СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование педагогического мастерства на уроках биологии с применением интерактивных методов обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

“Самостоятельность головы учащегося –

единственное прочное основание

всякого плодотворного учения”.

К.Д. Ушинский.

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не всегда оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Современное общество, которое характеризуется стремительными темпами развития, информатизацией среды предъявляет особые требования к выпускнику.

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует активизации деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем. В условиях развивающего обучения необходимо обеспечить максимальную активность самого учащегося в процессе формирования ключевых компетенций, так как последние формируются лишь в опыте собственной деятельности. В соответствии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, под которыми понимаются «… все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика».

Интерактивный – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учениками и учителем, между самими учениками.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

- пробуждение у обучающихся интереса;

- эффективное усвоение учебного материала;

- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

- установление воздействия между обучающимися, навыки работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

- формирование у обучающихся мнения и отношения;

- выход на уровень осознанной компетентности обучающегося.

Цель моей работы в том, чтобы показать место и роль интерактивных методов: самостоятельно получать знания и умело их использовать на практике при решении проблем; критично мыслить, уметь преодолевать трудности; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах; самостоятельно работать над развитием своего интеллектуального и культурного речевого уровня.

При использовании интерактивных форм роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки содержания урока на основе интерактивных форм обучения перед учителем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной и подходящей формы обучения для изучения конкретной темы, а открывается возможность сочетать несколько методов обучения для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению обучающихся. Представляется целесообразным рассмотреть необходимость использования разных интерактивных форм обучения для решения поставленной задачи.

Принципы работы на интерактивном занятии:

-на уроке – не просто выдать информационный материал, а работать сообща;

- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу;

-все сказанное на уроке – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы урока.

Эффективность интерактивного обучения:

- интенсификация процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний;

- повышает мотивацию и вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям;

- обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей.

Миссию школьного курса биологии вижу в том, чтобы создавать благоприятные условия развития для всех детей: одарённых и обычных, учитывая их склонности и особенности. Первостепенное значение в моей работе приобретает опора на сильные стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребёнком собственной позиции по отношению к приобретаемому знанию, к другим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности. В своей работе я использую разнообразные приемы интерактивного обучения: “Аквариум”, “Круг идей”, “Мозговой штурм”, метод “Пресс”, “Микрофон”, “Дебаты”, “Карусель”, “Цепочка”, биологические задачи, блиц-интервью, “Сенкан”, игры, загадки, экологические задачи, дискуссии, групповые исследования и др. Учащиеся проявляют заинтересованность на таких уроках. На традиционных уроках учитель всегда рассказывает, учащиеся слушают. Использование интерактивных методов обучения обеспечивает активное участие каждого, творческое участия каждого, творческое содружество участников между собой.

Структура интерактивного урока

1 этап. Мотивация. Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы.

«Блицопрос», «Мозговой штурм», «Микрофон»

2 этап. Озвучивание темы и задач. Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока через эпиграф, слово, название.

3 этап. Получение необходимой информации. Инструктаж учащихся для выполнения задания. Презентация домашнего задания. Ознакомление с раздаточным материалом. Мини-лекция

4 этап. Интерактивное задание. Практическое усвоение материала. «Аквариум», «Пресс», «Дебаты», «Семинар», «Снежный ком», «Микрофон», «Защита проекта», Работа в малых группах.

5этап. Подведение итогов. Рефлексия. Обсуждение с целью закрепления материала.

«Большой круг», «Неожиданное» предложение”, “Снежный ком”, “Творческое задание”, “Проект”, “Пресс”.

При реализации интерактивного обучения предполагается: - усиление аналитической и оценочной сторон в изучаемом предмете, - организацию всевозможных диалоговых форм обучения, максимально отойдя от учительского монолога, - проблемный подход к изучению материала, - активное использование творческого потенциала учащихся.

Урок остается основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. В настоящее время все большее значение приобретают его самообразовательная и стимулирующая функции.

Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, справочной литературой, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний, формированием умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т. е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.

Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Особенности содержания предметов естественнонаучной направленности, учебно-воспитательных задач, вызвало к жизни большое разнообразие уроков. Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности и в первую очередь натуральной. Я, как учитель, ищу способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования, требует соблюдения принципа научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).

Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах (постоянного и сменного состава) и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию: монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий. Оценивание результатов обучения подразумевает учет знаний и умений ученика. При планировании практической части программ необходимо учитывать следующее: лабораторные и практические работы могут носить обучающий и ознакомительный характер.

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Домашнее задание по биологии может быть творческого характера.

Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что " Не с курьезами и диковинками наук надо знакомить учеников в школе, а приучать их находить причинные связи в том, что их окружает, показывать пользу науки»

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Предполагаемые результаты использования интерактивных занятий - повышение эффективности занятий, интереса учащихся, - формирование и развитие у детей коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов, - формирование и развитие аналитических способностей, ответственного отношения к собственным поступкам (способность критически мыслить; умение делать обоснованные выводы; умение решить проблемы и разрешить конфликты; умение принимать решение и нести ответственность за них), -формирование и развитие навыков планирования (способность прогнозировать и проектировать свое будущее).

27.01.2020 20:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!