Психолог, руководитель Международного центра изучения и практики осознанного дыхания, г. Москва
Здравствуйте, дорогие учителя, директора и завучи, дорогие родители!
Я сама преподаватель, но в основном работаю со взрослыми. Вот уже почти 30 лет я обучаю дыхательным практикам антистрессовой, оздоровительной и успокоительной направленности. Каждый год я организую научно-практические конференции, участвую в международных проектах «Дыхание против стресса и выгорания», «Дыхание для избавления от пост-травматического синдрома», «Дыхание для дошкольников и школьников».
Когда я провожу занятия для педагогов и говорю, что им нужно заботиться о своём здоровье и восстановлении ресурсов, в первые минуты в аудитории возникает растерянность. «Нам таких слов давно не говорили, обычно мы только всё должны и обязаны», — признаются учителя.
Я вижу прекрасных людей, искренне увлеченных своей работой, порою уставших до невозможности, но пришедших в профессию по зову души. Эта профессия требует от них направлять всё внимание наружу — детям, учебным материалам, снова детям, родителям, служебным вопросам, коллегам. И у многих преподавателей с годами вырабатывается привычка не думать о себе.
Но отсутствие баланса никогда не проходит бесследно. Если вы не обращаете внимания на свои потребности и желания, у вас не останется сил на заботу о других. Вы наверняка слышали в самолёте инструкцию «Сначала наденьте кислородную маску на себя, затем — на ребёнка». Те, кто отвечают за детей, в первую очередь должны позаботиться о себе.
Сейчас у учителей возникла двойная нагрузка — к обычным школьным задачам и проблемам прибавились личные переживания. При этом работа с детьми, как и раньше, требует внутренней эмоциональной стабильности и ясного сознания. Поэтому педагогам как никогда необходимо поддерживать себя. Для этого важно следить за своим состоянием на всех уровнях – физическом, эмоциональном, интеллектуальном, энергетическом, и при обнаружении нагрузки и перегрузки — не игнорировать, не выжимать из себя последние соки, а решать проблему. Но как?
Расслабление, спокойствие, ясность
Каждый человек может влиять на работу нервной системы с помощью дыхания — иногда хватает даже 20 секунд, чтобы состояние заметно улучшилось. При этом вам не нужно никакой специальной подготовки — многие антистрессовые дыхательные техники можно выполнять в любом положении тела: сидя, стоя, лежа, в ходьбе. Это то, что нужно для школьной обстановки! Попробуйте следующие упражнения:
1. «Очищающее дыхание»
Сделайте естественный вздох облегчения. Проследите за тем, чтобы после вдоха не было задержки дыхания, и чтобы выдох был тотально расслабленным. Если такой вздох не ощущается как полный и свободный, не даёт мгновенного облегчения — это индикатор большой внутренней нагрузки, вам нужно проделать более сильные антистрессовые дыхательные практики.
2. «Паровозик» (специальная версия)
Подберите любую комбинацию звуков, которые вы будете произносить на выдохе: «чууух», или «ссс», или «шшш», или «бззз» — что угодно. Один вдох носом – один выдох с произнесением звука (в полный голос или шепотом). Повторите 8, 16, 32 и более раз до ощущения внутреннего облегчения. Сопровождайте стряхивающими движениями в кистях рук, в плечах.
3. «Ха-дыхание»
Вдох носом, резкий выдох со звуком «ха». Для усиления эффекта на вдохе «хватайте» что-то в кулаки, а выдохе – резко «бросайте» что-то, распрямляя локти и пальцы рук. Повторите 8, 16, 32 и более раз до ощущения внутреннего облегчения (с осторожностью при проблемах со здоровьем).
4. Успокоительное дыхание
Вдох на 4 счета, выдох на 8 счетов. Выполнять от 1 до 5 минут, можно больше.
Конечно, изучать дыхание по описанию очень неудобно, самое лучшее – практическое занятие через интернет, когда вы видите, как выполняется упражнение. Если чувствуете, что тело, эмоции, мысли нуждаются в стабильности и укреплении — приходите в Группу дыхательной поддержки и проходите бесплатный курс по осознанному дыханию «Вдох-Выдох».
Всем учителям и родителям желаю жизнестойкости и внутренней силы!