения, глубокие социально-экономические кризисы и глобальная переоценка ценностей требуют подготовки юристов нового типа, обладающих мобильностью и высокой нравственной культурой.

Анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что однозначно не определено понятие профессиональной культуры. Авторы по-разному определяют сущность и структуру культуры специалиста. Под профессиональной культурой Б.С. Ерасов понимает совокупность норм, правил и моделей поведения людей - относительно замкнутая система, связанная со спецификой деятельности людей в современных условиях труда. В ней «действуют два начала - консервативное, обращённое к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращённое к будущему и созидающее новые ценности». Профессиональная культура - это социальный конструкт, который не может складываться сам собой и должен систематически, эффективно и надежно поддерживаться и развиваться профессиональным сообществом в самых разнообразных условиях.[1]

Одной из важнейших составляющих профессиональной социализации будущих юристов, является формирование нравственной культуры, которую можно характеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в деятельности. Таким образом, профессиональную культуру можно определить как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. Культура будущего юриста складывается в единстве и взаимодействии всех составляющих, их разделение возможно только условно. В деятельности она всегда проявляется целостно, и в этом ее принципиально важная особенность. Тем не менее, именно духовная сторона профессиональной культуры отражает ее специфические ценности, нормы и отношения, регулирующие профессиональное поведение субъекта профессиональной деятельности, именно она предъявляет систему нравственных требований к представителям соответствующих профессиональных групп.

Волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Решение этих задач предусматривает применение различных технологий, одной из которых является вовлеченность студентов в добровольческую деятельность.

Волонтерская деятельность в нашем колледже опирается в своем развитии на отечественные традиции добровольчества и благотворительности.

В настоящее время волонтерство достаточно активно развивается как на региональном, так и федеральном уровнях, поскольку совершенно очевиден факт того, что государство не в состоянии решить все социально-экономические проблемы без деятельного участия самих граждан.

Волонтерское движение - это системная работа администрации колледжа и студентов. Оно предусматривает:

  • демократическое управление;
  • признание равенства личных и общественных потребностей;
  • добровольность и право выбора деятельности;
  • неформальность, нестандартность содержания деятельности;
  • выбор средств достижения целей;
  • совместное решение проблем;
  • готовность защищать интересы других;
  • личностный рост волонтеров.

Вовлеченность обучающихся в добровольческую деятельность способствует:

  • развитию гражданско-патриотического воспитания и понимания национально-государственных интересов;
  • укреплению общечеловеческих ценностей;
  • развитию духовно-нравственных ценностей;
  • снижению агрессивности и снижению рисков вовлечения молодежи в антиобщественные поступки;
  • развитию готовность к сотрудничеству с другими людьми;
  • развитию самовыражения, самоопределения, самореализации; развитию уважения к другой точке зрения, культуре, религии;
  • творческому росту.

Сегодня важно решить задачи оказания комплексной помощи и поддержки нуждающимся людям, укрепить базовые ценности и ориентиры, позволяющие человеку вести здоровую, продуктивную и насыщенную жизнь.

Студенты Гуманитарного колледжа являются членами волонтерского движения более 8 лет, поэтому логично с уверенностью утверждать, что волонтером может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время добровольному труду.

Направления добровольческой деятельности в колледже многообразны:

  • организация помощи детским домам и интернатам;
  • организация помощи пожилым людям, инвалидам и ветеранам;
  • помощь в организации и проведении интеллектуальных конкурсов среди молодежи и подростков;
  • помощь в проведении спортивных и туристических мероприятий;
  • организация и проведение творческих мероприятий, конкурсов, праздников в колледже;
  • трудовая помощь (организация субботников);
  • участие в добровольческих акциях России, региона и города (Волонтеры Победы, Георгиевская ленточка, Свеча Памяти, Письмо ветерану, высадка саженцев деревьев).

На ежегодном Городском открытом Форуме добровольцев Гуманитарный колледж получает награды за активное участие в городском добровольческом движении, развитие добровольческой деятельности и значительный вклад в проведении социально-значимых мероприятий на территории г. Тольятти.

Студенты Гуманитарного колледжа на Молодежном форуме ПФО «iВолга» в 2016 году в номинации «Поколение добра» представляли проекты «С Ангелом в пути!» (православное паломничество силами молодежи) и «Больничные клоуны» (проект по работе с детьми в больницах и стационарах). В текущем учебном году на форуме будут представлены три проекта.

Своими силами студенты разрабатывают постановки сказок, репетируют, готовят костюмы, подбирают музыку и выступают в интернатах, детских домах. Оказывают помощь в уборке территорий детских домов и социальном приюте. Готовят и проводят мастер-классы и мероприятия для учеников коррекционной школы для слабовидящих детей.

Оказывают помощь инвалидам и пожилым людям по адресам ГБУ СО «ЦСО Автозаводского района г.о. Тольятти». Помогая пожилым людям и инвалидам в уборке жилых помещений, стараются не только улучшить быт, но и поддержать беседу. Ведь многие из них одиноки.

Обозначенные направления дополняются другими направлениями в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих организаций.

Добровольческая деятельность студентов колледжа имеет следующие формы:

- одноразовые мероприятия и акции, проекты;

- региональные конференции, фестивали, конкурсы, благотворительные сезоны.

Для привлечения студентов и молодежи к волонтерской деятельности создана группа «Волонтеры Гуманитарного колледжа Твори Добро» В Контакте.

Волонтерство – это бескорыстная и добровольная деятельность ради блага других людей, не являющихся друзьями и не связанные семейными отношениями.

Добровольчество – свободно принимаемые человеком моральные и нравственные обязательства. Люди помогают друг другу, и это дает им чувство удовлетворения от выполнения своего человеческого долга. Эта помощь, самопомощь, взаимопомощь, строящаяся на единении людей, общении в братстве и любви.

Заботясь о других, люди становятся человечными. Помощь ближнему, духовное единение, милосердие – это исконно русские добродетели, которые так важно сегодня возродить в нашем обществе.

Добровольческая деятельность позволяет через конкретные дела укреплять духовно-нравственные ценности, являющиеся основой социальной стабильности.

Она способна уменьшить агрессивность и риск быть вовлеченными в антиобщественные действия. Создание условий свободного доступа к волонтерской деятельности, привитие ценностей общественного служения способствует достижению важнейшей цели государства – укреплению в обществе таких духовно-нравственных фундаментальных ценностей, как человеколюбие, честность, солидарность, отзывчивость, сострадание.

Добровольчество отвечает присущей человеку необходимости быть общественным, находится в коллективе, ценностям и целям которой он может соответствовать. В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих человеку.

Таким образом, волонтерство для молодежи – это, прежде всего, любимое занятие, перетекающее в образ жизни.

Участие будущих юристов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем – тех факторах, на которых базируется успешность человека как состоявшейся зрелой высоконравственной личности.

Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за проведенные акции и мероприятия и т.д.

Добровольческая деятельность формирует у обучающихся привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущей профессиональной деятельности станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей. Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной социальной работе лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать и организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.

Таким образом, участие будущих юристов в волонтерском движении развивает ценностные ориентации, позволяет решить актуальную проблему организации досуга, повышает коммуникативный потенциал, учит грамотно распределять свое свободное время, снижает недоброжелательность, нетерпимость и агрессивность.

[1] Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. - Издание третье, 2 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000 - 591 с.

05.06.2019 22:07


Рекомендуем курсы ПК и ПП